Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:57, дипломная работа
Актуальность исследования. Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждался в совершенствовании, но принесли ли пользу изменения, которые произошли в 2005 году?
Российское законодательство о пособиях имеет почти вековую историю. Обеспечение населения страны пособиями в XX в. прошло путь от производства выплат филантропического характера через договорное регулирование до государственного регулирования с помощью законодательства СССР, а теперь законодательства РФ
Введение..............................................................................
3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социального обеспечения в РФ........................................................................................
7
1.1. Виды пенсий и социальных пособий в РФ..............................
7
Экономические источники социального обеспечения..........
29
Глава 2.Деятельность Пенсионного Фонда РФ по осуществлению выплат государственных пенсий..............................................................
43
2.1. Источники накопления и порядок использования средств
Пенсионного фонда РФ......................................................................
43
2.2. Законодательное регулирование пенсионной системы...........
49
2.3. Пенсионное обеспечение и уровень жизни пенсионеров в
РФ на современном этапе...........................................................
54
Заключение..................................................................................................
61
Список использованной литературы..............
В государственном пенсионном фонде возросли и накопления: с 44 млрд. дол. США в 1985 году до 493 млрд. дол. США в 1995 году. Соответственно в 1995 году инвестиции позволили получить фонду дивиденды на сумму 35 млрд. дол. США. Однако, основную часть инвестиций формирует не распределительная, а накопительная пенсионная система США. Существуют как государственные накопительные программы, предназначенные для служащих правительства и местных органов власти, так и частные. К середине 1990-х годов частными пенсионными программами было охвачено более 40% рабочей силы страны. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании, проработавший на данном предприятии пять-десять лет. Помимо участия в групповых пенсионных компаниях работники могут открывать и свой личный пенсионный счет. Накопления на личных пенсионных счетах с 1985 по 1996 год возросли с 200 млрд. до 1347 млрд. дол. США. Для накопительных систем важнейшим источником финансирования является инвестиционный доход. Структура инвестиций частных пенсионных фондов США в 1996 году оценивалась в 4139 млрд. дол. США и выглядела следующим образом: государственные ценные бумаги - 686 млрд. дол. США, корпоративные ценные бумаги - 1645 млрд. дол. США, инструменты кредитного рынка - 789 млрд. дол. США, доли паевых фондов - 411 млрд. дол. США и т.д. Финансовое состояние и инвестиционная политика пенсионных фондов находятся под контролем государственных органов. Вложения пенсионных фондов диверсифицируется по отраслям, в недвижимое имущество (кредиты и ипотека), географически и т.д.
Важной проблемой пенсионной системы России является повышение пенсий, так чтобы обеспечить рост соотношения минимальной пенсии и прожиточного минимума пенсионера. В 2000 - 2005 годах проводились как единовременные компенсации пенсий, так и их индексация [59, с. 58].
Еще раз отметим, что переход на накопительные принципы будет способствовать решению проблемы недостаточности финансовых ресурсов. Вначале реформы, когда у пенсионных фондов отсутствуют резервы для выплаты пенсий, финансирование обеспечивается из федерального бюджета либо за счет государственных заимствований (такой подход был применен при реформировании пенсионной системы Чили), но в конечном счете бремя перекладывается на будущие поколения.
Расчеты показывают, что для проведения пенсионной реформы, не ухудшающей положения переходных поколений, требуются значительные расходы, которые, по наиболее вероятному макроэкономическому прогнозу, оцениваются почти в 4/5 ВВП года начала реформы. Промедление с переходом на накопительные принципы финансирования пенсионного обеспечения существенно повысит расходы на проведение реформы из-за быстрого старения населения. Перенос начала преобразований с 2000 на 2010 год приведет к росту издержек на 10 - 15% (эти оценки касаются только части расходов по реформированию системы, связанной с пенсиями по старости). Уже с начала 2002 года перечисляются взносы на накопительные счета граждан, не достигших определенного возраста. Однако эти перечисления делают не работники, а работодатель, поэтому многие граждане пока просто не знают о накопительной системе.
Основным риском накопительной пенсионной системы является эффективность размещения пенсионных накоплений. Несмотря на улучшение макроэкономической ситуации в 2000 - 2005 годах и повышение инвестиционной активности, в стране наблюдается недостаток рентабельных долгосрочных инвестиционных проектов, имеющих приемлемый уровень риска (большинство подобных проектов сосредоточено в сырьевых отраслях). Выход пенсионных накоплений на российский финансовый рынок приведет к росту спроса на фондовых рынках, что повысит котировки акций и, соответственно, капитализацию российских компаний [63, с. 78].
Российское законодательство о пособиях имеет почти вековую историю. Обеспечение населения страны пособиями в XX в. прошло путь от производства выплат филантропического характера через договорное регулирование до государственного регулирования с помощью законодательства СССР, а теперь законодательства РФ. В последние годы наметилась тенденция к развитию законодательства о пособиях в субъектах Российской Федерации. Это не противоречит Конституции РФ, которая провозглашает защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту в целом, включая социальное обеспечение, и относит все это к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Из федеральных законов, содержащих правовые нормы о тех или иных пособиях, вытекает, что субъекты РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, безработных и других категорий граждан.
В 2000 году была принята программа пенсионной реформы в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.00 № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации»), так как неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждался в совершенствовании. В условиях современной рыночной экономики многие граждане РФ оказались за чертой бедности, так как назначенный уровень пенсий или пособий равен прожиточному минимуму, который в реальности занижен.
В программе отмечалось, что после вступления в силу в 1998 году Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» была основана новая инфраструктура пенсионной системы, обеспечивающая информационную базу для мотивации уплаты страховых носов всеми работающими. Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с учетом трудового стажа и среднемесячного заработка. Соответствующие изменения в Закон «О государственных пенсиях Российской Федерации» были внесены в 2001 году.
Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», принятый в 1998 году ныне утративший силу, предусматривал переход на новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. В настоящее время основания для возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и Порядок ее назначения устанавливается Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В 2004 году была принята новая редакция закона. В нем определены условия назначения и виды пенсий, определение стажа, порядок назначения и перерасчета пенсий.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает государственное регулирование обязательного пенсионного страхования, определяет условия назначения пенсии и ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, реформа пенсионной системы изменяет существующую распределительную систему и порядок учета пенсионных прав граждан и дополняет ее накопительными элементами.
Так как выплаты пенсий и пособий осуществляются через внебюджетные фонды социального назначения, то активы пенсионных фондов являются важной составляющей инвестиционных ресурсов. Специфика данных финансовых ресурсов заключена в долгосрочном характере, их высокой социальной значимости (пенсионные накопления). Поэтому отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии, стали предметом регулирования самостоятельного Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 4 данного закона субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированный депозитарий, управляющие компании, застрахованные лица, страхователи. Таким образом, закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» не распространяется на негосударственные пенсионные фонды.
Соответственно закону Пенсионный фонд обязан передать управляющим компаниям пенсионные накопления в соответствии с договорами доверительного управления, заключать договора со специализированным депозитарием, осуществляющим учет ценных бумаг и переход прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений.
В ряде случаев накопительная система предполагает не только выплату пенсий, но и наследуемость остатка накоплений умершего пенсионера. В таком случае накопительная часть пенсии, если она является одновременно и пожизненной, и наследуемой, будет величиной не постоянной, а уменьшающейся (риски связаны с возможностью долгожительства).
В статьях 26 и 28 Закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливается структура инвестиционного портфеля (перечислены активы, в которых могут размещаться пенсионные накопления): государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, облигации и акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, ипотечные ценные бумаги, денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях, депозиты в рублях в кредитных организациях, иностранная валюта на счетах в кредитных организациях. Ряд ограничений установлен ст. 28 для диверсификации и снижения риска портфеля. Одновременно ограничивается использование срочных сделок (покупка опционов на ценные бумаги, заключение фьючерсных и форвардных контрактов) целями страхования рисков. Данную статью целесообразно дополнить и другими требованиями по структуре портфеля - например, ограничить долю государственных ценных бумаг в портфеле [66, с. 281].
В настоящее время пенсионные накопления формируются исключительно негосударственными пенсионными фондами. В России насчитывается более 260 Негосударственных Пенсионных фондов [63, с.72].
Государственное регулирование Негосударственных Пенсионных Фондов включает: лицензирование, унифицированную систему бухгалтерского учета, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, отчетность фондов перед Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.
Негосударственные пенсионные фонды обычно создаются предприятиями наиболее рентабельных отраслей российской экономики. В ведущих отраслях
промышленности 30 - 40% работающих являются участникам Негосударственных Пенсионных фондов. Основная доля пенсионных резервов (97%) сосредоточена в фондах с пенсионными накоплениями, превышающими 30 млн. рублей. В Негосударственных Пенсионных фондах сосредоточено 85% пенсионных накоплений и 60% участников, выплаты из них составляют 64% всех негосударственных пенсий. Причем средний размер выплачиваемой этими фондами пенсии составлял от 73 до 170% базовой пенсии
Таким образом, законодательное регулирование пенсионной системы России постепенно приближается к нормам, принятым в развитых капиталистических странах. В то же время пенсионная реформа должна проводиться параллельно с формированием устойчивых рыночных институтов (фондового рынка, прав собственности и т.д.), поскольку нестабильность переходной экономики приводит к высоким рискам долгосрочных финансовых вложений, что затрудняет функционирование накопительной пенсионной системы [66, с. 281].
На конец 2005 г. в Российской Федерации численность пенсионеров (по данным Пенсионного Фонда Российской Федерации) составила 37,9 млн. человек, и сократилась по сравнению с началом года на 200 тыс. пенсионеров. В общей численности населения доля пенсионеров осталась на уровне 2003 года.
За период с 2000 г. по 2005 г. при общем росте числа пенсионеров на 11% отмечается значительный рост пенсионеров, получающих социальные пенсии (на 69%) и пенсии по инвалидности (на 35%), [Таблицы А.1 и Б.1, с. 70 и с. 71].
Наряду с финансовыми причинами проблемы пенсионного обеспечения возникают вследствие общего процесса старения населения. Согласно классификации ООН, население государства считается старым, если доля людей старше 65 лет в числе жителей превышает 7%. В настоящее время в вышеуказанном возрасте находятся 13,3% россиян.
Начиная с 1998 г., впервые в демографическом развитии России численность людей пенсионного возраста превышает численность детей и подростков в возрасте до 16 лет. Вместе с тем с 1998 г. вследствие перехода в пенсионный возраст поколений военных лет рождения численность лиц пенсионного возраста снижается.
К началу 2005 г. население старших возрастов превысило детское население на 4,8 млн., или на 16,3% (в 2003 г. - на 11,6%), доля этих возрастных групп в общей численности населения составила соответственно 21,7% и 18,6%.
Изменения в возрастном составе населения влияют на динамику показателя демографической нагрузки — соотношение численности населения нетрудоспособного возраста (детей в возрасте 0-15 лет и населения в возрасте старше трудоспособного) и трудоспособного возраста. Коэффициент демографической нагрузки уменьшился: на начало 1998 г. на 1000 человек населения рабочего возраста приходился 731 человек нетрудоспособного возраста, на начало 2005 г. - 611 человек.
Среди населения пенсионного возраста преобладают женщины, в возрасте 60 лет и старше их в 1,9 раза больше, чем мужчин [таблица 2, страница 70].
В 2005 г. Пенсионным фондом Российской Федерации на финансирование выплат населению пенсий и пособий было израсходовано 662 млн. рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2003 году. Доля этих средств в ВВП составила 6,1%, что по сравнению с предыдущим годом выше на 0,7 процентного пункта.
В Российской Федерации наряду с государственным пенсионным обеспечением граждан действует негосударственное пенсионное обеспечение, охватывающее в настоящее время 4,4 млн. участников, 352 тыс. из которых являются получателями дополнительных пенсий (0,9% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации), [таблица В.1, с. 72].
Информация о работе Осуществление выплат государственных пенсий и пособий на современном этапе