Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:21, реферат

Описание работы

Цель: Выявить основные способы работы социального работника с детьми группы для достижения цели, можно выделить следующие задач:
1. Рассмотреть детей и их семьи, находящихся в группе риска, выделить их особенности;
2.Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;
3. Выделить этапы социальной работы и виды реабилитации по данной деятельности .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1Понятие и содержание термина «группа риска»……………………………….5
1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5
1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних…………………….....9
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13
2.Специфика деятельности социального работника с детьми и семьями группы риска……………………………………………………………………………….17
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17
2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19
2.3Технологи социальной работы с неблагополучными семьями…………26
Заключение…………………………………………………………………….….36
Список используемой литературы……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

реферат рамазанов.docx

— 70.37 Кб (Скачать файл)

-беседы с родителями обучающегося;

5.Социометрические исследования:

-наблюдения;

-беседы с обучающимся;

-запрос информации от психолога;

-запрос информации с предыдущего места учебы;

В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:

-Устранению причин и условий неблагополучия;

-По оказанию конкретной помощи семье;

-По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе.

 

2.2Технологии  и методы социальной работы  с детьми группы риска

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

· выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

· непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки)[5].

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

- перевод  социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей  среды в микросоциуме; объединение  усилий всех субъектов социального  воспитания с целью создания  условий для личностного развития  ребенка, при которых он сможет  осознать взаимосвязь и взаимозависимость  своих потребностей, стремлений, конкретной  работы над собой и ожидаемых  достижений, а также поставленных  перед собой целей);

- воспитание  нравственно-правовой убежденности;

- формирование  адекватной самооценки, способности  критически относиться к самому  себе;

- развитие  эмоциональной сферы личности: формирование  воли, умения управлять собой, адекватно  реагировать на педагогические  воздействия;

- включение  в социально значимые виды  деятельности, создание ситуации  успеха в избранном ребенком  виде деятельности;

- организация  педагогического влияния на мнения  окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

- предупреждение  невротических расстройств и  патологических влечений (акцентуации  характера, неврозы, суицид, клептомания  и т. д.);

- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

-способствование заполнению пробелов в знаниях.

Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Профессиональную помощь специалисту может оказать методика контактного взаимодействия. Контактное взаимодействие - это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции[13]. Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

-Расположение к общению.

-Поиск общего интереса.

-Выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств.

-Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.

-Стремление к положительным установкам в поведении партнеров.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические технологии;

- социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

1. Формирование  банка данных детей и подростков  группы риска.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:

- из семей, находящихся в социально опасном положении;

-безнадзорных или беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

-содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

-употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;

-совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

-совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

-освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

-не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

-обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

-получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

-состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

-состоящих на внутришкольном учете;

-состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей.

2.Диагностика  проблем личностного и социального  развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог:

- изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

-исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

- социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

3.Разработка  и утверждение программ социально-педагогическая  деятельности с ребенком, группой, общностью.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении[6].

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

4. Обеспечение  условий реализации программ. Социальный  педагог, являясь, в зависимости  от целей и задач программ, посредником между учащимся и  образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных  социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одно временно в нескольких ролях.; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты и т.д.

5.Консультирование. Данная функция предполагает  консультирование лиц, заинтересованных  в разрешении социально-педагогических  проблем детей группы риска. С  этой целью социальный педагог  проводит в школе, в установленные  рабочим расписанием дни и  часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других  лиц при их обращении.

6. Межведомственные  связи социального педагога. Работая  в составе социально-психологической  службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует  и осуществляет свою работу  в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних

Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: 
- принцип уважения индивидуальности личности(если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);        

-принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

-принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия); 
-принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

- принцип педагогической поддержки ; 

-принцип стимулирования самовоспитания (каждый ребенок должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки)

 

 

2.3Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями

Такие технологии включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи[12]. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Один из путей к улучшению состояния – разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска