Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:06, курсовая работа
Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе
Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:
- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;
- проанализировать роль культуры в обществе;
- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;
- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6
1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9
1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13
Глава 2. Особенности современных субкультур
2.1 Сущность и функции……………………………………………...……18
2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27
2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31
2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34
2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..43
Авторы теории субкультуры молодежи - основного направления британской социологии молодежи - утверждают, что фундаментальную роль в социально-политическом вызревании молодежи имеет страфикационная принадлежность.
Особенное субкультурное
измерение приобретает молодежь
в период "постюности" (К. Кенстоун)
- в период третьего десятилетия
жизни, когда она самостоятельна
в социальном, моральном, интеллектуальном,
политическом, в социально-культурном
плане, но не адаптированная политическое
и экономически, ищет свой вариант
наиболее удачного социального самоопределения.
Это стадия между юностью и
взрослостью, период социально-культурного
экспериментирования в
Заметное обесценивание
рабочей силы (что наблюдается
в последнее время в России),
которое воспринимается молодежью
как судьба поколения, вызывает одновременно
психосоциальное и
В условиях модернизации в России происходит снижение социального контроля, послабления традиционного влияния социальной среды на мировоззрение и поведение молодежи.
Зародившись еще в первых
учебных заведениях Европы и приобретя
свою стойкую форму с середины
50-х годов XX ст. под давлением современных
модернизационных условий (ранняя физическая
зрелость, растягивание времени вхождения
в социально-профессиональный статус
взрослых, развитие средств массовой
коммуникации и т. д.), растет социально-культурная
автономия молодежи в мире взрослых,
ее дифференциация, приобретает жестких,
часто социальная организованных и
даже контркультурных форм традиционный
конфликт поколений, образуется социальная
и идеологически нейтральный, все
более широкий спектр молодежных
субкультур собственно культурного
и художественного устремления,
Сформируется новый тип информационно-
Каждая молодежная субкультура имеет свою центральную идею или систему идей, которая определяет ее характер, принцип привлечения и является тождественной цели ее существования. Она характеризуется, в первую очередь, специфическим нормотворчеством, противопоставлением своих норм и ценностей внешним, приобретая определенные черты "микрообщества ", в котором трансформируются традиционные взгляды и формируется "свой " образ мира и способа бытия в нем личности.
Отмеченная проблема реально сложилась в формах андерграунда и обособление субкультур молодежи в глубинных пластах культуры периода застоя и перестройки.
Субкультура определяется своим социальным содержанием, совокупностью отношений, стилем жизни, определяющей составляющей которого является поведение.
Английский социолог М. Брейк выделяет такие субкультурные типы молодые, как "нормальная" молодежь, делинквентная молодежь, культурные бунтари, политически активная молодежь. Как и М. Брейк, мы выходим с того, что "нормальная" молодежь тоже имеет свои особенности и складывает специфическую субкультуру.
Субкультура состоит из совокупности
знаний и представлений группы, на
основе которых она формирует
свой целостный образ социального
мира и определяет свое место в
нем как основу ориентации в жизненном
пространстве. Исходя из этого, группа
формирует специфические
Хоть представители основных
молодежных субкультур не отрицают культуру
общества в целом, но значительно
отличаются от нее, формируя свой мир
и его особенную картину. Кроме
общих молодежно-генерационных
1) кризис российского
общества и его основных
2) кризис института семьи и семейного воспитания, нарушения взаимоотношений поколений;
3) коммерциализация средств
массовой коммуникации, которые
искусственно формируют
4) растущая вестернизация и регионализация культуры17.
Следует очевидно согласиться с тем утверждением, что молодежная субкультура является искривленным зеркалом взрослого мира вещей, отношений и ценностей.
В СССР первыми из молодежных субкультур в конце 60-х годов XX ст. появились хиппи, практика которых в России носила декларативно-снобистский характер и длилась короткое время в больших городах.
Второй период развития молодежных субкультур (1983-87р.р.) характеризуется кризисной ситуацией и, в связи с тотальной критикой СМИ, снижением активности.
Третий период приходится на 1987-1992 р.р., который характеризуется эпатажным протестом панков, хиппи и других группировок андерграундового характера и ростом негативной реакции на них значительной части молодежи, как и дифференциацией разных за своим устремлением молодежных образований.
Исследователи считают, что
четвертый период (1992-1995 р.р.) прошел
под знаком спада активности андерграунда,
роста пессимизма и помолодел
состава, формирования группировок, нацеленных
на карьеру и успех, что означало
определенное возвращение к формальному
социуму и признанию его. В
этот же период развивается романтико-
С 1996 года начинается пятый период развития молодежных субкультур, которое продолжается до этого времени, и характеризуется, с одной стороны, повышением интеллектуального уровня в среде "андергаунда", а с другой стороны - прогрессирующим помолодел, отказом от интеллектуального роста, а также ростом легитимизации неформального стиля жизни.
Молодежная субкультура
в России не имела раньше и не
имеет теперь характера жесткой
деформализации и складывания в
изолированные неформалитети, не отмечается
резкой оппозиционностью и редко
приобретает черты
За мерой отношения к модернизационным и постмодернизационным процессам молодежные субкультуры могут быть систематизированы по признакам модернизационности, закрытости и социальности, креативности таким образом:
1) авангардистские,
2) модернизационные и постмодернизационные, толерантные в отношениях с официальными учреждениями;
3) модернизационные и
постмодернизационные, социально-культурная
нейтральные (субкультура
4) модернизационные, социальнозакрытого типа, неконфронтационные;
5) консервативные закрытого типа;
6) консервативные открытого типа;
7) контркультурные, творческого типа;
8) контркультурные, асоциальные, деструктивного типа, в том числе криминальные18.
Роль молодежных субкультур
оказывается в значении межевой,
пограничной зоны культуры, которая
накапливает, провоцирует позитивные
и негативные "отклонения", которые
могут иметь культурно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в системе культуры как целостности, особенно в переходные периоды, формируется особенно чувствительная ее прослойка в форме целого ансамбля традиционных субкультур, которые трансформируются, и целой ряды новых субкультур, которые находятся в авангарде изменений, формируя новую социальную чувствительность и частично - систему испытания и отбора новых культурных образцов, а также предлагая варианты не только отношение, но и формы эффективной защиты и приспособления к ним.
В таком понимании формируется и обеспечивается, с одной стороны эмпирический базис движения основных культурных потоков и доминант, а с другой - вариативность инварианта базовой культуры.
Субкультуры характеризуются оперативностью и динамической реагирование на широкий спектр изменений социально-культурной, политической и экономической жизни, а потому является важной подсистемой обеспечения развитию культуры в условиях недостаточной определенности ее парадигм. К характеристики субкультуры можно применить понятие «культурный комплекс« как системную определенность ее признаков и механизмов, за помощью какой человек реализует свою социально-культурную идентификацию. Общество заинтересовано в интересах своей стабильности в особенном сбалансировании соотношения консервативных субкультур как носителей ядра культуры и инновационных субкультур, и в случае потребности – в стимулировании развития культуры инновационных субкультур для поддержки новых сфер и направлений культурной жизни, для испытание новых культурных моделей, эксперимента.
Обществу для обеспечения культурного потенциала своего развитию функционально необходим определенный «излишек» культурной инновационного предложения для обеспечения адекватного реагирования на социально-культурные вызовы времени для отбора необходимых, актуальных инноваций.
Вместе с тем, с помощью субкультурного механизма происходит не только испытание субкультур на их соответствие потребностям времени, но и вытеснение тех из них, что не отвечают времени, в резерв, отстранение за ненадежностью.
Такой возможный объем взаимодействий субкультур с базовой культурой, которая трансформируется, в значительной мере определяет их полифункциональность, которая проявляется относительно культурно-трансформационного процесса в целом, сфер, какие они охватывают, и личностей, которые к ним входят.
Исходя из вышеупомянутого, общекультурные функции субкультур, очевидно, заключаются в:
· обеспечении целостности культуры;
· формировании новых возможностей ее развития;
· обогащении общекультурного контекста, в том числе социального семиозиса, культурного фонда как источника возможного налаживание новых культурных форм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ