Особенности меценатской деятельности в Вороннежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении специфики меценатской деятельности как важного фактора успешного развития сферы культуры в исторической ретроспективе и в условиях социокультурной трансформации конца XIX - начала XX века. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
- проанализировать опыт меценатской деятельности в России как элемент общегосударственной политики;
- определить приоритетные направления меценатской деятельности;
- охарактеризовать меценатство как специфическое и целостное явление в культуре России и Воронеже в частности через деятельность различных субъектов меценатства;
- определить особенности основных видов благотворительной деятельности меценатов, а также проанализировать практику, сложившуюся в истории меценатства Воронежской губернии по привлечению и использованию необходимых финансовых средств в сфере культуры;
- проследить формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения культуры и искусства.

Файлы: 1 файл

1_2_3_chasti_1.docx

— 93.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования определяется тем, что профессиональная подготовка менеджера в современном образовании в обязательном порядке предполагает как глубокий анализ и изучение накопленного богатого опыта оказания помощи меценатами, так и использование данного опыта в непосредственной практической деятельности.

В современных российских условиях остро поставлен вопрос о сущности культурной политики и о финансово-экономических  основах культурной деятельности. Ограничены экономические возможности государства  в деле предоставления необходимых  ресурсов организациям культуры для  их работы в целях осуществления  перспективных проектов и программ, а также для обеспечения сохранности  накопленного культурного богатства. В этой связи существование многих культурных организаций и в целом  культурной деятельности без существенной благотворительной помощи со стороны  представляется достаточно сложным.

Объектом исследования является меценатство как социокультурное явление.

Предмет исследования — формирование моделей меценатства в Воронежском крае в XIX - начале  XX вв.

Цель исследования заключается в выявлении специфики меценатской деятельности как важного фактора успешного развития сферы культуры в исторической ретроспективе и в условиях социокультурной трансформации конца XIX - начала XX века. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

- проанализировать опыт меценатской деятельности в России как элемент общегосударственной политики;

-  определить приоритетные направления меценатской деятельности;

- охарактеризовать меценатство  как специфическое и целостное  явление в культуре России  и Воронеже в частности через деятельность различных субъектов меценатства;

- определить особенности основных видов благотворительной деятельности меценатов, а также проанализировать практику, сложившуюся в истории меценатства Воронежской губернии по привлечению и использованию необходимых финансовых средств в сфере культуры;

- проследить формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения культуры и искусства.

Степень научной  разработанности проблемы. В данной работе акцент сделан не только на дореволюционную литературу, так как она наиболее полно описывает жизнь, деятельность меценатов, но и на современные издания, освещающие данную деятельность. Информация по данной теме собиралась в Государственном архиве Воронежской области. Особенностями дореволюционной литературы, поднимавшей вопрос меценатства и благотворительности, является то, что она носила в основном историко-описательный и мемуарный характер: выходили автобиографические книги, сборники воспоминаний, издавались каталоги коллекций и т.д. Исторический материал о развитии меценатства в Воронежском крае в XIX – XX вв. в основном представлен в региональных источниках, например, в периодическом издании «Воронежский телеграф», в научных трудах воронежских историков.

Заслуживают внимания научные публикации Аронова А.А., Карпачёва М.Д,  Карнишина В.Ю., Кононовой Т.Б., в которых также представлена история российского меценатства, коллекционирования, благотворительности, предпринимается попытка определить особенности, тенденции, традиции дореволюционного периода. Главным образом, это повествования о жизни и деятельности русских меценатов и благотворителей. Большую часть материала удалось почерпнуть в Воронежской публичной библиотеке им. И.С.Никитина, в городских библиотеках, а также Интернете, где описывается роль отечественных коллекционеров и меценатов в формировании национального культурного фонда, в развитии духовной жизни, науки и образования.

В качестве научных источников были использованы словари-справочники, посвященные истории меценатства, например, «Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я», научно-аналитический обзор «Меценатства в России» Гавлина М.Л. и др. При исследовании истории развития меценатства были изучены материалы кандидатских диссертаций и авторефератов по данной проблематике.

Данная научная работа имеет следующую структуру: введение, три раздела, заключение и список используемой литературы. Во введении указаны актуальность выбранного исследования, определены предмет, объект работы, поставлена цель и задачи научного исследования, а также дана характеристика использованных источников. В первом разделе рассматривается меценатская деятельность в России как элемент общегосударственной политики, как специфическое и целостное явление в культуре России. Вторая часть работы посвящена общей характеристике видов благотворительной деятельности меценатов, а также анализу практики, сложившейся в истории меценатства Воронежской губернии. В третьей части работы описывается благотворительность и меценатство ярких представителей этого направления Воронежской губернии, а также их значительный вклад в культуру, науку, образование. В заключении подведены итоги по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

  1. История развития отечественного меценатства.

 

Меценатство - одна из давних отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.

Развитие меценатства в России было тесно связано с ростом национального самосознания в русском обществе. Меценатская деятельность многих его выдающихся представителей была проникнута потребностью укрепления национального духа, самобытных начал русской жизни, упрочения национальной государственности. Таковы были главные черты того размаха, который был присущ российскому меценатству на протяжении длительного времени.

Вместе с тем многогранная деятельность этих подвижников культуры способствовала распространению достижений европейского просвещения, науки, литературы и искусства, идей общественной мысли  в стране, громадное большинство  населения которой было оторвано от остального мира и лишено возможности  пользоваться плодами мировой цивилизации. А в образованных слоях не все  осознавали необходимость в этом для дальнейшего развития общества.

История меценатства в  России знала два наиболее значительных взлета на своем пути. Первый — был  связан с расцветом дворянской культуры и просвещения. Он охватывал, прежде всего, период второй половины XVIII в.  — первой трети XIX в., в особенности век Екатерины II и Александра I, и теснее всего связан в нашем представлении с типом петербургского собирателя и мецената — знатного вельможи или крупного царского сановника. Второй период, еще более значительный по своим масштабам и широте, подъем меценатской деятельности в России связан, главным образом, с купеческим меценатством второй половины XIX в.  — начала XX в. Видное место здесь принадлежит московскому купечеству, ставшему своего рода символом вклада российских предпринимателей в развитие русской культуры. Но громкие имена, прославившиеся покровительством науке и искусству, были и во многих других местах обширной империи, как в центральных ее губерниях, так и в отдаленных районах севера европейской России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Со становлением купеческого  собирательства и меценатства историки связывают решительный поворот  к поддержке национального, берущего свое начало в народной жизни, отечественного искусства, наметившийся к середине XIX века. Понятия «национальности» и «народности» приобрели особое значение в связи с Отечественной войной 1812 г., ставшей переломным рубежом в истории России. 1812 год вызвал общенародную борьбу против французского нашествия, став поворотной точкой в развитии национального самосознания, побудительным импульсом к складыванию нового общественного идеала, основанного, в большей мере, уже не на идее абсолютистского государства, а на идеях национальности и народности.

Меценатство как поддержка  частными лицами культуры, науки и  искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки  для образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительной деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 — начала 20 в. — Н. П. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев [13, c. 19-28].

Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому  купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки  культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось  обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый  город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительной  деятельности. Так, на средства Марии  Федоровны и Феодосии Ермиловны  Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва  Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра [4].

Широкий размах в России имела церковная благотворительность. Только в Москве в начале 20 в. насчитывалось 69 церковных попечительств бедных [6, с.172]. На содержании московских приходских храмов состояло более 100 небольших богаделен.

Особое значение в системе  частной благотворительности имели  сословные учреждения. На средства дворян, купцов, священников организовывались учебные заведения, приюты, богадельни, где учились или жили представители  данного сословия.

Российская государственная  и частная благотворительность  со второй половины XIX в. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием.

Всего в Москве к началу XX в. насчитывалось 628 [21, с. 43] благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитии, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий и т. д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи.

Профессиональными благотворителями называли современники семейство купцов Бахрушиных, щедро жертвовавших миллионы на строительство храмов, больниц, приютов, домов с бесплатными квартирами. Александр Алексеевич Бахрушин передал  на строительство здания театра Корша  крупную сумму денег. Но более  всего помнят россияне Алексея Александровича Бахрушина — основателя знаменитого  театрального музея, подаренного хозяином в 1913г. Академии наук в Москве [22, с.53- 68]. 

Не менее известными покровителями  культуры были и московские купцы  Щукины. Меценатство и коллекционирование — давняя традиция этой семьи. Петр Иванович, собравший огромную коллекцию  памятников русского искусства, выстроил на свои деньги здание музея на Грузинской улице, а затем в 1905 г. подарил  его Историческому музею с  собранием, насчитывавшим около 24 тыс. предметов. Его брат Сергей Иванович собрал замечательную по полноте коллекцию современной западноевропейской живописи, ставшую позже украшением Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. «Купечество, — замечает Е. И. Кириченко, — оказалось благодатной почвой для восприятия славянофильских идей и идеалов... Московские славянофилы и московское купечество, заинтересованные в подъеме русской национальной промышленности, в уменьшении роли иностранцев в хозяйственной жизни России, образуют в 1840—1870-е годы союз соратников и единомышленников, объединенных не только совместной деятельностью, но во многих случаях и личной дружбой». Результатом многочисленных личных контактов купцов со славянофилами, особенно возросших в дни падения Севастополя, стал целый ряд их совместных экономических, общественных и культурно-просветительских проектов. Не прошел бесследно этот союз и для формирования купеческой идеологии.

Многие из виднейших представителей купечества разделяли взгляды славянофилов на исключительность пути России, на необходимость  поисков и поддержки национальных достижений и проявлений в литературе и искусстве, поощрения интереса к отечественной истории и  культуре, развитию народного просвещения. Эти взгляды и настроения во многом определяли и направления их коллекционерской и меценатской деятельности. В  свою очередь, становившееся заметной силой русское предпринимательство  побуждало дворянских идеологов  славянофильства видоизменять и  углублять свои воззрения. В пореформенные  годы И. С. Аксаков вырабатывает новую  «теорию общества», в которой  большое место уделялось нарождавшейся  русской буржуазии.

В купеческой, прежде всего  московской, среде под влиянием агитации славянофилов распространяется увлечение  собирательством памятников отечественной  и славянской культуры. Новое, торгово-купеческое сословие, класс предпринимателей, все более уверенной поступью выходившее на сцену, громко заявляло о себе и в меценатской деятельности. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Многие из них исповедовали старообрядчество. Поэтому, обратившись к собирательству и меценатской деятельности, они привнесли с собой новый, свежий вкус и впечатления, новые представления о народности и гражданственности, об истории страны, о предназначении литературы и искусства, научных знаний. В большинстве случаев, особенно в первых поколениях, гораздо менее образованные по сравнению с рафинированными представителями дворянства, но ближе ощущавшие потребности людей из народа, эти новые «меценаты» проявили глубокий интерес к народным, религиозно-православным корням русской культуры и к ее гражданским основам. Лучшие из них, в противовес европейским веяниям дворянства, его увлечению классицизмом и академизмом, стали поддерживать национальную традицию в искусстве и литературе, более широко трактуя и национальную культуру как основывавшуюся не только на вкусах и требованиях верхних классов.

Информация о работе Особенности меценатской деятельности в Вороннежской области