Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:57, дипломная работа
Актуальность исследования. Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждался в совершенствовании, но принесли ли пользу изменения, которые произошли в 2005 году?
Российское законодательство о пособиях имеет почти вековую историю. Обеспечение населения страны пособиями в XX в. прошло путь от производства выплат филантропического характера через договорное регулирование до государственного регулирования с помощью законодательства СССР, а теперь законодательства РФ
Введение..............................................................................
3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социального обеспечения в РФ........................................................................................
7
1.1. Виды пенсий и социальных пособий в РФ..............................
7
Экономические источники социального обеспечения..........
29
Глава 2.Деятельность Пенсионного Фонда РФ по осуществлению выплат государственных пенсий..............................................................
43
2.1. Источники накопления и порядок использования средств
Пенсионного фонда РФ......................................................................
43
2.2. Законодательное регулирование пенсионной системы...........
49
2.3. Пенсионное обеспечение и уровень жизни пенсионеров в
РФ на современном этапе...........................................................
54
Заключение..................................................................................................
61
Список использованной литературы..............
По данным Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве Труда России, в 2004 г. были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 5894 млн. рублей, что в среднем составляет 1400 рубль в месяц на одного получателя [таблица В.2, с. 72].
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на конец 2004 г. численность пенсионеров, которым назначены пенсии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях Российской Федерации", составила 36,5 млн. человек (95% от общего числа пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации) [таблица Г.1, страница 73]. Средний размер назначенных месячных пенсий составил 1379 рублей, что в 1,4 раза выше среднего размера назначенных месячных пенсий пенсионерам, получающих пенсию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации "
В 2004 г. реальный размер назначенных месячных пенсий вырос на 16% по сравнению с предыдущим годом. Повышению реального содержания пенсий способствовали индексации пенсий (с 1 февраля 2004 г. - в 1,065 раза и с 1 августа 2004 г. — в 1,09 раза). В 2004 г. реальный размер пенсий превысил уровень 2000 г. на 9% .
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2004 г. был равен величине прожиточного минимума пенсионера, в сравнении с 2001 г. средний размер месячных пенсий составлял менее 90%.[таблица Д.1, с. 75]. Расходы на социальную помощь и выплату пособий значительно возросли [таблица Г.1, с. 73].
По республике Башкортостан структура пенсионеров по видам пенсионного обеспечения мало изменилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом [таблица 1, с. 56].
Таблица 1. Численность пенсионеров по видам пенсионного обеспечения на начало 2005 года по Республике Башкортостан, тыс. человек*.
2003г. |
2004г. |
2005 г. | |
Всего пенсионеров Из общей численности получают пенсии:
|
1025,8
823,9 74,5 85,2 42,3 |
1017,3
797,8 75,3 101,9 42,1 |
1017,5
789,3 74,8 109,1 44,2 |
*Данные для таблицы 1 взяты из статистического ежегодника республики Башкортостан за 2005г.
Из таблицы видно, что из общей численности пенсионеров основную долю занимают пенсионеры, получающие пенсию по старости, на втором и третьем местах находятся пенсионеры, получающие пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности. Последнее место занимают пенсионеры, получающие социальные пенсии. Так же из таблицы видно, что на протяжении трех лет эта тенденция не изменилась.
Рассмотрим структуру пенсионеров по видам пенсионного обеспечения по рисунку 1.
2004 год
А – по старости, С – по случаю потери кормильца,
В – по инвалидности, О – социальные.
Рисунок 1. Структура пенсионеров по видам пенсионного обеспечения на начало 2005года, %.
Численность пенсионеров в 2005 году осталась на уровне 2004 года. Что видно из таблицы 2, страница 59.
Таблица 2. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий (на конец года), рублях по республике Башкортостан*.
Численность пенсионеров, чел. |
Средний размер назначенных пенсий, руб. | |||||
2000 |
2004 |
2005 |
2000 |
2004 |
2005 | |
По республике Башкортостан |
1028724 |
1017326 |
1017485 |
783,1 |
1617,0 |
1860,4 |
Агидель |
2439 |
2490 |
2603 |
862,0 |
1833,6 |
2098,4 |
Нефтекамск |
25670 |
26374 |
26459 |
830,0 |
1774,0 |
2051,6 |
Октябрьский |
25321 |
24984 |
24889 |
784,6 |
1634,8 |
1875,2 |
Салават |
38816 |
38776 |
38749 |
827,8 |
1767,8 |
2017,7 |
Сибай |
13336 |
13780 |
13838 |
845,0 |
1770,0 |
2040,7 |
Стерлитамак |
61060 |
62300 |
62726 |
807,5 |
1704,3 |
1988,8 |
Уфа |
244322 |
246742 |
249874 |
689,8 |
1470,3 |
1721,7 |
*Все данные по величине пенсий приведены из статистического ежегодника республики Башкортостан за 2005г.:
Из таблицы 2 видно, что численность пенсионеров по республике Башкортостан увеличилась на 0,015%, средний размер назначенной пенсии также увеличился на 14% по сравнению 2005г. с 2004г. Лидирующее положение по числу пенсионеров занимает город Сибай, а по размеру назначенной пенсии –города Агидель, Нефтекамск, Салават и Сибай. На втором месте по числу пенсионеров находится Стерлитамак, по размеру пенсии – Стерлитамак. На третьем месте по числу пенсионеров – Салават, по размеру назначенной пенсии – Агидель и Октябрьский. На четвертом месте по числу пенсионеров – Нефтекамск, Октябрьский и Уфа, по размеру назначенной пенсии – Уфа.
Средний размер назначенной месячной пенсии в Республике Башкортостан на конец 2005 года, в рублях.
Рисунок 2. Средний размер пенсии и его отношении в процентах к прожиточному минимуму.
Для оценки уровня жизни пенсионеров и анализа пенсионного обеспечения мною было проведено в декабре 2005 года исследование потребительских ожиданий населения пенсионного возраста. Были получены следующие результаты: большинство респондентов-пенсионеров давали нейтральные оценки личному материальному положению: 49,4-53,3% из опрошенных пенсионеров считали, что их текущее материальное положение среднее; 55,5-60,1% - что оно не изменилось в течение года; 54,5-57,5% - что оно не изменится через год. Оценивая соотношение доходов и расходов семьи, в 2005 г. ежеквартально большинство пенсионеров (66,0-71,1%) говорили, что их расходы соответствуют доходам: 20,2-25,8% опрошенных отмечали, что они вынуждены брать в долг или использовать сбережения; а менее 8% респондентов имели возможность откладывать некоторую сумму денег.
При этом в 2005 г. доля пессимистических оценок различных аспектов личного материального положения (т.е. отрицательных ответов) у пенсионеров была достаточно велика: 42,4—46,4% - для текущего состояния, 25,0—30,9% - для произошедших изменений, 14,8-18,5% - для ожидаемых изменений, и ежеквартально превышала долю оптимистических оценок (т.е. положительных ответов), которая составляла соответственно не более 4,8%, 13% и 5,6%.
Однако число пенсионеров, у которых было в целом позитивное мнение по вопросам (т.е. давших положительные или нейтральные ответы), в 2005 г. ежеквартально превышало число пенсионеров, имевших негативное мнение (т.е. давших отрицательные ответы): более 52% пенсионеров не считали свое текущее материальное положение плохим или очень плохим, 66,6-72,5% опрошенных отмечали, что их материальное положение не ухудшилось за год, а порядка 60% респондентов не ждали его снижения через год.
По сравнению с IV кварталом 2004 г. в течение 2005 г. несколько улучшились оценки пенсионерами своего текущего материального положения при относительной стабильности мнения о его произошедших и ожидаемых изменениях.
Таким образом, можно сказать, что положение пенсионеров не ухудшается, а остается постоянным, что связано со стабильностью в экономике, повышением размера пенсий и пособий государством.
Однако, тревожно то, что многие пенсионеры живут от пенсии до пенсии и не могут откладывать на неотложные нужды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Существующие виды пенсий и пособий призваны обеспечить нуждающимся необходимый уровень жизни.
Пенсии и социальные пособия объединены в различные группы:
Для решения жизненно важных для общества задач социального характера были созданы социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд Обязательного Медицинского Страхования и Фонд Социального Страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.
Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.
В период 2000 – 2005гг. проведена поэтапная реформа Пенсионного фонда РФ. Действовавшая система пенсионного обеспечения не являлась стабильной в долгосрочной перспективе в силу демографических факторов и невысокого соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов. Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь посредством поэтапного повышения пенсионного возраста и одновременной отменой всех имеющихся льгот.
Произведен поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, включающий как распределительные, так и накопительные механизмы финансирования пенсий. Накопительный подход снижает остроту проблемы, связанную со старением населения (после 2007 года вероятно ускорение процесса старения населения), поскольку каждый человек платит сам за себя, откладывая часть заработной платы в пользу пенсионных накоплений. Таким образом, смешанная система в большей степени отвечает принципам социальной справедливости, мотивирует граждан на честную оплату налогов с фонда оплаты труда.
Смешанная система пенсионного обеспечения, включает в себя государственное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, не приобретших право на пенсию по государственному пенсионному страхованию;
дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) и, в отдельных случаях, обязательных страховых взносов.
Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).
В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в том числе социальных:
Анализ уровня жизни пенсионеров показал, что по среднему размеру назначенной пенсии они остаются за чертой бедности, т.к. средний размер назначенной пенсии не соответствует реальному прожиточному минимуму. По виду пенсионного обеспечения лидирующее положение занимают пенсии по старости, социальные пенсии и пенсии по потери кормильца занимают второе место, на последнем месте пенсии по инвалидности. Численность пенсионеров, с каждым годом уменьшается, но если принимать во внимание тенденцию общего старения населения, то видно, что число пенсионеров наоборот увеличивается. Население страны считается старым, если в нем число пенсионеров достигает или больше 5% от всего населения, в России число пенсионеров по данным Всероссийской переписи населения достигает 7%.
Информация о работе Осуществление выплат государственных пенсий и пособий на современном этапе