Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:57, дипломная работа
Актуальность исследования. Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждался в совершенствовании, но принесли ли пользу изменения, которые произошли в 2005 году?
Российское законодательство о пособиях имеет почти вековую историю. Обеспечение населения страны пособиями в XX в. прошло путь от производства выплат филантропического характера через договорное регулирование до государственного регулирования с помощью законодательства СССР, а теперь законодательства РФ
Введение..............................................................................
3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социального обеспечения в РФ........................................................................................
7
1.1. Виды пенсий и социальных пособий в РФ..............................
7
Экономические источники социального обеспечения..........
29
Глава 2.Деятельность Пенсионного Фонда РФ по осуществлению выплат государственных пенсий..............................................................
43
2.1. Источники накопления и порядок использования средств
Пенсионного фонда РФ......................................................................
43
2.2. Законодательное регулирование пенсионной системы...........
49
2.3. Пенсионное обеспечение и уровень жизни пенсионеров в
РФ на современном этапе...........................................................
54
Заключение..................................................................................................
61
Список использованной литературы..............
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.
На Федеральный фонд Обязательного Медицинского Страхования возложены следующие основные функции:
Территориальные фонды Обязательного Медицинского Страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде Обязательного Медицинского Страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543 1, для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.
На территориальный фонд Обязательного Медицинского Страхования возложены следующие основные функции:
взносов в территориальный фонд.
Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 до 2001 г. существовал Государственный фонд занятости населения РФ. Он был образован в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда [61, с. 452].
Основными функциями Фонда занятости являлись:
Финансовое положение Фонда занятости с 1996 г. характеризовалось как неудовлетворительное ввиду значительных долгов по социальным выплатам населению. Так, например, к началу 1998 г. задолженность государственного фонда занятости по выплате пособий по безработице, досрочных пенсий, стипендий и т. п. составила более половины всех фактически профинансированных расходов по этой статье.
С 2001 года, финансирование расходов, связанных с выполнением основных функций Государственного фонда занятости, осуществляется через бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ.
Таким образом, расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд Обязательного Медицинского Страхования и Фонд Социального Страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством [60, с. 347].
Таким образом, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.
Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:
За счет страховых взносов работодателей, работающих граждан, а с 2001 года — отчислений от социального налога формируется около 90% доходов Пенсионного фонда. Второй по объему поступлений статьей доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета. За счет этого источника формируется до 10% и более бюджета Пенсионного фонда.
Из других статей дохода Пенсионного фонда в последние годы наиболее значимыми являются средства, поступающие за счет применения финансовых санкций к работодателям и капитализация временно свободных средств (до 5%) [36, с. 63].
Средства Пенсионного фонда направляются на:
Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах региональных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями Пенсионного фонда для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция. Отчеты об исполнении бюджета представляются правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.
Одна из фундаментальных проблем современной пенсионной системы России связана с низким соотношением численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Эта величина определяет финансовую устойчивость всей пенсионной системы, построенной на распределительном принципе [37, с, 63].
Неблагоприятное соотношение численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров обусловлено не только демографическими факторами и уровнем занятости в экономике, но заниженным (особенно для женщин) по сравнению с развитыми странами возрастным порогом выхода на пенсию и распространением практики досрочного, на 1,5 - 2 года ранее общеустановленного возраста, выхода на пенсию. Доля пенсионеров, получающих пенсию досрочно на льготных условиях с учетом критериев уровней профессиональных рисков, составляет 17 - 19%.
Поскольку количество пенсионеров увеличивается, а численность работающих в народном хозяйстве снижается, то возрастает нагрузка на покрытие расходов по пенсионному обеспечению. В Программе реформы отмечено, что действующая система пенсионного обеспечения не является стабильной в долгосрочной перспективе в силу демографических факторов и невысокого соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов. Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь посредством поэтапного повышения пенсионного возраста и одновременной отменой всех имеющихся льгот [41, с. 45].
Представляется правильным подход, связанный с поэтапным переходом от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, включающий как распределительные, так и накопительные механизмы финансирования пенсий. Накопительный подход снижает остроту проблемы, связанную со старением населения (после 2007 года вероятно ускорение процесса старения населения), поскольку каждый человек платит сам за себя, откладывая часть заработной платы в пользу пенсионных накоплений. Таким образом, смешанная система в большей степени отвечает принципам социальной справедливости, мотивирует граждан на честную оплату налогов с фонда оплаты труда.
В Программе пенсионной реформы предусматривается в долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе
применить смешанную систему пенсионного обеспечения, включающую в себя [59, с. 58]
В странах Западной Европы накопительная система применяется и в государственных, и в корпоративных, частных фондах. Частные пенсионные фонды используют индивидуальные и групповые схемы страхования пенсий. Групповое страхование пенсий предполагает, что размер пенсии определяется не столько индивидуальными накоплениями, сколько стажем и уровнем заработной платы участника.
В США и Великобритании государственные и частные пенсионные схемы играют примерно равную роль, в то время как в европейских странах (Германия, Италия, Франция, Швеция) доминирует государственное пенсионное обеспечение. Тарифы пенсионных взносов в государственные пенсионные фонды различны, причем пропорции оплаты работодателем и самим работником значительно отличаются по странам. Для англо-американской модели и в Японии взносы работодателя и работника близки, а в Европе большую часть взносов оплачивает работодатель. Пенсионные выплаты в Европе составляют 13-15% ВВП, в России - 5 - 6% [60, с. 268].
Пенсионная система Германии характеризуется тремя уровнями. К первому уровню пенсионной защиты относятся отдельные системы, функционирующие на основе законодательства и являющиеся обязательными для определенных профессиональных групп (пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное обеспечение чиновников, помощь по старости фермерам и членам их семей, пенсионное обеспечение лиц свободных профессий).
Государственная система обеспечивает около 63% объема пенсий. Ко второму уровню защиты в старости относят добровольное страхование предприятиями - эта система затрагивает примерно половину граждан страны. Третий уровень - добровольное, самостоятельное страхование - наряду с обязательной государственной пенсией является дополнительным источником дохода пенсионера. Средний размер пенсии, предоставляемой предприятием, составляет 500 - 800 DM, в то время как лицо, участвовавшее на протяжении 45 лет в государственной системе пенсионного страхования, при выходе на пенсию получит ежемесячную выплату около 2000 DM (примерно 70% заработной платы).
Пенсионная система США основывается на персональном пенсионном страховании населения, хотя параллельно функционирует и распределительная система. Крупнейшая государственная пенсионная система - Общая федеральная программа (Social Security) действует в соответствии с Законом о социальном страховании 1935 года. С 1950 по 1995 год пенсионные выплаты возросли с 1 млрд. до 328 млрд. дол. США, а число пенсионеров-получателей увеличилось с 3,5 млн. до 43,4 млн. человек. Размеры пенсий также существенно возросли: средний размер пенсии на пенсионера с женой с 1980 по 1995 год возрос с 567 до 1221 дол. США в месяц. Параллельно возрастала и налоговая ставка на фонд оплаты труда: с 3% в 1950 году до 15,3% в 1990 году.
Информация о работе Осуществление выплат государственных пенсий и пособий на современном этапе