Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-провести анализ научной, социально - педагогической, социально - психологической литературы по проблеме исследования
- рассмотреть сущность и содержание социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретический анализ социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………5
1.1Сущность и содержание социально педагогической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………………5
1.2.Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социально педагогической деятельности……………………………..10
Глава 2.Специфика социально педагогической деятельности с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………..13
2.1.Опыт социально педагогической деятельности с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………13
2.2 Эмпирическое исследование потребностей и проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………28
5. Методическое. Организационно-методическая
деятельность - анализ социально- педагогической
деятельности, с целью повышения
педагогического мастерства, участие
в работе педагогических
Результатом социально-педагогической деятельности является формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. С увеличением числа численностей с новым уровнем и видом социального развития создаются и развиваются условия для развития и самого общества, создания новых форм общественной жизни.
Итак, в этой связи следует подчеркнуть, что результаты социально-педагогической деятельности могут носить реакционный характер, когда она закрепляет процесс деперсонализации человека, его отчуждения от самого себя и от общества, или консервативный характер, когда ограничиваются лишь закреплением господствующих социальных ценностей и форм его поведения, или поступательно-гуманистический - социально-педагогическая деятельность противостоит не индивидуализации, не развитию человеческого “Я” в единстве с ценностями свободы, справедливости и равенства, демократии и гуманизма, а отчуждению, различного рода его подавлению и угнетению. Таким образом, социально-педагогическая деятельность может содействовать или, напротив, противодействовать прогрессивно-гуманистическому развитию общества [16, с. 38].
1.2.Дети сироты и дети,
оставшиеся без попечения
К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия [32,ст.1].
Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
1. Копии свидетельства об их смерти.
2. Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
3. Копии приговора суда об осуждении родителей.
4. Медицинский документ
о длительной болезни
5. Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
6. Материалы о розыске родителей и другие.
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения. Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей [25,c.38].
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в интернатных учреждениях, сталкиваются со многими проблемами.
Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка — он ничей; он никому не нужен. Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в интернатных учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными, порою весьма странными и нежелательными сторонами.
В результате у воспитанников в той или иной степени формируются следующие черты: иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах; трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха, которых не дает сегодня интернатное учреждение. Контингент интернатных учреждений в значительной мере составляют дети, в чем-то действительно ущербные, так как с раннего детства, когда закладываются основы личности, они находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, не приучены к порядку, а главное — запечатлели в своей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми, увидели жизнь с «черного хода» [12, 101 ].
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство) [28, 98].
В соответствии с Законом РБ « О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав,
отобрания их у родителей без лишения родительских прав,
признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими,
объявления их умершими,
нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей,
болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей,
отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы,
оставления их родителями в организациях здравоохранения,
согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей [11, 126].
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
1. умерли;
2. лишены родительских прав; ограничены в родительских правах;
3. признаны безвестно отсутствующими;
4. недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;
5. обвиняются в
совершении преступлений и
6. уклоняются от воспитания детей;
7. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно [11, 129].
Что касается Республики Беларусь, то по данным Национального статистического комитета РБ по состоянию на 1 января 2014 года количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 36004 человек [14, 35].
Таким образом, дети - сироты характеризуются целым комплексом нарушений, для коррекции которых необходима целенаправленная и планомерная работа. Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач в работе с детьми сиротами. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его “очеловечивания” и общественными интересами. Социально-педагогическая деятельность предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа социального педагога. Процесс социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность всех операциональных действий, которые совершают его соучастники.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
В последние
годы проблема сиротства стала
чрезвычайно актуальной: происходит
неуклонный рост числа детей-
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социально-педагогическая деятельность использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания в работе с детьми сиротами.
Содержательную сторону социально-педагогической деятельности составляет совокупность образовательных и других программ. Они имеют своей целью повышение образованности детей сирот, их соцализацию и подготовку к жизни.
Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач в работе с детьми сиротами.
Глава 2.Специфика социально педагогической деятельности с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Опыт социально педагогической деятельности с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач.
Задачи:
Обеспечивать психолого-педагогической, правовой поддержки детям-сиротам.
Оказывать помощь в построении взаимоотношений подростка и среды его нахождения
Формировать качества, необходимых для позитивной жизнедеятельности, прежде всего толерантного отношения к окружающим.
Способствовать развитию мотивации к получению профессии.
Способствовать развитию мотивации к здоровому образу жизни через организацию досуга. Развитие творческой и общественной активности, способности к самопознанию и самореализации.
Работа с детьми-сиротами ведется по следующим направлениям:
Организация предоставления социальных гарантий и фактический учет за период обучения.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями через организацию оказания медицинской помощи детям-сиротам.
Взаимодействие с социальными партнерами.
Работа по адаптации и сохранности контингента. Организация досуга.
Работа по повышению мотивации к профессии и к учебе в целом.
Соблюдения условий проживания детей-сирот.
Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов.
Ведение нормативного пакета документов.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот.
Таким образом, среди основных целей и задач социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений. А так же , умело и профессионально организованная работа по коррекционной направленности обучения и воспитания детей с недостатками в развитии позволит с наименьшими затратами интегрировать их в общество, сформировать социальную компетентность и самодостаточность, на что и направлена работа педагогического коллектива Детского дома.
Информация о работе Особенности социально педагогической работы с детьми сиротами