Понятие социальной политики. Школы исследования социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Экономическая деятельность человека имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (соц.политика).doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Введение

 

Экономическая деятельность человека имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической  деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ. Вот, например, структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). Задачей социально ориентированной экономики государства является осуществление деятельности по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Решение различных социальных проблем  неизбежно сопровождается дискуссиями по поводу выяснения сущности социальной политики. Без этого невозможно решать стоящие перед обществом и государством проблемы. Поэтому всегда являются важными попытки анализа, как общих оснований самой социальной политики, так и ее отдельных дифференцированных направлений и разделов.

 

1. Понятие социальной политики. Школы исследования социальной политики.

Что же собой  представляет социальная политика? Ответ  на поставленный вопрос прост и сложен. Прост потому, что любой человек, а не только специалист в области  социальной политики — практик или ученый — имеет свою точку зрения по вопросу о социальной политике, которая представляет собой неотъемлемую принадлежность окружающих общественных реалий, сопровождает человека с самого его рождения на протяжении всей его дальнейшей жизни. Однако за очевидностью социальной политики скрываются ее комплексность и особенность. Существующие определения социальной политики сталкиваются с рядом сложностей, поскольку она представляет собой подвижную и многообразную практику. Социальная политика часто отождествляется с социальным управлением. В этом смысле в ее определении фиксируется совокупность социальных целей и средств, имеющихся в распоряжении общества для разрешения социальной проблемы. Социальная политика иногда рассматривается и как некая социальная стратегия, зависящая от избираемых приоритетов. Профсоюзы, например, могут вести активную наступательную политику, вовлекая в конфликт с работодателями наемных работников, а могут способствовать утверждению социального партнерства в обществе. Социальная политика рассматривается и как наука, и как специфическая практика.

Таким образом, социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность, - государство. В любом обществе конечной целью производства является удовлетворение потребностей людей. Поэтому обеспечение определенного уровня потребления населения является основной целью социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, которые нуждаются в поддержке государства. Это нетрудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвалиды), неимущие, безработные и др.

Социальная  политика осуществляется на разных уровнях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика – решение глобальных экологических проблем, преодоление социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Их формирование является  функцией государственного регулирования экономики.

Основные функции  социальной политики заключаются в  содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.

Некоторые исследователи  выделяют четыре доминирующие школы  исследований социальной политики в Европе: школу социально-экономических аналитиков; школу неомарксистских политико-экономических теоретиков государства и дюркгеймнианцев; школу политико-институционалистов; школу различий по партийной принадлежности. Все эти направления в исследованиях социальной политики в основном группируют, исходя из значимости факторов, влияющих на сдерживание или рост социальных расходов.

Считается, что  социально-экономические аналитики  выделяют модели для объяснения международных  и исторически сложившихся различий в социальных расходах, зависящих  от технических и экономических  закономерностей дела. Представители неомарксистской школы рассматривают социальную политику как своего рода реакцию на функциональные пробелы государственного регулирования капиталистической экономики. В рамках дюркгеймнианского подхода к анализу социальной политики различных индустриальных стран осуществляется попытка описания и объяснения тенденций долгосрочного развития социальной политики. Политико-институциональная школа оперирует политическими детерминантами, которые влияют на динамику социальных расходов. Школа различий по партийной принадлежности причину различий социальных расходов в разных странах обосновывает исходя из специфики партийной системы.

Очевидно, что  на механизм реализации социальной политики как таковой влияют традиции того или иного общества, экономическая конъюнктура, расстановка политических сил. Хотя основной субъект социальной политики — государство, ее корни покоятся в гражданском обществе. Существование социальной политики как политического института демонстрирует свою автономность от политического фактора. Исторически социальная политика получает импульс для своего появления и развития при наличии специфически социального отношения между наемным трудом и капиталом. Социально и политически легитимированные этими субъектами экономические отношения крупного товарного производства составляют действительную основу социально-политической деятельности государства. Социальная политика государства, основанного на этих экономических отношениях, является выражением социального компромисса между работодателями и наемными работниками, компромисса, который покоился на принуждении экономически господствующего класса.

 

    1. Направления и принципы социальной политики.

В современных  условиях ни одна экономическая система  не в состоянии обеспечить экономический  рост без использования творческого потенциала человека, а это означает, что человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Данное утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают: политика занятости населения, регулирование его доходов, обеспечение социальной защиты и др.

Реализация  первого направления предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Это находит отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест с учетом демографической ситуации, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

Второе направление связано с поддержкой беднейших слоев населения, формирование системы социальной защиты.

Особенность третьего направления определяется тем, что  государство регулирует доходы населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Реализация  перечисленных направлений социальной политики способствует уменьшению дифференциации в удовлетворении потребностей населения и уровне расходов, создает условия для достижения такого уровня благосостояния, при котором каждый человек может реализовать свой трудовой и творческий потенциал.

Государство стремится  так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допускать инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции. Социальная политика базируется на принципах всеобщности в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения; гибкости системы социальных гарантий; наличии ресурсного обеспечения.

Таким образом, основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня  жизни путем введения разных  форм компенсации при повышении  цен и проведение индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи  на случай безработицы;

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Эти принципы реализуются  через систему социальных гарантий. Основными ее элементами являются: формирование, поддержание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация текущих доходов населения, соблюдение социально обоснованных нормативов использования трансфертных выплат.

В современных  условиях социальная политика осуществляется на уровне государства, фирмы, региона. Так, «американская модель» социальной поддержки населения, всемирно поощряя предпринимательскую активность, уменьшает социальную напряженность малообеспеченных групп населения посредством обеспечения приемлемого уровня жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. В США сложилось два независимых направления социального обеспечения: государственное и частное. Государство отвечает за поддержку минимального уровня помощи, ее доступность. Бизнес предоставляет социальные услуги в более высоком объеме и лучшего качества. Социальная помощь оказывается по трем каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе страхования. Основное направление социальной политики – государственное страхование, связанное с выплатами пенсий по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.

В условиях нарастающей  инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация и индексация их текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при повышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары детского ассортимента передаются семьям с детьми. Однако при этом систему компенсаций надо построить таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить малоимущие слои, а с другой – увязать компенсационные выплаты с трудовым вкладом каждого.

 

 

3. Показатели  результативности социальной политики. Потребительская корзина, потребительский бюджет.

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление  основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения  промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.

Информация о работе Понятие социальной политики. Школы исследования социальной политики