Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать применение метода опроса граждан при разработке и реализации стратегии муниципального образования.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретический аспект организации опроса населения муниципального образования при разработке и реализации стратегии
2) проанализировать методику проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления.
Курсовой проект состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Обязательные требования к методу: предварительная апробация (пилотаж) среди всех  качественно  различных групп читателей данной прессы; предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению; использование разных шрифтов при публикации (для  выделения  смысловой структуры анкеты); повторная перепечатка анкеты в той же  газете  через неделю-полторы после первой публикации;. оглашение результатов опроса на страницах этого же издания. Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих  людей  рядом   социальных   характеристик   (уровнем   материального достатка,  местом  жительства,  идеологическими,  политическими  и   другими пристрастиями), постольку по  результатам  прессового  опроса,  проведенного одной газетой, нельзя судить о  состоянии общественного мнения,  присущего всему   населению.   Отсюда   проистекает   желательность   и    потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной  и  той  же  анкете  в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных  российских  условиях  встречается  не   в   порядке   досадного исключения, а как правило)  ведет  не  к  познанию  истинного  общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

            «Почтовый опрос – форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным  адресам)  тем  лицам,  которые  в совокупности репрезентируют изучаемый объект»8.

Достоинства метода –  возможность: получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить  опросом  населенные  пункты,  куда  анкетерам  невозможно добраться, иметь   дополнительную   информацию,   корректирующую   данные, произведенные любым иным методом, экономить средства (почтовый опрос обходится, как  минимум,  в  два раза дешевле обычного интервьюирования).

Недостатки метода: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.

Обязательные требования данного метода: тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты; обстоятельная инструкция к ее заполнению; шифровка конвертов; вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты; напоминание респондентам о необходимости  возврата  заполнения  анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

   «Телефонный   опрос –   специфический    синтез    анкетирования    и интервьюирования, используемый, как правило,  в  рамках  одного  города  или иного  населенного  пункта»9.  Популярность  использования  этого   метода   в современных   российских   условиях   повышается,   особенно,   в    периоды избирательных кампаний.

Основные  преимущества:  оперативность,  краткосрочность  и   экономичность.

Главный   недостаток:   обусловлен   невозможностью    соблюдения    правила репрезентативности  выборки.  Это  обстоятельство  обусловленно  отсутствием телефонов у определенных социальных  групп  населения;  большим  количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным  причинам  и  поводам;  многими другими факторами.

Обязательные требования к методу: предварительное изучение карты  города,  мест  контактного  проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС; разработка специального инструмента, включающего  картограмму  опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и  протокола  опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам; наличие телефонных справочников; соблюдение заранее установленного шага (интервала) при  наборе  номера телефонов одной АТС; особая  подготовка,  в том числе,  специальный тренинг телефонных интервьюеров; повышенная требовательность к их честности; обязательность контроля за их деятельностью; перепроверка полученных данных путем  выборочных  контрольных  опросов опрошенных абонентов.

   Факсовый (телетайпный,  телеграфный)  опрос – редко используемая  в собственно научных целях  форма  проведения  анкетирования,  при  которой  в качестве единиц отбора  респондентов  выступают  учреждения  и  организации, имеющие  факсовую,  телетайпно-телеграфную  или  иную  электронную  связь  с социологическим центром. Встречается  в  двух  разновидностях,  отличающихся реальным  составом  респондентов.  В  первой – респондентами   выступают руководители  обозначенных  предприятий  и учреждений,  во  второй –  круг респондентов расширен за счет опроса руководителями  (или  социологами)  тех лиц, которые определены организаторами опроса.

      Главное   достоинство  метода –  сверхоперативность   и   экспертная значимость получаемой информации.  Недостатки:  предельно  сжатый  вопросник (не более пяти позиций),  закрытость  вопросов  и ограниченность  вариантов ответов (не более семи).

     Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько  социологической, сколько  политологической  информации,  используемый  ведущими  политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает: формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса; мотивирование  телезрителей  на   высказывание   своего   ответа   на поставленный вопрос в форме либо «да», либо «нет»; просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному  телефону  и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (то есть в течение, 20-30 минут); оперативный подсчет кода опроса  с  демонстрацией  этого  подсчета  на электронном табло; комментирование полученных результатов. Этот привлекательный для  многих  прием  тележурналистики  способен  дать только  поверхностное  представление  об  общественном  мнении  вообще,   по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения  всего народа, так как данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию  имели  только  немногие.  Тем  не  менее,   этот   метод   может использоваться в социологических исследованиях, естественно,  без  претензий на роль главного и объективного.

   Референдумы, плебисциты  и иные общенародные  голосования –  политические мероприятия, которые связаны с опросом  населения,  а  поэтому  должны  быть использованы для социологического анализа  общественного  мнения  и  степени социальной напряженности. К сожалению, при  разработке  вопросов,  выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в  угоду  политическим интересам и амбициям их представителей. Это  резко  снижает  социологическую ценность их  результатов,  но  не  исключает целесообразности  их  учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.

   «Экспертные опросы – специфический вид опросов,  не  имеющих массового характера, но играющих важную роль в  эмпирической  социологии  и  все  чаще используемый ею»10. Экспертные опросы включают индивидуальные и групповые, в свою очередь, групповые методы включают: метод комиссии, метод суда, метод мозговой атаки, синетика, метод Дельфы.

При разработке и реализации стратегии развития муниципального образования могут применяться все рассмотренные в курсовом проекте виды опроса населения, как самостоятельно, так и в сочетании с другими социологическими методами.

Стратегическое управление развитием муниципального образования включает следующие разделы: стратегическое планирование и управление реализацией стратегии. В свою очередь, стратегическое планирование включает шесть этапов.

На первом этапе стратегического  планирования создаются орган (органы) управления стратегического планирования.

Во многих муниципальных  образованиях при разработке стратегии  формируется один единственный орган  управления – группа, отдел стратегического  планирования (г. Новосибирск, г. Волхов, г. Покров и др.)11, некоммерческое партнёрство (г. Новошахтинск)12, некоммерческая организация (г. Сортавала)13.

Орган управления создаётся  в целях организации по подготовке стратегии и разработке программы  экономического развития муниципального образования (МО).

Работа группы стратегического  планирования должна широко освещаться средствами массовой информации, быть открытой для замечаний и предложений жителей муниципального образования. Безусловно, в Группе стратегического планирования должны присутствовать и депутаты органов представительной власти.

На первом этапе стратегического планирования также должны быть выявлены основные проблемы муниципального образования, так как распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования; проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Для этого целесообразно провести «опрос местного сообщества, что позволит вскрыть ключевые проблемы муниципального образования и показать основные пути их решения с точки зрения населения муниципалтета»14, кроме того, жители муниципального образования будут чувствовать свою причастность к разработке стратегии развития их муниципалитета, что в свою очередь, положительно скажется на понимании и принятии стратегического плана местным сообществом.

Далее необходимо провести ранжирование глобальных проблем. Глобальные проблемы целесообразно связать  с какой-либо макроподсистемой муниципального образования, подчеркнув тем самым  значимость её существования. Для более  детального анализа проблем следует выделить локальные или тактические проблемы, которые более глубоко характеризуют внутреннее состояние какой-либо отрасли экономики.

Так же на первом этапе  планирования должна быть сформулирована миссия муниципального образования. Миссия представляет собой систему основных целей, которые ставит пред собой муниципальное образование на определённые период деятельности и развития. Затем на основе миссии формируются глобальные и тактические цели, а так же критерии их достижения – количественные показатели, определяющие меру или состав оценки достижения цели по сравнения с другими вариантами развития.

«Цель – есть идеал, мысленное  предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим деятельность человека»15.

Достижение целей обеспечивается, если они обладают следующими свойствами: конкретны и измеримы; ориентированы во времени; достижимы; взаимоувязаны между собой. Цель должна конкретизироваться в реальные задачи с помощью критериев эффективности её достижения.

  Цели необходимо ранжировать по степени важности. В качестве удобного инструмента построения целевой модели часто используют дерево целей, посредством которого описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция глобальной цели на подцели разного уровня в зависимости от сфер деятельности (макроподсистем) муниципального образования.

На втором этапе стратегического  планирования после определения  проблем и постановки целей осуществляется анализ внешней и внутренней среды.

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших  субъектов окружающей среды и  совокупности глобальных факторов внешней  среды, на которые муниципалитет  не может оказать непосредственное влияние. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношения к муниципалитету факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Научное изучение внешней среды осуществляется на основе комплексного (социального, технического, экономического, политического) анализа (от англ. сокр. STEP). Анализ внешней среды заканчивается составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми придётся сталкиваться в будущем.

Анализ внутренней среды осуществляется методом SWOT-анализа. Исходными данными для анализа являются стратегические цели и критерии, параметры социально-экономического положения муниципалитета, анкеты местного сообщества, анкеты ранжирования глобальных проблем, результаты исследования внешней среды.

Собранная информация позволяет  определить социальные и экономические  особенности муниципального образования, разделить эти особенности на сильные и слабые, и сопоставить  с возможностями и угрозами на пути развития муниципалитета.

Так же на данном этапе  осуществляется разработка альтернатив  развития и выбор стратегии. Варианты будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (SТЕР-анализ) и внутренней среды муниципального образования (SWОТ-анализ). В стратегическом менеджменте принято рассматривать три главных варианта (альтернативы) развития:

  1. пессимистический, когда происходит ухудшение социально-экономического положения и качества жизни населения;
  2. реалистичный, строящийся на основе стабилизации социально-экономического положения и качества жизни населения;
  3. оптимистический, когда наблюдается улучшение социально-экономического положения и качества жизни населения.

При разработке этих вариантов учитываются сложившиеся за ряд последних лет основные показатели, характеризующие их динамику и экономическое положение муниципалитета, а также результаты SТЕР- и SWОТ-анализов.

Третий этап стратегического  планирования характеризуется разработкой  проекта концепции социально-экономического развития муниципалитета. Концепция разрабатывается на основании итогов деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования за последний год, итогов социально-экономического развития муниципалитета за последний год, итогов проведённых STEP-анализа и SWOT-анализа внешней и внутренней среды, так же на основании поставленных целей, миссии муниципалитета  и разработки стратегических идей развития.

Проект концепции содержит основные положения социально-экономической стратегии муниципалитета. Группа научных сотрудников Тульской области предложила проводить разработку проекта концепции стратегического развития группой стратегического планирования на семинаре-тренинге (см. приложение 1).

Четвёртый этап стратегического планирования предполагает обсуждение проекта концепции в СМИ и на «круглых столах» с участием заинтересованных организаций. Это даёт возможность участвовать в разработке стратегии развития муниципалитета большому кругу лиц, что способствует выработке положительного восприятия населением муниципального образования политики руководства муниципалитета в области дальнейшего развития и поддержке и активному участию населения в осуществлении этой политики.

Информация о работе Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления