Особенности современных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе
Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:
- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;
- проанализировать роль культуры в обществе;
- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;
- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6
1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9
1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13
Глава 2. Особенности современных субкультур
2.1 Сущность и функции……………………………………………...……18
2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27
2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31
2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34
2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

subculture.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

Авторы теории субкультуры  молодежи - основного направления  британской социологии молодежи - утверждают, что фундаментальную роль в социально-политическом вызревании молодежи имеет страфикационная  принадлежность.

Особенное субкультурное  измерение приобретает молодежь в период "постюности" (К. Кенстоун) - в период третьего десятилетия  жизни, когда она самостоятельна в социальном, моральном, интеллектуальном, политическом, в социально-культурном плане, но не адаптированная политическое и экономически, ищет свой вариант  наиболее удачного социального самоопределения. Это стадия между юностью и  взрослостью, период социально-культурного  экспериментирования в определении  жизненных перспектив, которые являются характерной особенностью культурно-модернизационных процессов16.

Заметное обесценивание  рабочей силы (что наблюдается  в последнее время в России), которое воспринимается молодежью  как судьба поколения, вызывает одновременно психосоциальное и социокультурное  повышение значимости состояния  юности, акцентирует внимание общества на нем.

В условиях модернизации в  России происходит снижение социального  контроля, послабления традиционного  влияния социальной среды на мировоззрение  и поведение молодежи.

Зародившись еще в первых учебных заведениях Европы и приобретя  свою стойкую форму с середины 50-х годов XX ст. под давлением современных  модернизационных условий (ранняя физическая зрелость, растягивание времени вхождения  в социально-профессиональный статус взрослых, развитие средств массовой коммуникации и т. д.), растет социально-культурная автономия молодежи в мире взрослых, ее дифференциация, приобретает жестких, часто социальная организованных и  даже контркультурных форм традиционный конфликт поколений, образуется социальная и идеологически нейтральный, все  более широкий спектр молодежных субкультур собственно культурного  и художественного устремления, Сформируется новый тип информационно-интернетной  молодежной субкультуры, Значительно  растет взнос молодежи и характер ее участия в модернизационных процессах, выдвигая молодое поколение в  качестве авангарда в трансформационном  обновлении общества, а, возможно, и  как основную потугу изменений в  нем. Как в свое время писал  известный поэт В. Маяковский, "молодежь есть то горючее, на котором работает общество", хоть, по нашему мнению, молодежь собственно в значительной степени  и создает это горючее.

Каждая молодежная субкультура  имеет свою центральную идею или  систему идей, которая определяет ее характер, принцип привлечения  и является тождественной цели ее существования. Она характеризуется, в первую очередь, специфическим  нормотворчеством, противопоставлением  своих норм и ценностей внешним, приобретая определенные черты "микрообщества ", в котором трансформируются традиционные взгляды и формируется "свой " образ мира и способа  бытия в нем личности.

Отмеченная проблема реально  сложилась в формах андерграунда и обособление субкультур молодежи в глубинных пластах культуры периода застоя и перестройки.

Субкультура определяется своим  социальным содержанием, совокупностью  отношений, стилем жизни, определяющей составляющей которого является поведение.

Английский социолог М. Брейк  выделяет такие субкультурные типы молодые, как "нормальная" молодежь, делинквентная молодежь, культурные бунтари, политически активная молодежь. Как и М. Брейк, мы выходим с  того, что "нормальная" молодежь тоже имеет свои особенности и складывает специфическую субкультуру.

Субкультура состоит из совокупности знаний и представлений группы, на основе которых она формирует  свой целостный образ социального  мира и определяет свое место в  нем как основу ориентации в жизненном  пространстве. Исходя из этого, группа формирует специфические ценности и нормы своего социального бытия, которые имеют свои особенности, которые отличают их от других.

Хоть представители основных молодежных субкультур не отрицают культуру общества в целом, но значительно  отличаются от нее, формируя свой мир  и его особенную картину. Кроме  общих молодежно-генерационных особенностей формирования субкультур на их содержание значительно влияет:

1) кризис российского  общества и его основных институтов;

2) кризис института семьи  и семейного воспитания, нарушения  взаимоотношений поколений;

3) коммерциализация средств  массовой коммуникации, которые  искусственно формируют повышенную  потребность в субкультурных  признаках;

4) растущая вестернизация  и регионализация культуры17.

Следует очевидно согласиться  с тем утверждением, что молодежная субкультура является искривленным зеркалом взрослого мира вещей, отношений  и ценностей.

В СССР первыми из молодежных субкультур в конце 60-х годов XX ст. появились хиппи, практика которых  в России носила декларативно-снобистский  характер и длилась короткое время  в больших городах.

Второй период развития молодежных субкультур (1983-87р.р.) характеризуется  кризисной ситуацией и, в связи  с тотальной критикой СМИ, снижением  активности.

Третий период приходится на 1987-1992 р.р., который характеризуется  эпатажным протестом панков, хиппи  и других группировок андерграундового характера и ростом негативной реакции  на них значительной части молодежи, как и дифференциацией разных за своим устремлением молодежных образований.

Исследователи считают, что  четвертый период (1992-1995 р.р.) прошел под знаком спада активности андерграунда, роста пессимизма и помолодел  состава, формирования группировок, нацеленных на карьеру и успех, что означало определенное возвращение к формальному  социуму и признанию его. В  этот же период развивается романтико-эскапистская молодежная субкультура, связанная  с новой волной вестернизации  российского общества.

С 1996 года начинается пятый  период развития молодежных субкультур, которое продолжается до этого времени, и характеризуется, с одной стороны, повышением интеллектуального уровня в среде "андергаунда", а с  другой стороны - прогрессирующим помолодел, отказом от интеллектуального роста, а также ростом легитимизации  неформального стиля жизни.

Молодежная субкультура  в России не имела раньше и не имеет теперь характера жесткой  деформализации и складывания в  изолированные неформалитети, не отмечается резкой оппозиционностью и редко  приобретает черты контркультуры  такой активной на Западе. В 80-ые годы наиболее активно формировались  движения рокеров, металлистов, байкерів, а потом религиозно-культовые  и восточно-спортивные, часто инициированные заинтересованными в них взрослыми  слоями бизнесового и криминального  характера. Поэтому в целом российские субкультуры малодифференцированные, непрочные и не занимают весомого места в культурной жизни.

За мерой отношения  к модернизационным и постмодернизационным процессам молодежные субкультуры  могут быть систематизированы по признакам модернизационности, закрытости и социальности, креативности таким  образом:

1) авангардистские, конфронтационные  к устоявшейся культуре постмодернизационного  характера, элитные;

2) модернизационные и  постмодернизационные, толерантные  в отношениях с официальными  учреждениями;

3) модернизационные и  постмодернизационные, социально-культурная  нейтральные (субкультура молодежного  компьютерного андеграунда и  др.);

4) модернизационные, социальнозакрытого  типа, неконфронтационные;

5) консервативные закрытого  типа;

6) консервативные открытого  типа;

7) контркультурные, творческого  типа;

8) контркультурные, асоциальные,  деструктивного типа, в том числе  криминальные18.

Роль молодежных субкультур оказывается в значении межевой, пограничной зоны культуры, которая  накапливает, провоцирует позитивные и негативные "отклонения", которые  могут иметь культурно-творческий или деструктивный характер, способствуя  поиску необходимых новым социальным изменениям культурных моделей. В то же время существует молодежная культура социальное и культурно толерантной  молодежи, которая не защелкивающаяся  в пределах особенного микромира  субкультуры, а идентифицирующая себя с существующей "внешней" культурой  взрослых, и стремится за своим  в возрасте до инноваций, интенсивно осваивает и творит культуру.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в системе  культуры как целостности, особенно в переходные периоды, формируется особенно чувствительная ее прослойка в форме целого ансамбля традиционных субкультур, которые трансформируются, и целой ряды новых субкультур, которые находятся в авангарде изменений, формируя новую социальную чувствительность и частично - систему испытания и отбора новых культурных образцов, а также предлагая варианты не только отношение, но и формы эффективной защиты и приспособления к ним.

В таком понимании формируется  и обеспечивается, с одной стороны эмпирический базис движения основных культурных потоков и доминант, а с другой - вариативность инварианта базовой культуры.

Субкультуры характеризуются  оперативностью и динамической реагирование на широкий спектр изменений социально-культурной, политической и экономической жизни, а потому является важной подсистемой обеспечения развитию культуры в условиях недостаточной определенности ее парадигм. К характеристики субкультуры можно применить понятие «культурный комплекс« как системную определенность ее признаков и механизмов, за помощью какой человек реализует свою социально-культурную идентификацию. Общество заинтересовано в интересах своей стабильности в особенном сбалансировании соотношения консервативных субкультур как носителей ядра культуры и инновационных субкультур, и в случае потребности – в стимулировании развития культуры инновационных субкультур для поддержки новых сфер и направлений культурной жизни, для испытание новых культурных моделей, эксперимента.

Обществу для обеспечения  культурного потенциала своего развитию функционально необходим определенный «излишек» культурной инновационного предложения для обеспечения адекватного реагирования на социально-культурные вызовы времени для отбора необходимых, актуальных инноваций.

Вместе с тем, с помощью  субкультурного механизма происходит не только испытание субкультур на их соответствие потребностям времени, но и вытеснение тех из них, что не отвечают времени, в резерв, отстранение за ненадежностью.

Такой возможный объем  взаимодействий субкультур с базовой культурой, которая трансформируется, в значительной мере определяет их полифункциональность, которая проявляется относительно культурно-трансформационного процесса в целом, сфер, какие они охватывают, и личностей, которые к ним входят.

Исходя из вышеупомянутого, общекультурные функции субкультур, очевидно, заключаются в:

· обеспечении целостности культуры;

· формировании новых возможностей ее развития;

· обогащении общекультурного контекста, в том числе социального семиозиса, культурного фонда как источника возможного налаживание новых культурных форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры / Р. Ю. Александров // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 77-81. 
  2. Альтернативная культура: Энцикл. /[Сост. Д. Десятерик] .-Екатеринбург:[Ультра.Культура],2005.-237 с.
  3. БобахоВ.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? //Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 56-65. Режим доступа:-http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/160639.html
  4. Горбулева М. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации / М. Горбулева, Л. Шабанов // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 109-113. - Библиогр.: с. 113 (7 назв.). 
  5. Грязнова М. И. Становление молодежной культуры во второй половине XX века/М.И. Грязнова. //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2007.-N 2. - С. 102-104.
  6. Жиляев А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи /А.А. Жиляев. //Инновации в образовании .-2007 .-N 3. - С. 87-96.
  7. Ионин Л.Г. Социология культуры:[Учеб. пособие] /Ин-т "Открытое об-во".-.:Логос,1996.-278 с.-(Прогр."Высшее образование").
  8. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологии:Учеб.пособие /Московск. гос.ун-т им.М. В.Ломоносова;Сост.А.И.Кравченко.-М. :Проспект,2006.-378 с.
  9. Кушнир О.О пользе и вреде "молодежной" литературы/Олеся Кушнир. //Студенчество: Диалоги о воспитании.-2004.-N 4. - С. 28-29 .
  10. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры:(на примере молодежной субкультуры) /С. И. Левикова. //Вопросы философии.-2006.-N 4. - С. 71-79.
  11. Левикова С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры //Общественные науки и современность. 2001.-№ 4. С. 178–188.
  12. Левикова С.И. Молодежная культура.-2-е изд.-М. :Вуз.кн., 2005.-359 с. Библиогр.:с.340-357
  13. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие.-М. :Фаир Пресс:ИТД Гранд, 2004 .-608 с.Библиогр. в конце разд.
  14. Левикова С.И. Динамическая модель молодежной субкультуры // Международный исторический журнал.- 2002.- №19.- Режим доступа: http://history.machaon.ru/all/number_19/analiti4/levikova/index.html
  15. Луков В А. Молодежные субкультуры в современной России: [Электронный ресурс].- режим доступа:http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/
  16. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России. //Социологические исследования .-2002.-N10.-С.79-87.
  17. Мильдзихова Л.. Толерантность как терпеливое внимание / Ляля Мильдзихова // Смена.- 2007 .- N 1 .- С. 120-123 .— (Планета unlimited) .
  18. Молодежная субкультура // Оганов, А.А Теория культуры: Учеб. пособие для вузов /. А.А.Оганов, И.Г Хангельдиева М.Фаир-Пресс 2001. - С. 245-261.
  19. Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого?:[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/articles/article3/
  20. Омельченко Е.Л Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности //Журнал исследований социальной политики.2006.Т.4.№2.С.151-183.- Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/jsps/msg/325611.html
  21. Салагаев А. Л. Молодежные группировки - опыт пилотного исследования/АЛ. Салагаев, А. В. Шашкин. //Социологические исследования .-2004.-N 9. - С. 50-58 .
  22. Слесарева И.В. Современная молодежная клубная культура: значение и перспективы (на примере интеллектуальных клубов) / И. В. Слесарева // Регионология -2008 .- N 2 .- С. 347-349 .
  23. Трушина А.А. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития/А.А.Трушина,Л.П. Саксонова. //Научный потенциал города- XXI веку:Материалы V город. молодеж.науч. -практ.конф.(17-27 апр.2007г.) /Филиал гос. образоват. учреждения высш. проф. образования Самар.гос.техн. ун-т (г.Сызрань).-Самара.-2007.-С.44-46.
  24. Тутина Ю.. По поводу молодежи / Юлия Тутина // Смена.- 2007 - N 1 .- С. 112-117 .- (Планета unlimited) 
  25. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодёжных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://psy.tsu.ru/shabanov_content.php
  26. Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры .-М. : Академ.Проект, 2008.-191 с .Технологии культуры).
  27. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исслед. системы, 1986-1989гг./Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).-СПб.:Наука,1993 .-341с. :ил.

Информация о работе Особенности современных субкультур