Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:21, реферат
Цель: Выявить основные способы работы социального работника с детьми группы для достижения цели, можно выделить следующие задач:
1. Рассмотреть детей и их семьи, находящихся в группе риска, выделить их особенности;
2.Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;
3. Выделить этапы социальной работы и виды реабилитации по данной деятельности .
Введение…………………………………………………………………………....3
1Понятие и содержание термина «группа риска»……………………………….5
1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5
1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних…………………….....9
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13
2.Специфика деятельности социального работника с детьми и семьями группы риска……………………………………………………………………………….17
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17
2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19
2.3Технологи социальной работы с неблагополучными семьями…………26
Заключение…………………………………………………………………….….36
Список используемой литературы……………………………………………….37
Автономное образовательное учреждение государственный институт экономики, финансов, права и технологий.
Кафедра управления социальными и экономическими процессами
Дисциплина: Работа с клиентами социальных служб
РЕФЕРАТ
На тему:
«Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска».
Работу выполнила:
студентка 5 курса
факультета МСРиТ
301 группы
Дубасова Е.В.
Работу проверил:
Рамазанов Р.А.
Гатчина
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1Понятие и содержание термина «группа риска»……………………………….5
1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5
1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних……………………....
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13
2.Специфика деятельности социального
работника с детьми и семьями группы риска…………………………………………………………………
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17
2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19
2.3Технологи социальной работы с неблагополучными семьями…………26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………….
Введение
Во все времена и в любом обществе деятельности по воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. На данный момент сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи.
Для этих семей характерны
проблемы: финансовые, трудоустройства,
ограничения жизнедеятельности, медицинские,
психологические, и так далее. Такие
семьи принято называть - семьями
«группы риска». У детей в таких
семьях наблюдается низкая
Объектом данной работы
являются семьи и дети группы риска. Предметом – основные
способы работы с детьми группы риска
и их семьями. Цель:
Выявить основные способы работы социального
работника с детьми группы для достижения
цели, можно выделить следующие задач:
1. Рассмотреть детей
и их семьи, находящихся в группе риска,
выделить их особенности;
2.Определить причины и факторы попадания
детей в группу риска;
3. Выделить этапы социальной
работы и виды реабилитации по данной
деятельности .
1Понятие и содержание термина группы риска
1.1Характеристика детей группы риска
Дети социально- демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.
Детей можно разделить на 2 группы:
- Малолетние (до 14 лет);
- Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)[4].
Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.
В настоящее время можно выделить следующие группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка[8]:
-медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
-социально-экономические(
-психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
-педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Термин «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних[7]. Под понятием дети «группы риска» можно подразумевать следующие категории детей:
1) дети с
проблемами в развитии, не имеющими
резко выраженной клинико-
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из
семей, нуждающихся в социально-
5)дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией (или трудновоспитуемость).
Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)
1.2. Социально - правовая защита прав несовершеннолетних, попавших в группу риска.
Преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей. Статистика регистрируемых преступлений несовершеннолетних, предлагаемая правоохранительными органами, позволяет определить характер совершаемых подростками преступных действий и степень распространённости каждого из них. Число осуждённых в возрасте 14–17 лет по видам преступлений: Убийство – 1,2%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 2,1%; изнасилование – 0,8%; кража – 61,7%; грабеж – 10,4%; разбой – 3,5%; вымогательство – 1,1%; угон транспортных средств без хищения – 4,1%; хулиганство – 6,7%; незаконные действия с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами – 0,6; преступления, связанные с наркотиками, психотропными веществами – 3,7%.
Как видно из приведенных данных, самыми распространёнными видами преступного поведения подростков являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления.
Из
года в год происходит обострение проблем
социального положения несовершеннолетних.
Противоправное поведение несовершеннолетних
растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых,
особенно по тяжким преступлениям против
личности. Детская преступность выросла
за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений,
совершаемых девушками - на 57,1%; число несовершеннолетних,
задержанных за правонарушения, увеличилось
почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27%
из них - дети моложе 14 лет. На территории
России действуют около 30 тыс. преступных
группировок несовершеннолетних. При
этом от 60 до 80% "несовершеннолетней"
преступности приходится на подростков,
имеющих психические аномалии[10].
Социальная
и правовая защита прав несовершеннолетних
— это многогранная деятельность, охватывающая
экономические, организационные, психологические,
педагогические, юридические и другие
аспекты. Защита прав несовершеннолетних
может осуществляться различными способами
и средствами. Право является одним из
таких средств. В силу своих основных характеристик
(нормативности, общеобязательности, обеспеченности
государственным принуждением) оно обладает
значительным потенциалом в обеспечении
безопасности прав несовершеннолетних[10].
Положения Конвенции о правах ребенка определяют следующие ориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних[2]:
- несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;
- несовершеннолетние
обладают комплексом особых
- в решении
вопросов взаимодействия
- особое внимание уделяется несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.
Органы правосудия - одна из самых универсальных форм защиты прав граждан. Обращаясь в суд, граждане подают исковое заявление, которое соответственно рассматривается в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации).
Судебный порядок защиты прав ребенка может быть охарактеризован такими положительными чертами, как открытость и состязательность процесса, обязанность привлекать к рассмотрению дела несовершеннолетнего по достижении им 14 лет, широкий спектр вопросов, которые может разрешать суд при разрешении дел о семейных правах ребенка.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска