Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:21, реферат

Описание работы

Цель: Выявить основные способы работы социального работника с детьми группы для достижения цели, можно выделить следующие задач:
1. Рассмотреть детей и их семьи, находящихся в группе риска, выделить их особенности;
2.Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;
3. Выделить этапы социальной работы и виды реабилитации по данной деятельности .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1Понятие и содержание термина «группа риска»……………………………….5
1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5
1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних…………………….....9
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13
2.Специфика деятельности социального работника с детьми и семьями группы риска……………………………………………………………………………….17
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17
2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19
2.3Технологи социальной работы с неблагополучными семьями…………26
Заключение…………………………………………………………………….….36
Список используемой литературы……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

реферат рамазанов.docx

— 70.37 Кб (Скачать файл)

Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания.

В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком.

Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.

При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.

Таким образом, данная программа должна быть направлена на: творческое усвоение педагогических знаний, с тем, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей; формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания; взаимное обогащение опытом детско-родительских отношений.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.

Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитывать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, вовлекать ребенка в процесс принятия решений, избегать пустых угроз и т.д.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

- сбор информации;

- анализ информации;

- постановка  социального диагноза.

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важных из них.

Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту; множественность источников информации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этнические принципы: конфиденциальность; степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального  развития и состояния психики  клиента);

- беседа (равноправный  диалог или интервью, устный опрос  по заранее обдуманному плану);

- анкета (письменный  опрос);

- тесты (стандартизированный  набор заданий, позволяющий определить  уровень знаний человека, состояние  его личностных, психологических  характеристик).

Широко используются в диагностике:

1. Шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на который ион должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы.

2. Карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;

3.Проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

4.Ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

5. Экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

6.Анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов – важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

7.Метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Цикл социально-педагогической помощи семьям включает в себя все компоненты помощи:

- Знакомство, оценка проблемы;

- Планирование  работы;

- Выполнение  намеченных действий;

- Подведение  результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

1.Консультирование – процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому[13].

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования:

- Беседа;

- Включенное  наблюдение;

- Убеждение;

- Одобрение  или осуждение – находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

- Прием активного  слушания;

- Прием парафразирования, проверка правильности высказаний  другого человека при помощи  повторения его идей другими  словами. Может быть вопрос или  пример (хорошо учится – на  пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;

- Использование  ключевых фраз клиента с целью  перейти на язык клиента (аудит);

- Прием конфротации. Конфротация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие  в его суждениях, другие точки  зрения. Прием конфронтации опасен  тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и  разрыву. Но этот прием можно  использовать для создания условий  качественного роста клиента, вскрытия  его противоречий;

- Метод легенд  – способ помочь клиенту через  рассказ о другом человеке, который  нашел выход из подобной ситуации.

2.Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства обращения.

Этапы телефонного консультирования:

- приветствие, знакомство;

- принятие  – профессионал показывает, что  он готов принять информацию («Внимательно  слушаю», «Хорошо, что позвонили»  и т.п.);

- предложение  своей помощи;

- исследование  проблемы клиента (что, где, когда). Если  проблема не ясна, перейти к  следующему этапу;

- выяснение, какую помощь хотел бы получить  клиент;

- поиск согласия;

- подведение  итогов, совместный план действий;

- расставание, выражение благодарности за звонок.

3.Метод «письмо-обращение». Средство обращение через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.Цели письма обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо – поздравление, поддержка клиента.

4.Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Технология патронажа:

- Предварительная  подготовка встречи с клиентом, постановка целей;

- Оповещение  клиента о времени визита;

- Представление  себя (нагрудный знак, визитка);

- Обеспечение  личной безопасности;

- Представление  и сообщение о цели визита;

- Время посещения  – 20–30 минут;

- Подведение  итогов. Если необходимо, совместно  с клиентом составить отчет.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации[5]:

- Беседа (диалог  между двумя участвующими сторонами);

- Лекция (передача  информации лектором, почти без  обратной связи, цель – повышения  уровня информированности клиента);

- Диспут (подготовленное  обсуждение одного важного вопроса);

- Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);

- Собрание (плановое  мероприятие по обсуждению текущих  проблем, затрагивает интересы всех  участников). Необходимо подготовить  повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). одной из базовых технологий социальной педагоги – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций.

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска