Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:21, реферат

Описание работы

Цель: Выявить основные способы работы социального работника с детьми группы для достижения цели, можно выделить следующие задач:
1. Рассмотреть детей и их семьи, находящихся в группе риска, выделить их особенности;
2.Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;
3. Выделить этапы социальной работы и виды реабилитации по данной деятельности .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1Понятие и содержание термина «группа риска»……………………………….5
1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5
1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних…………………….....9
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13
2.Специфика деятельности социального работника с детьми и семьями группы риска……………………………………………………………………………….17
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17
2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19
2.3Технологи социальной работы с неблагополучными семьями…………26
Заключение…………………………………………………………………….….36
Список используемой литературы……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

реферат рамазанов.docx

— 70.37 Кб (Скачать файл)

Автономное образовательное учреждение государственный институт экономики, финансов, права и технологий.

 

 

Кафедра управления социальными и  экономическими процессами

Дисциплина: Работа с клиентами социальных служб

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

«Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска».

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка  5 курса

факультета МСРиТ

301 группы 

Дубасова Е.В.

Работу проверил:

Рамазанов Р.А.

 

Гатчина

2014

Содержание 

                                                                                                                                  с.

Введение…………………………………………………………………………....3

1Понятие и содержание термина  «группа риска»……………………………….5

    1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5

    1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних…………………….....9

    1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13

2.Специфика деятельности социального работника с детьми и семьями группы риска……………………………………………………………………………….17

     2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17

     2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19

     2.3Технологи социальной  работы с неблагополучными  семьями…………26

Заключение…………………………………………………………………….….36

Список используемой литературы……………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во все времена и в любом обществе деятельности по воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. На данный момент сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи.

  Для этих семей характерны  проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. Такие  семьи принято называть - семьями  «группы риска». У детей в таких  семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о  значении собственной личности, что может отрицательно сказаться  на дальнейшей судьбе.           Одна из таких проблем является детская безнадзорность, все больше подростков оказываются предоставлены сами себе, и являются вовлеченными в преступный бизнес. Начинают с раннего детства пробовать алкоголь и наркотики, совершают систематические правонарушения и не успевают в обучении. Детская безнадзорность имеет целый ряд причин. Это и занятость родителей, и их неумение налаживать контакты со своими детьми, организовывать совместный досуг. Но наиболее остро проблема безнадзорности стоит для детей из неблагополучных, асоциальных семей. В таких семьях доминирует аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. Дети из таких семей, как правило, проводят большую часть своего времени на улице, рискуя попасть под влияние криминогенных и асоциальных структур. Все это заставляет задуматься о том, что от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.          С подростками отклоняющегося поведения ведется работа различными организациями, такими как комиссии по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационные центры, а так же некоторые культурно-досуговые учреждения, но эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее реабилитацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением и именно такими средствами может обладать правильно организованный досуг. 

Объектом данной работы являются семьи и дети группы риска.   Предметом – основные способы работы с детьми группы риска и их семьями.             Цель: Выявить основные способы работы социального работника с детьми группы для достижения цели, можно выделить следующие задач:  
1. Рассмотреть детей и их семьи, находящихся в группе риска, выделить их особенности;

2.Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;  
3. Выделить этапы социальной работы и виды реабилитации по  данной деятельности . 

 

 

1Понятие  и содержание термина группы  риска

1.1Характеристика  детей группы риска

Дети социально- демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

Детей можно разделить на 2 группы:

- Малолетние (до 14 лет);

- Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)[4].

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.   Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.

В настоящее время можно  выделить следующие группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка[8]:

-медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);       

-социально-экономические(многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

-психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

-педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Термин «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних[7].           Под понятием дети «группы риска» можно подразумевать следующие категории детей:

1) дети с  проблемами в развитии, не имеющими  резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся  без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из  неблагополучных семей, асоциальных семей;

4) дети из  семей, нуждающихся в социально-экономической  и социально-психологической помощи  и поддержке;

5)дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией (или трудновоспитуемость).

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

 

1.2. Социально - правовая  защита прав  несовершеннолетних, попавших в группу риска.

Преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.      Статистика регистрируемых преступлений несовершеннолетних, предлагаемая правоохранительными органами, позволяет определить характер совершаемых подростками преступных действий и степень распространённости каждого из них.         Число осуждённых в возрасте 14–17 лет по видам преступлений: Убийство – 1,2%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 2,1%; изнасилование – 0,8%; кража – 61,7%; грабеж – 10,4%; разбой – 3,5%; вымогательство – 1,1%; угон транспортных средств без хищения – 4,1%; хулиганство – 6,7%; незаконные действия с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами – 0,6; преступления, связанные с наркотиками, психотропными веществами – 3,7%. 

Как видно из приведенных данных, самыми распространёнными видами преступного поведения подростков являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления. 

Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности. Детская преступность выросла за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками - на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них - дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80% "несовершеннолетней" преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии[10].         Необходимость решения конкретных проблем современного положения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной социальной политики, социальную, социально-правовую защиту детей и подростков.

Социальная и правовая защита прав несовершеннолетних — это многогранная деятельность, охватывающая экономические, организационные, психологические, педагогические, юридические и другие аспекты. Защита прав несовершеннолетних может осуществляться различными способами и средствами. Право является одним из таких средств. В силу своих основных характеристик (нормативности, общеобязательности, обеспеченности государственным принуждением) оно обладает значительным потенциалом в обеспечении безопасности прав несовершеннолетних[10].         Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует Конституция Российской Федерации.

Положения Конвенции о правах ребенка определяют следующие ориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних[2]:

- несовершеннолетние  ввиду умственной и физической  незрелости имеют право на  специальную охрану, заботу, защиту;

- несовершеннолетние  обладают комплексом особых прав  и возможностью их самостоятельного  осуществления;

- в решении  вопросов взаимодействия ребенка  с любыми учреждениями приоритет  отдается интересам ребенка;

- особое внимание  уделяется несовершеннолетним, находящимся  в трудных (неблагополучных) условиях.

Органы правосудия - одна из самых универсальных форм защиты прав граждан. Обращаясь в суд, граждане подают исковое заявление, которое соответственно рассматривается в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Судебный порядок защиты прав ребенка может быть охарактеризован такими положительными чертами, как открытость и состязательность процесса, обязанность привлекать к рассмотрению дела несовершеннолетнего по достижении им 14 лет, широкий спектр вопросов, которые может разрешать суд при разрешении дел о семейных правах ребенка.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска