Особенности современных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе
Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:
- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;
- проанализировать роль культуры в обществе;
- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;
- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6
1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9
1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13
Глава 2. Особенности современных субкультур
2.1 Сущность и функции……………………………………………...……18
2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27
2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31
2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34
2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

subculture.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

В состав культуры общества входит значительное количество позитивных и негативных субкультур, и это свидетельствует о ее богатстве, динамическом, возможность адаптации к новым социальным условиям.

Заданием социологии является анализ сосуществования всех этих видов  культур, выявления противоречий между  ними, изучение их восприятия разными  социальными сообществами. Социологи  должны знать: или мирно сосуществуют разные культуры, возникают ли между  ними культурные конфликты — ситуации, когда ценности одной культуры (контркультуры или субкультуры) вступают в противоречие с ценностями другой (доминирующей). Их интересует, какие последствия будет иметь культурный конфликт, будет ли способствовать он позитивным изменениям в доминирующей культуре, появлении в ней новых, лучших образцов, составных элементов.

Наибольшего значения научные работники  предоставляют изучению национальной культуры4.

Национальная культура — это совокупность символов, ценностей, норм, образцов поведения, верований, которые характеризуют конкретное сообщество (народность, нацию) определенного государства, страны. Одна национальная культура может быть лишь в том государстве, в котором господствует лингвистическое и этническое единство. Большинство современных государств имеют несколько, а то и много национальных культур — субкультуры национального большинства и субкультуры национальных меньшинств.

Заданием социологии является изучение возможного извращения субкультур, механизма  государственной культурной политики.

Правильная культурная политика правительства, государства оказывает незаурядное  влияние на другие аспекты общественной жизни, например, на экономику, общее  благосостояние и социальное спокойствие  в государстве.

Особенное значение для социального  спокойствия государства имеет конфессиональная культура, которая формируется на общих верованиях, принадлежности к одной конфессии, церкви. Это порождает общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения.

На наш взгляд, следует выходить с того, что любая культура является достижением общей цивилизации, и ее следует рассматривать в  системе всех культур с ориентацией  на тенденции развития общечеловеческой культуры. А это является сочетанием черт етноцентризму и культурного  релятивизма в восприятии культуры. При таком подходе индивид  не только чувствует гордость за культуру своей группы или общества, является сторонником ее основных образцов, но и способный понять другие культуры, поведение членов других общественных групп и признает их право на существование.

 

1.3. Роль культуры в обществе

Культура, как и общество, основывается на системе ценностей. Из раннего детства каждый ребенок  овладевает родным языком и усваивает  культуру, к которой принадлежат. Это происходит в процессе общения  с близкими людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной жизненной  практике человек сам определяет для себя вредность или полезность разных предметов и явлений окружающего  мира с точки зрения добра и  зла, истины и обмана, справедливого  и несправедливого.

Категория ценности (ценность - идеал, цель, направленность) образуется в человеческом сознании через сравнение  разных явлений. Осмысливая мир, человек  решает для себя, что для нее  важно в жизни, а что - нет, что  существенное, а что несущественное, без чего она может обойтись, а  без чего не может. Вследствие этого  формируется ее ценностное отношение  к миру, согласно которому все предметы и явления рассматриваются ею по критерию важности и пригодности  для жизни.

Роль ценностей в жизни  как отдельного индивида, так и  общества в целом чрезвычайно  большая. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и тому подобное. Ценности имеют огромное значение в  любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим  собой5.

Ценности - это материальные предметы или духовные принципы, которые  имеют определенное значение для  данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов. То есть это представление о нормах жизни общества, которые социально одобрены и приняты большинством людей. Ценности не поддаются сомнению, они служат за эталон и идеал для всех людей. Такие понятия, как добро, справедливость, патриотизм, дружба, любовь - устоявшиеся категории человеческих отношений. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как измена. Если чистота является ценностью, то неряшливость осуждается как неприличное поведение. В человеческом сознании существует одновременно огромное количество ценностей. Ценности существуют не хаотически, они определенным образом упорядочены одни относительно других. Система ценностей являет собой иерархию, в какой ценности размещаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый вид, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Осваивая ценности окружающего  мира, человек опирается на устоявшиеся  в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему  основных и общепринятых ценностей, которые руководят ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая  показывает ее специфическое состояние  в мире.

Если рассматривать ценность как значимость почему-либо для человека и общества, то это понятие наполняется  субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в одинаковой степени значимых для всех людей. Существуют ценности личные, ценности, свойственные определенному полу или возраста, ценности больших или малых групп людей, разных эпох и государств и общечеловеческие. Поэтому в науке приняты культурные ценности разделять на две основных группы. К первой из них принадлежат совокупные достижения интеллектуального, художественного и религиозного творчества, а ко второй - те культурные ценности, которые оправдали себя и довели свою эффективность на практике (обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценивания, мысли, интерпретации и тому подобное), что ведут к интеграции общества, роста взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи и т. д. Обе группы культурных ценностей на практике представляют "ядро" любой культуры и определяют ее неповторимость.

В процессе межкультурных  контактов оказывается огромная разница между тем, как воспринимаются одинаковые ценности людьми разных культур. Среди них можно выделить те, которые  совпадают и за характером оценивания, и по содержанию. Такого рода ценности называются универсальными, или общечеловеческими. их универсальность предопределяется тем, что основные черты таких  ценностей базируются на биологической  природе человека и на общих свойствах  социального взаимодействия. Так, нет ни одной культуры в мире, где оценивались бы как позитивные убийство, неправда и злодейство. В каждой культуре есть лишь свой предел терпимости этих явлений, но общая их оценка однозначно негативна.

В культурной антропологии принято выделять четыре основных сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер важнейшее значение имеет сфера быта, который являет собой исторически начальную сферу возникновения и существования культурных ценностей. Невзирая на наличие идеологии, религии и искусства, бытовая культура и в настоящее время остается основной для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще с детства.

Специфика бытовой культуры заключается в том, что она  производит те ценности, которые имеют  основное значение для межкультурного общения. Именно быт есть оберегом исторической памяти культуры, поскольку он значительно  более стойкий от идеологии и  религии и изменяется намного  медленнее. Поэтому именно бытовая  культура намного больше содержит в  себе ценности "вечные", общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой  существования идеологии, религии  и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Это значит, что, пользуясь именно ценностями бытовой культуры, человек  может иметь стойкие ориентиры  для жизни в условиях соответствующей  культуры.

Ценности бытовой культуры рождаются в процессе жизненной  практики и имеют утилитарную  направленность. Поэтому их не нужно  обосновывать и доводить, носители такой культуры воспринимают их как  естественные и надлежащие. Ценностей  бытовой культуры оказывается вполне достаточно для привлечения человека к культуре6.

Еще одной достаточно важной сферой культурных ценностей является художественная культура. Воспринятые  и усвоенные художественные обиды  становятся мотивирующей силой человеческого  поведения. "...Художественные творения, - подчеркивал З. Фрейд, - давая повод  к общему переживанию высоко ценящихся ощущений, вызывают чувства идентификации, в которых так остро нуждается культурное окружение". А когда произведения искусства "отображают достижение этой культуры", то они "поражающий напоминают о ее идеалах".

Самым главным средством  воспитания художественной культуры является эстетическое воспитание, с помощью  которого формируется мотивация  личности в мире эстетических ценностей  и одновременно, - способность человека к эстетическому восприятию и  переживанию, эстетический вкус и идеал, способность к труду и творчеству за законами красоты, к созданию художественных ценностей. Эстетически развитый человек  стремится внести элементы прекрасного  во все виды свое деятельности, которая  делает ее успешнее.

Эстетическое воспитание теснее всего связано с культурной жизнью народа. Оно отображает культурный прогресс нации, ее национальные традиции, активно влияет на создание новых духовных ценностей, поддерживая и усиливая интерес к произведениям искусства, памяток истории и культуры, к национальным обычаям и обрядам, стимулирует развитие культуры народа.

Культурные ценности, как  уже было отмечено, в жизни каждого  человека имеют разное значение. Поэтому  одни люди являются сторонниками ценностей  коллектива, а другие - индивидуализму. Да, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уже потом членом социума, тогда как во многих других странах, в частности в Японии, люди сначала считают себя членом социума и только потом - индивидом. Если люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации недоразумения. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет награжден. В японской фирме такое невозможно, там господствует коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-нибудь из общей массы.

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности современных субкультур

 

2.1. Сущность и  функции

 

Субкультурой называют подчиненную, неосновную культуру, или, другими словами, культурную подсистему внутри системы базовой, основной культуры общества. Субкультура является частью всей культуры общества, или "культурой в культуре". Субкультура - это, так сказать, внутренняя культура определенной группы людей, которая определяет их особенный стиль жизни, ценностную иерархию, менталитет и тому подобное. Эта группа людей может отличаться от остальных членов общества за профессиональными, вековыми или даже этично-правовыми и тому подобное признаками. Так, рядом с понятием "молодежная культура" иногда употребляется термин "молодежная субкультура".

Альтернативная  культура - это разновидность субкультуры, которая принципиально расходится, за определенными позициями с основной, господствующей в том или другом обществе культурой. Отличия їі, как правило, задаются в первую очередь особенностями ценностной иерархии, которая не совпадает с традиционной или господствующей системой аксиологии. При этом альтернативная культура претендует на статус более "правильного", то есть - истинного, более перспективного образа жизни, или и спасительной альтернативы развития. К альтернативным можугь принадлежать молодежные субкультуры, нетрадиционные религиозные движения, субкультуры, что формируются в пределах разнообразных "систем самосовершенствования", и тому подобное7

Контркультура (от гр. "против") - в широком значении направление развития культуры, которое активно противостоит "официальной" традиционной культуре, любые формы девиантного поведения. В таком понимании контркультура сближается с понятием альтернативной культуры. В более узком и конкретном значении термин "контркультура" употребляется для определения формы протеста против культуры "родителей", которая распространилась среди части американской молодежи в 60-х, - в начале 70-х годов ХХ ст. Для американской молодежной контркультуры был характерным отказ от стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, основные ценности которого - респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие, но при том она не была сориентирована и на культуру элитарную. Отказ оказывался, как правило, в негативном отношении к признанным культурным достижениям человечества, экстравагантности мышления, поведения, внешнего вида.

Идейно-теоретическая  почва американской молодежной контркультуры  являла собой произвольное и эклектическое  сочетание разнообразных положений  экзистенциализма, фройдизма, марксизма, анархизма восточной философии, религии и др. Позитивные лозунги контркультуры выходили из трех основных положений:

Информация о работе Особенности современных субкультур