Особенности социально педагогической работы с детьми сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-провести анализ научной, социально - педагогической, социально - психологической литературы по проблеме исследования
- рассмотреть сущность и содержание социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретический анализ социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………5
1.1Сущность и содержание социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………………5
1.2.Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социально педагогической деятельности……………………………..10
Глава 2.Специфика социально педагогической деятельности с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………..13
2.1.Опыт социально педагогической деятельности с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………13
2.2 Эмпирическое исследование потребностей и проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………28

Файлы: 1 файл

123.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретический анализ социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………5

1.1Сущность и содержание  социально педагогической работы  с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………………5

1.2.Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей  как объект социально педагогической  деятельности……………………………..10

Глава 2.Специфика социально педагогической деятельности с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………..13

2.1.Опыт социально педагогической  деятельности с детьми сиротами  и детьми, оставшимися без попечения  родителей………………………………13

2.2 Эмпирическое исследование  потребностей и проблем детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..26

Список использованных источников……………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей. 
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования.

Настоящая работа посвящена острой, актуальной и все еще мало разработанной теме - особенностям социально-педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

В последние годы проблема социально-педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Работа социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей разнообразна и актуальна на данном этапе развития общества. Необходимо социальному педагогу в работе использовать большое разнообразие форм, подбирать инновационные формы работы. Теоретическими исследованиями работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей занимались: Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Мардахаев Л.В., Терещенко Е.Я., Дьяконов Б.П.

Цель работы: рассмотреть особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-провести анализ научной, социально - педагогической, социально - психологической литературы по  проблеме исследования 

-  рассмотреть сущность и содержание социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

- охарактеризовать детей сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей

- исследовать особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами

 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретический анализ социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

1.1Сущность и  содержание социально педагогической  работы с детьми сиротами и  детьми, оставшимися без попечения  родителей

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, наркомании, алкоголизму и другим асоциальным явлениям. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, а нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей сирот, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка и реализация  технологий  социально-педагогической деятельности. 

Шакурова М.В. под социально-педагогической деятельностью понимает деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

При этом социальное воспитание — это  забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека. А социально-педагогическая защита — система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника), отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил [25, с. 5].

Сластенин В.А. назначение социально-педагогической деятельности видит в  оказании компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей [14, с. 165 ].

Для понимания сущности и особенностей любого вида деятельности необходимо выявить его концептуальные и процессуальные составляющие, прежде всего его объект и субъект.

В основе этих подходов к определению сущности объекта социально-педагогической деятельности лежит дискуссия, истоки которой кроются в педагогической традиции конца XIX — начала XX в.

С точки зрения И. Г. Песталоцци, П. Наторпа и других, объектом социальной педагогики выступает социальное воспитание подрастающего поколения. Задача социальных педагогов — интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, создания социально-педагогического и социально-психологического «поля» для полноценного становления каждого человека на всем протяжении его жизненного пути [12, с. 6].

Развивая педагогические идеи Р. Оуэна, Г. Ноль, Г. Боймер и других, социально-педагогическую деятельность определяли как социальную помощь обездоленным детям, опеку и профилактику правонарушений несовершеннолетних, внешкольную работу по месту жительства, воспитательную работу в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, прежде всего с детьми с делинквентным поведением.

Современная социально-педагогическая теория и практика продолжают развиваться по этим направлениям. Сторонники первого преобладают среди теоретиков социальной педагогики, тогда как среди практических работников большей популярностью пользуется второй, адаптивный подход.

Обратим внимание на еще одну особенность объекта социально-педагогической деятельности. По мнению Ю.В. и Т. А. Васильковых, данный вид деятельности, по сути, есть социальная работа, включающая педагогическую деятельность, и направленная на помощь ребенку (подростку) в самоорганизации, на установление нормальных отношений в семье, школе, в обществе [7, с. 17].

Столь же многомерен и субъект социально-педагогической деятельности: это органы государственной власти, родители, педагоги и другие специалисты, общественные и некоммерческие организации.

Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающих задачи социального воспитания и социально-педагогической защиты:

первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально-педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);

сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);

оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.) [25, с. 8].

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Однако социальное воспитание и социально-педагогическая защита эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены — самой личности, ее семьи, группы общения.

Задачами социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях и интнрнатах являются:

1.  Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, или на территории его, изучение их социального положения и условий жизни;

2.   Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей сирот.

3. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования  по социально-педагогической проблематике  для детей  сирот .

4.   Оказание комплексной помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты.

5.   Социально-педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков.

6.  Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых.

7. Культурно-просветительская  работа среди населения по  пропаганде и разъяснению здорового  образа жизни.

8.  Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей.

9.  Предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др. [25, с. 12]

В основе нашей социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:

принцип взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы-интерната,

социальными институтами города по решению проблем ребенка;

принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога , создание условий для саморазвитии и социализации личности;

принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;

принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.

Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, требуют времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации,  функционирования человека и потребностями его “очеловечивания” и ли общественными интересами. Социально-педагогическая деятельность предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа социального педагога. Процесс социально-педагогической деятельности представляет совокупность всех операциональных действий, которые совершают его соучастники [8, с. 35].

Основными направлениями социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении являются :

1. Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика  с целью выявления социальных  и личностных проблем ребенка: изучение  личности ребенка, его индивидуальных особенностей, школьной документации, медицинской карты, жилищно-бытовых условий, особенностей развития и воспитания ребенка, семейных отношений,  воспитательные ресурсы, анализ, систематизация полученной информации для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка

2. Социально-правовое. Социально-педагогическая  защита прав ребенка – выявление  и поддержка  учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке.

3. Консультативное. Социально-педагогическое  консультирование учащихся, оказавшихся  в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

4. Профилактическое. Социально-педагогическая  профилактика и коррекция - способствует  своевременному выявлению и предупреждению  фактов отклоняющегося поведения  учащихся, формированию потребностей  в ведении учащимся здорового  образа жизни, проведению профилактической  работу с учащимися, состоящими  на учете в школе, отделе по  делам несовершеннолетних при  городском отделе милиции, повышению  уровня правовой культуры учащихся  и родителей.

Информация о работе Особенности социально педагогической работы с детьми сиротами