Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:21, реферат
Цель: Выявить основные способы работы социального работника с детьми группы для достижения цели, можно выделить следующие задач:
1. Рассмотреть детей и их семьи, находящихся в группе риска, выделить их особенности;
2.Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;
3. Выделить этапы социальной работы и виды реабилитации по данной деятельности .
Введение…………………………………………………………………………....3
1Понятие и содержание термина «группа риска»……………………………….5
1.1Характеристика детей «группы риска»…………………………………….5
1.2 Социально-правовая защита несовершеннолетних…………………….....9
1.3 Общая характеристика семей «группы риска»…..……………………...13
2.Специфика деятельности социального работника с детьми и семьями группы риска……………………………………………………………………………….17
2.1Особенности работы с детьми и семьями группы риска………………...17
2.2.Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска…….19
2.3Технологи социальной работы с неблагополучными семьями…………26
Заключение…………………………………………………………………….….36
Список используемой литературы……………………………………………….37
-беседы с родителями обучающегося;
5.Социометрические исследования:
-наблюдения;
-беседы с обучающимся;
-запрос информации от психолога;
-запрос информации с предыдущего места учебы;
В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:
-Устранению причин и условий неблагополучия;
-По оказанию конкретной помощи семье;
-По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе.
2.2Технологии и методы социальной работы с детьми группы риска
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
· выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
· непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки)[5].
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:
- перевод
социальной ситуации в
- воспитание
нравственно-правовой
- формирование
адекватной самооценки, способности
критически относиться к
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация
педагогического влияния на
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
-способствование заполнению пробелов в знаниях.
Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.
Профессиональную помощь специалисту может оказать методика контактного взаимодействия. Контактное взаимодействие - это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции[13]. Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
-Расположение к общению.
-Поиск общего интереса.
-Выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств.
-Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.
-Стремление к положительным установкам в поведении партнеров.
На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:
- организационные социально-педагогические технологии;
- социально-педагогические технологии индивидуальной работы.
Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
1. Формирование
банка данных детей и
Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
- из семей, находящихся в социально опасном положении;
-безнадзорных или беспризорных;
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
-содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
-употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
-совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
-совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
-освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
-не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
-обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
-получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
-состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
-состоящих на внутришкольном учете;
-состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей.
2.Диагностика
проблем личностного и
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог:
- изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
-исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
- социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.
При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.
3.Разработка
и утверждение программ
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении[6].
Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
4. Обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одно временно в нескольких ролях.; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты и т.д.
5.Консультирование.
Данная функция предполагает
консультирование лиц, заинтересованных
в разрешении социально-
6. Межведомственные
связи социального педагога. Работая
в составе социально-
Вся воспитательная работа
по социально-педагогической поддержки
детей «группы риска» строится на следующих
принципах:
- принцип уважения
индивидуальности личности(если подавлять
индивидуальность, то личность не раскроется,
ее склонности и способности не разовьются);
- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
-принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
-принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно
отзывается на свои формы и метода воспитательного
воздействия);
-принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника,
взрослого и ребенка помогает достичь
доверительных отношений. Ребенок инстинктивно
находит иногда более оригинальные и оптимальные
пути решения многих проблем, задач, проектов);
- принцип педагогической поддержки ;
-принцип стимулирования самовоспитания (каждый ребенок должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки)
2.3Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
Такие технологии включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи[12]. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Один из путей к улучшению состояния – разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Информация о работе Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска