Особенности современных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе
Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:
- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;
- проанализировать роль культуры в обществе;
- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;
- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6
1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9
1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13
Глава 2. Особенности современных субкультур
2.1 Сущность и функции……………………………………………...……18
2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27
2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31
2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34
2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

subculture.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

1) воспитание нового  типа личности, с новыми формами  сознания и действия;

2) формирования  новых отношений между людьми;

3) формирования  и принятие новых ценностей,  социальных и моральных норм, принципов, идеалов, этичных и  эстетических критериев. 

Для практического воплощения этих положений организовывались разнообразные  коммуны. Неотъемлемыми составляющими  частями контркультуры были наркокультура  и сексуальная революция.

Сложность определения термина "субкультура" с того времени, как его в 30-ые гг. XX ст. ввел американский социолог Т. Роззак, заключается в  многообразии и до сих пор недостаточной  определенности понятия культура. Из большой общественности литературы выделим определение американского  исследователя Н. Смелзера, который  обосновывает понятие субкультуры  как определение любой системы  норм и ценностей, которая выделяет группу из большого содружества8.

Однако выделение предыдущим автором лишь ценностей и норм является недостаточным, потому что  субкультура включает также, по нашему мнению, специфические социальные и  духовные потребности, продукты творчества, способы привлечения к духовным ценностям, особенности их освоения, стиль и образ жизни. 

Субкультура - одно из базовых  понятий культурологии; система  ценностей, установок, способов поведения  и жизненных стилей определенной социальной группы, которая отличается от господствующей, общей, доминирующей в обществе культуры, хотя и связана  с ней.

Растущая социальная дифференциация, формирование новых элементов социальной структуры общества, роста разнообразия проявлений социальной и культурной жизни становится катализатором  возникновения все более новых  субкультурных группировок.

К.П.Соколов выделяет такие  виды носителей субкультур :

1) полово-возрастные сообщества (детская субкультура, молодежная, мужская, женская и тому подобное);

2) социально-профессиональные  сообщества (субкультура рабочих,  интеллигенции, элиты, преступные  субкультуры и др.);

3) религиозные сообщества.

Безусловно, круг субкультур является значительно богаче и включает дифференциацию по досуговым занятиям, национально-диалектными своеобразиями, за стилем поведения и образом жизни.

Особенное внимание заслуживает  такой субкультурный феномен  как студенческая субкультура, которая  сочетает вековые характеристики второго  периода юности, синтез субкультур основных социальных групп общества в лице выходцев из них и новые  их социокультурные признаки как  специфической социальной группы с  разновидностями субкультуры студентов  гуманитарного и технического профиля, с субкультурными особенностями  студентов.

Поскольку субкультуры существуют на пределах и перекрестках социальных отношений и областей, то модернизационные изменения в системе культуры и переход от одного типа культуры к другому приводят в движение всю субкультурную подсистему, все  более ее дифференцируют. Более того, свобода жизнедеятельности, по свидетельству  исследователей, характеризуется небывалым  взлетом количества и многообразия субкультурных проявлений общественной жизни на всех культурных уровнях  и в разных сферах общества, что  и находит проявление на российских поприщах, особенно интенсивно в 80-90-х  гг. XX в.

Субкультуры характеризуются  оперативностью и динамической реагирования на широкий спектр изменений социально-культурной, политической и экономической жизни, а потому является важной подсистемой  обеспечения развития культуры в  условиях недостаточной определенности ее парадигм9.

Общество заинтересовано ради и своей стабильности в особенном  сбалансировании соотношения консервативных субкультур как носителей ядра культуры и инновационных субкультур, и  в случае потребности - в стимулировании развития инновационных субкультур для поддержки новых сфер и  направлений культурной жизни, для  испытания новых культурных моделей, эксперимента.

Выходя из вышеизложенного  общекультурные функции субкультур очевидно заключаются:

1) в обеспечении целостности  культуры;

2) в формировании новых  возможностей ее развития;

3) в обогащении общекультурного  контекста, в том числе социального  семиозиса, культурного фонда  как источника возможного отлажевания   новых культурных форм.

Относительно сфер, какие  они охватывают, субкультуры выполняют  функции:

·        обеспечение их культурной ауры

·        вариативности ее существования

·        диффузии в пограничные области и тому подобное.

Относительно личностей  определяющей является социализирующая  функция, хоть по содержанию она может  быть и десоциализирующей, то есть положительно и негативно социализирующей, а  осложнение социального и информационного  поля, растущее социальное отчуждение, усиливаемое формированием новых  социальных отношений, все более  способствуют поиску лагун уединения  или групповой солидарности.

Среди других функций, общих  для всех субкультур следует выделить:

1) коммуникативную, что  обеспечивает общение внутри  группы

2) компенсаторную, которая  позволяет обеспечить высокую  или достаточную степень самооценки  члена группировки

3) охранительную, направленную  в поддержку уровня идентичности  и защита своей специфичности

4) солидаризационную, которая  обеспечивает экзистенционную и  социальную поддержку членов  группы10

Каждая субкультура имеет  свой специфический профиль функций, который обеспечивает характер ее взаимосвязи  и взаимоотношений с другими  субкультурами и базовой культурой, как и весь строй ее бытия.

На протяжении своей жизни, а в определенные периоды - одновременно, человек включается в несколько  субкультур, что обеспечивает ей культурную многогранность социализации.

Процессы субкультуризации обогащают и усложняют "ткань" культурного поля, порождая одновременно не только позитивные культурные процессы, но и негативные по отношению к  господствующей культуре контркультурные  процессы, конфронтацию и конфликты  напряженности в системе социально-культурных отношений, особенно в межконфессиональных  и межнациональных отношениях.

Следовательно, дальнейшая модернизация российского общества дает толчок разнообразит культурную жизнь, дифференциацию культуры, порождает  многочисленные субкультурные проявления общественной жизни, субкультур в целом, обогащает спектр проявлений традиционных субкультур, культурный контекст общества как одна из предпосылок развития культуры.

Субкультурная система, присущая России и еще не исследованная  в ее специфических проявлениях, должна быть учтена как важна составляющая социокультурной трансформации.

Властная элита также  выступает как субкультура. Особенное  и часто определяющее влияние  на культурно-трансформационный процесс  имеет именно элита общества и, особенно, властная элита (с ее современным  синонимом номенклатуры). В современном  российском обществе постоянной темой  становится проблема определяющего  влияния культурной и политической элиты на крашу и ее культуру, а сегодня все более остро  в период стремительных модернизационных изменений ставится проблема необходимости  формирования подготовленной, эффективно правящей элиты, которая имеет открытый характер и контролируется обществом.

Эта социальная группа является своеобразной социальной структурой, которая владеет монополией на власть, на принятие решений, а также на осуществление  важнейших функций в обществе. Точнее сказать, элита (номенклатура) является такой социальной казнью, сущность которой находит выражение в  ее субкультуре, которая влияет на характер выполнения ею ее социальных функций.

Не анализируя властную элиту  или такие понятия, как иерархичность, карьерная направленность, корпоративность, отстраненность в общении и др., отметим, что черты ее субкультуры  оказались даже стойкими, а возможно, наиболее стойкими сравнительно с другими  социальными прослойками, это наблюдалось  даже к модернизационным процессам, в изменениях в период советской  власти, перестройки, создания государства, что свойственно российской властной элите.

Противоречием бытия российской властной элиты является ее попытка  внешне атрибутивное отвечать имиджу национально-культурного обновления общества и безответственность относительно правового и социально-функционального  обеспечения приоритетов развития национальной культуры.

Криминальная субкультура  в культурно-трансформационных процессах. Необходимость рассмотрения поставленной проблемы вызывается двумя базовыми социальными фактами:

во-первых, тем, что по одним  данным 40%, а по другим 60% рыночно-экономической  и производственной деятельности и  прибылей находится в России вне  пределов закона, "в тени" (теневая  экономика, теневой сектор экономики), следовательно, большая часть населения  входит, или является касательной  к криминальной субкультуре;

во-вторых, за уровнем коррупции  и корыстных внезаконных отношений  Россия занимает сегодня, по данным международных  организаций, одно из первых мест в  мире, без учета этих данных невозможно понять характер социокультурной трансформации  в целом в России11.

Эта проблема особенно интенсивно разрабатывается в отечественной  науке сначала социологами, а  со времен перестройки и этнографами, а в западной социологии еще Е. Дюркгейм доказывал, что криминальные субкультуры является неотъемлемой составляющей любого общества и будут  существовать всегда.

Этот тип субкультуры  имеет:

1) признаки экзотического  этноса,

2) свое особенное  мировосприятие,

3) этику, 

4) искусство, эстетику,

5) ритуалы, 

6) традиции,

7) законы 

8) нормы. 

Западные исследователи  относят сюда криминальную мифологию, привилегии для "элиты", способы  отдыха, формы отношений.

Названный тип субкультуры  характеризуется, очевидно, широкими пределами, неоднородностью, дифференцированностью  на ряд "подсубкультур" и широкой  пограничной зоной, которая охватывает проникающими ее элементами значительную часть структуры общества, то есть и группы, которые никакого прямого  отношения к криминалитету не имеют.

Идет речь, собственно, о  значительном ареале влияния этой субкультуры  на часть общества, субкультурную  диффузию, криминальную субкультуризацию российского общества, которое в  условиях "прихватизации, разграбление государственного имущества оказалось  к ней достаточно склонным, как  со стороны тех, кто грабит, так  и со стороны обманутых и обездоленных, которые пополняют ряды бомжей или  криминалитета, находя определенную утеху  в своем надрывном неутешном  фольклоре и сочувствие у определенных групп населения, которые живут  за пределами бедности. Содействует  развитию, говоря точнее, не всегда криминальной, но девиантной субкультуры, весь комплекс современных условий переходного  общества, в котором отображена и  глобализация общественно-культурных процессов, и кризис экономики, и  противоречия трансформационных процессов  в разных областях общественной жизни, отдельные сегменты которых характеризуются  морально-правовой девиантностю.

Такое всепроникновение этого  девиантного по своему характеру  процесса становится определенным сопровождением, культурной негативной тенью социокультурных  трансформационных процессов.

Масштабность этого процесса является такой, поскольку само криминальное и культурно криминализированное  сообщество и ее некриминальное, но культурно-криминализированное сопровождение  и "шлейф" близких им социальных подгрупп характеризуются гибкостью  и аморфностью, способностью инкорпорироваться  и интегрировать себя почти во все области общественной жизни. Особенно же опасным для общества и его культуры является растущее взаимопроникновение криминальной элиты и властных структур, которые  взаимно интегрируются и приобретают  не только легального характера, но и  растущего влиянию на государственные  дела и развитие общества, которое  становится возможным в условиях "переоценки ценностей", когда  базовые культурные и моральные  ценности прошлого периода находятся  в состоянии кризиса, а новые  еще не сформировались.

Неисследованность данной субкультуры  в трансформационном процессе не позволяет достаточно полно определить ее место в современной культуре, хоть из имеющегося материала можно  сделать вывод о росте ее роли в вульгаризации культуры и ее деморализации, легализации "низовой", примитизированной ветки культуры, хотя в сфере субкультурного городского музыкального фольклора засвидетельствована  она позитивное влияние на песенную культуру, особенно бытового жанра.

Значительное распространение  криминальной субкультуры, характерное  для переходного периода модернизации культуры, является результатом разлаженности  и кризисы не только целостно-нормативных  регулятивов современной российской культуры, но и экономического и  политического кризиса, сопровождаемого  потерей четких ориентиров развития общества.

Информация о работе Особенности современных субкультур