Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:21, реферат
Цель: Выявить основные способы работы социального работника с детьми группы для достижения цели, можно выделить следующие задач:
1. Рассмотреть детей и их семьи, находящихся в группе риска, выделить их особенности;
2.Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;
3. Выделить этапы социальной работы и виды реабилитации по данной деятельности .
Введение…………………………………………………………………………....3
1Понятие и содержание термина «группа риска»……………………………….5
1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5
1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних…………………….....9
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13
2.Специфика деятельности социального работника с детьми и семьями группы риска……………………………………………………………………………….17
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17
2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19
2.3Технологи социальной работы с неблагополучными семьями…………26
Заключение…………………………………………………………………….….36
Список используемой литературы……………………………………………….37
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на начало 2013-2014 г. в России в воспитательных колониях содержались 8,5 тысячи осужденных (в возрасте до 19 лет), в местах лишения свободы находились 186 664 человека в возрасте от 14 до 30 лет.
Приводя данную статистику, необходимо определить оптимальные пути решения проблемы максимального обеспечения личных прав осужденных несовершеннолетних.
В связи с этим обратим внимание, что именно в этой плоскости ряд субъектов РФ развивает положения федерального законодательства в рассматриваемой сфере. Производство предварительного расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних тоже имеет свои особенности, направленные на обеспечение большей защиты их прав и интересов.
Во-первых, необходимо обеспечить несовершеннолетнему право на защиту, т.е. участие защитника по этим делам обязательно (ст. 51 УПК РФ). Защитник допускается к участию в деле с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента фактического задержания лица, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы, а также осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления [4].
Отказ от защитника допускается только по инициативе правонарушителя (ч. 1 ст. 52 УПК РФ). Однако, как правило, защитник продолжает участвовать в деле, несмотря на заявленное несовершеннолетним ходатайство о самостоятельной защите. Это происходит в силу того, что подросток не способен сам полноценно осуществлять свою защиту[4].
Во-вторых, в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Обычно каких-либо нарушений законодательства, касающихся участия в допросе несовершеннолетних законных представителей и педагогов, не наблюдается. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно (п. 3 ст. 425 УПК РФ).
В-третьих, по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители. Эта норма является нововведением в уголовно-процессуальном законодательстве. Законный представитель вправе знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; представлять доказательства; по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела и т.п. (ст. 426 УПК РФ).
Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей в конфликте с законом карательных санкций делает более актуальной решение задачи по созданию в России системы правосудия в отношении несовершеннолетних.
Основополагающими принципами при разработке этой системы правосудия должны стать положения Конвенции ООН о правах ребенка.
В заключение следует отметить, что следует задуматься о создание судов по делам несовершеннолетних. Появление их в системе судов общей юрисдикции экономически выгодно России, с их введением обеспечивается специализация уже существующих процедур, формируется взаимосвязь между судебным решением и реабилитационными программами, которые реализуются на подсудной территории органами и службами системы профилактики. Экономически выгодно, потому что таким путем мы в условиях демографического кризиса и сокращения населения России сохраняем будущее страны, его экономически активную и законопослушную часть населения, экономим на содержании пенитенциарной системы.
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»
Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.
В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов. Специалисты сталкиваются с разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».
Понятие семья «группы риска» расшифровывается так - это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка[9].
К семьям «группы риска» можно отнести: многодетные и неполные семьи; семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития; аморальные, вновь образованные и разведенные семьи; приемные, смешанные семьи; семьи, стесненные жилищными условиями; семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы; семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других. В каждой семье есть различные проблемы, их можно перечислять до бесконечности, к тому же они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, и становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на разные варианты раскрытия понятия «неблагополучная семья»,семья «группы риска» и т.д. главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Фактор риска – психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни.
К факторам социального риска, отрицательно сказывающимся на функциях семьи, можно отнести следующие факторы[5]:
1) социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия и др.;
2) медико-социальные: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания, вредные условия работы, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами и др.;
3) социально-демографические: неполные или многодетные семьи;
4)
семьи с несовершеннолетними
либо с престарелыми
5)
социально-психологические и
6)криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизма и др.;
Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Медицинские исследования также показывают, что по мере увеличения числа факторов риска растет заболеваемость детей в семье.
Семьи «группы риска» – семьи, ведущие аморальный образ жизни, отражающийся на социальном и физическом здоровье членов такой семьи. К семьям риска относятся семьи, в которых проживают алкоголики, наркоманы, психически неуравновешенные люди и др.
Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия. Наряду с необходимостью создания материальных условий для воспитания детей в семье (оказание материальной помощи малообеспеченным, многодетным, неполным семьям, создание дополнительных рабочих мест для подростков, молодежи) для социального оздоровления подрастающего поколения особо важным является создание надлежащих социо-культурных условий, характеризующих как общество в целом, так и каждую отдельную семью .
Итак, социально-педагогическая работа с семьями «группы риска» должна строиться прежде всего с учетом факторов социального риска, носить межведомственный характер и дифференцироваться и координироваться в зависимости от характеристики семьи.
2Специфика деятельности социального работника с детьми и
семьями группы риска
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска
Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка. Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
Работа с детьми «группы риска» включает:
- социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
- выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье;
- изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики. Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь. В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.
Существуют
различные стадии работы с детьми "группы
риска" и их семьями. Проводя работу
с детьми «группы риска», необходимо параллельно
вести работу с семьей. Коррекционная работа
не дает положительного результата, если
параллельно не ведется профилактическая
работа с семьями «группы риска»: сбор
информации о семье, социуме, где она живет,
посещения на дому, беседы с родителями,
выяснение причин неблагополучия семьи.
Неблагополучие семей группы риска состоит
в том, что у родителей нет знаний и умений
по воспитанию детей, один или оба родителя
злоупотребляют алкоголем, низкий материальный
достаток.
При посещении неблагополучных семей
проводятся просветительские беседы с
родителями об ответственности за воспитание
и обучение детей, создание благоприятных
условий в семье, пропагандируется здоровый
образ жизни[6].
Классификация деятельности социального работника[14]:
1.Выявление детей и семей группы риска:
-Обнаружение
семьи (или) подростка, находящегося в
ТЖС.
-Сообщение о семье и подростке, находящихся
в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности.
-Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС.
2.Индивидуальная профилактическая работа.
- Социальная адаптация.
- Социальная реабилитация.
- Мероприятия по защите прав.
- Оказание помощи семье.
- Организация обучения, отдыха, трудоустройство.
3. Выявление обучающихся детей «группы риска».Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
-учебная деятельность;
-взаимоотношения со сверстниками;
-взаимоотношения с взрослыми;
-проведение свободного времени;
-отношение к труду и профессиональная ориентация;
-поведение и поступки;
4.Способы получения необходимой информации:
-анализ журналов групп;
-опрос мнения преподавателей об обучающемся;
-анализ учета посещаемости занятий;
-анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
Информация о работе Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска