Понятие социальной политики. Школы исследования социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Экономическая деятельность человека имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (соц.политика).doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

 

7. Проблемы социальной  политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь (в контексте «белорусской» модели развития). Органы, осуществляющие социальную политику.

7.1. Принципы социальной политики белорусского государства.

Основными принципами социальной политики белорусского государства являются:

1. Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

2. Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной  поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Беларусь всегда славилась  своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение  благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого  распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в  рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин  и женщин в образовании и  трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи  на духовное, нравственное и физическое  развитие;

-гарантиях права на  труд, как наиболее достойный  способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой  доли вознаграждения в экономических  результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

-гарантиях права на  охрану здоровья, включая бесплатное  лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на  социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью  социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной  адресной социальной защиты состоит  в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам,  одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным,  неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана  стратегия "пилотного" проекта  по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям  сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной  задачей государства в области  социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную  помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

7.2. Новое  качество жизни – основной  вектор развития государства на современном этапе.

Высокое качество жизни и его поступательное повышение  рассматривается как стратегическое направление государственной политики Беларуси, нашедшее отражение в основополагающем принципе «Государство для народа». Качество жизни предполагает широкий спектр социального обеспечения, включая материальный достаток в семье, получение образования и профессии, эффективную занятость населения. Важным в этом плане является использование всех возможностей для удовлетворения духовных, интеллектуальных, культурных и эстетических потребностей.  
Экономический рост является основным фактором повышения благосостояния народа и качества жизни. Устойчивые высокие темпы роста промышленного производства в 2006-2010 гг. будут обеспечиваться на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства, повышения качества выпускаемой продукции. Создание конкурентоспособного производства и эффективной переработки сельскохозяйственной продукции - главная задача агропромышленного комплекса Беларуси.  
Повышение качества жизни в Беларуси связывается и с развитием предпринимательства. Частный бизнес - это один из важнейших факторов экономического роста. Доля частного бизнеса в Беларуси составляет 8,8%. К концу 2010 года намечено довести долю малого предпринимательства в общем объеме валовой выручки до 30%, а численность занятых в этой сфере до 23-25% от общей численности экономически активного населения.  
В обеспечении растущего благосостояния и качества жизни населения решающая роль принадлежит обновлению потребительского сектора экономики. Именно в нем проявляется социально-экономическая эффективность хозяйственной и инновационной деятельности, ее конечный результат. Товарооборот Беларуси за последние 5 лет удвоился, а к 2010 году его объем должен увеличиться еще на 55-65%.  
Денежно-кредитная политика в январе-июле 2006 года была направлена, прежде всего, на содействие последовательному снижению инфляционных процессов. Снижение инфляции способствует повышению привлекательности сбережений в белорусских рублях. Особое внимание уделялось инвестиционному и долгосрочному кредитованию. Объем долгосрочных кредитов за 8 месяцев 2006 года увеличился в 1,4 раза, льготных кредитов для строительства жилья - в 1,7 раза, обычных - в 1,5 раза. Быстрыми темпами росло кредитование на потребительские нужды. За январь-август 2006 года объем таких кредитов вырос более чем в 2 раза.  
Немаловажное значение приобретает обеспечение человека жильем. Всего с 2001 по 2005 год построено 173,1 тыс. квартир. Соответственно 173,1 тыс. семей улучшили свои жилищные условия, в том числе 122,1 тыс. семей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. За 2006-2010 гг. предстоит построить более 25 млн. кв. м жилья. Средняя обеспеченность жильем достигнет 25-25,5 кв. м на человека.  
Денежные доходы населения. Повышение качества жизни в Беларуси достигается, прежде всего, за счет роста реальных денежных доходов населения путем повышения уровня оплаты труда. За 2001-2005 гг. в республике вдвое увеличилась реальная заработная плата. Особое внимание в прошедшей пятилетке уделялось повышению заработной платы работников бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура, наука). Реальная заработная плата работников бюджетной сферы в январе-июле 2006 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 18,2% и составила 526 тыс. руб., в том числе в июле - 558 тыс. руб.  
Снижение малообеспеченности является одной из важнейших целей государственной политики, а ее реализация в Республике Беларусь позволяет говорить об уверенном движении страны к новому качеству жизни. За последние 5 лет количество малообеспеченных граждан в Беларуси сократилось в 3 раза и составляет 13%. Для малоимущих и социально уязвимых категорий населения сохранены социальные льготы и гарантии.  
Один из факторов, определяющих уровень жизни человека, - трудоустройство. Цель государственной политики занятости на ближайшие годы - поддержание стабильной ситуации на рынке труда, повышение эффективности использования рабочей силы, совершенствование структуры занятости за счет расширения сектора услуг. В августе 2006 года уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси составил 1,4% от экономически активного населения (в 2001 году - 2,3%).  
Важное направление социальной политики - совершенствование системы пенсионного обеспечения.  
Повышая пенсии, государство создает условия для улучшения качества жизни четверти населения республики. Ежеквартально производится перерасчет минимальных и социальных пенсий. За 2001-2005 гг. трудовые пенсии повышались 14 раз, реальная пенсия увеличилась вдвое. Средний размер пенсий по возрасту составил в эквиваленте 103 долл. США.  
В Республике Беларусь обеспечивается надежная социальная защита семей с детьми. Государственная помощь семьям - это денежные пособия в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей, а также адресная материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг).  
Государственной поддержкой в виде ежемесячных пособий обеспечены более 525,5 тыс. детей. Более чем в 4 раза увеличились за 2001-2005 гг. размеры детских пособий. Они пересматриваются 4 раза в год в связи с изменением величины бюджета прожиточного минимума. С 1 августа 2006 г. размер пособия на детей в возрасте до 3 лет составляет 110,2 тыс. руб., на детей старше 3 лет - 50,9 тыс. руб. Система социальной защиты семей с детьми включает льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, надбавки к пособиям по безработице и т. д. Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются лекарствами по рецептам врачей бесплатно. Дети в возрасте до 7 лет имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты - 50-процентную скидку на проезд. Размер государственной адресной социальной помощи в виде единовременного денежного пособия установлен в пределах от 50 до 500% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.  
В рамках решения демографических проблем особое внимание уделяется многодетным семьям. Таким семьям выделяются дополнительные социальные льготы, например, на 50% снижается плата за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях и за пользование учебниками и учебными пособиями. Матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка. Женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей, получают пенсию по возрасту по достижении 50 лет. Многодетные семьи имеют право на получение льготного кредита для оплаты обучения детей, получающих в государственных вузах первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения). За последние годы многое сделано для улучшения жилищных условий многодетных семей. Многодетные семьи имеют право на внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а также финансовую помощь в их погашении.  
Социальная защита пожилых людей и ветеранов. В Республике Беларусь проживает 2 млн. ветеранов труда, 72,4 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, 24 тыс. ветеранов боевых действий на территории других стран. Учитывая особый статус ветеранов войны, к трудовой пенсии этой категории граждан установлены надбавки в размере от 50 до 500% минимальной пенсии по возрасту. Ежегодно они проходят комплексный врачебный осмотр, для каждого составляется индивидуальный план медицинской реабилитации. Местными исполнительными органами проводится обследование условий жизни одиноких пожилых людей, по результатам которого принимаются соответствующие меры. В 2005 году помощь оказана 86 тыс. граждан, оставшихся без помощи близких (93% от числа нуждающихся), в том числе различные виды помощи получили около 44 тыс. жителей села, из которых более 8 тыс. проживают в малонаселенных и отдаленных сельских районах.  
Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль, без которой немыслима жизнь современного человека, города, региона. Вода, тепло, уютный дом и благоустроенный двор - это, в буквальном смысле, то, от чего зависит качество жизни человека. Основная цель развития ЖКХ Республики Беларусь - оказание населению качественных услуг, улучшение эффективности и надежности функционирования всех коммунальных систем, обеспечение экономических, правовых и организационных условий для технологического усовершенствования, безубыточного функционирования предприятий, т.е. создание такой среды обитания, где бы человек чувствовал себя комфортно.  
Здоровье нации. Забота о здоровье и долголетии людей, доступность медицинского обслуживания, структурная перестройка отрасли со смещением приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи, формирование в обществе здорового образа жизни - главные приоритеты национальной политики в области охраны здоровья. В отрасли работают свыше 45 тыс. врачей и 119 тыс. среднего медицинского персонала. Медицинскую помощь оказывают 711 больниц, 1 989 амбулаторно-поликлинических организаций. За последние 5 лет государственные расходы на здравоохранение возросли более чем в 2 раза и в 2005 году составили около 5% ВВП. С целью повышения доступности для населения высокотехнологичной медицинской помощи формируется сеть республиканских научно-практических центров. За последние два года создано 3 таких центра клинического профиля («Мать и дитя», гематологии и трансфузиологии, неврологии и нейрохирургии). Открытие Республиканского детского кардиохирургического центра позволило спасти жизнь сотням маленьких пациентов. Только в минувшем году выполнено свыше 700 операций, из них более половины - в условиях искусственного кровообращения. При этом в 2,5 раза снизилась послеоперационная летальность. В течение текущей пятилетки во всех областях республики намечается создание кардиохирургических отделений.  
Укрепляется материально-техническая база отрасли. В 2006 году ведется строительство и реконструкция 88 объектов охраны здоровья. Последовательно осуществляется работа, направленная на техническое переоснащение и внедрение новых медицинских технологий.  
Сохранение здоровья и генофонда нации, повышение качества жизни невозможны без полноценного и безопасного питания. В Беларуси действует Закон «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», другие законы и программы, определяющие государственную политику в области производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов. В стране налажено производство продуктов с высокой пищевой ценностью, хлеба и хлебобулочных изделий, обогащенных β-каротином, зародышами пшеницы, отрубями, йодом. Предприятиями молочной промышленности увеличен выпуск кисломолочных продуктов с использованием бифидобактерий и лактулозы. С целью рационального и здорового питания открыта сеть отделов и магазинов «Здоровое питание». Торговая сеть располагает широким ассортиментом детского питания. С января 2005 года увеличена государственная дотация на питание школьников. Широкое развитие получила форма организации питания учащихся средних и старших классов по системе выбора или предварительного заказа блюд, развивается сеть школьных буфетов-кафе. Полноценное и сбалансированное питание является одним из компонентов здорового образа жизни.  
Качество жизни и благополучие тесно связаны с возможностью получения полноценного отдыха. Система санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Беларуси планомерно развивается, превращаясь в индустрию здоровья. Благодаря государственному регулированию в этой сфере сохранена сеть санаторных и оздоровительных организаций республики, обеспечено их круглогодичное функционирование, улучшено материальное положение. За 8 месяцев 2006 года в санаториях республики отдохнуло свыше 15,5 тыс. иностранных граждан, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Всего за январь-август 2006 года санаторно-курортными организациями реализовано 227,3 тыс. путевок. Разработана дифференцированная система оплаты стоимости санаторно-курортного лечения - от бесплатного до 100% оплаты, в зависимости от доходов человека.  
Переход к новому качеству жизни предполагает обеспечение благоприятного для человека состояния окружающей среды. За счет повышения качества дизельного топлива и бензина, выпускаемого нефтеперерабатывающими предприятиями республики, на 35 тыс. т уменьшились выбросы от автотранспорта. Приостановлен процесс увеличения загрязнения воздуха диоксидом серы, оксидом углерода, диоксидом азота и твердыми частицами. Ежегодное наращивание мощностей очистных сооружений позволило обеспечить сокращение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты за пятилетний период более чем на 50%.  
О значимости экологического фактора в жизни общества говорят последствия техногенных катастроф, крупнейшая из которых - авария на Чернобыльской АЭС. Основные направления деятельности государства по минимизации ее последствий на современном этапе - медицинская реабилитация и социальная защита пострадавшего населения, капитальное строительство и газификация, производство чистых продуктов питания, развитие экономики региона (повышение рентабельности предприятий и доходов населения, привлечение инвестиций), наука и международное сотрудничество. На реализацию мероприятий Государственной программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2001-2005 гг. из республиканского бюджета было выделено свыше 1 трлн. 900 млрд. руб.  
Образование, наука, культура. На современном этапе развития государства особую значимость приобретает эффективная система образования, которая является основой улучшения качества жизни. За последние годы количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, достигло 82%, что является лучшим показателем в СНГ. Обеспечен 100-процентный охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе. Переход на 12-летний срок обучения в общеобразовательных учреждениях рассчитан на период с 1998-го по 2010 год.  
За последние годы в республике значительно расширилась сеть гимназий, лицеев, классов с изучением отдельных предметов на повышенном и (или) углубленном уровне, с художественным направлением, в том числе в сельской местности. В системе образования сегодня 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов «школа (гимназия)-колледж». Активно адаптируется к новым экономическим условиям система профтехобразования, представленная 228 учреждениями, в которых обучается 120 тыс. человек Разработан план мероприятий на 2006-2008 гг. по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностями народного хозяйства. На сегодняшний день их подготовку осуществляют 211 учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования.  
Количество студентов в настоящее время превысило 407,3 тыс. человек. В 54 вузах страны подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 15 профилям, включающим 360 специальностей высшего образования и более чем 1 000 специализаций. Увеличилось число сельских выпускников, поступивших в государственные вузы (18% от общего количества первокурсников).  
Почти третья часть всего населения непосредственно охвачена разными формами образовательных услуг, качество которых является мерилом состояния социально-экономического развития страны и уровня жизни ее граждан.  
Обеспечение белорусским гражданам возможности проведения свободного времени на качественно высоком уровне - основная функция отрасли культуры. В стране функционируют более 9 тыс. учреждений культуры, в которых работают 59 тыс. человек, в том числе 44 тыс. - творческие работники и специалисты.  
В решении вопросов государственной поддержки и дальнейшего развития национальной культуры одной из актуальных проблем является укрепление материальной базы учреждений культуры и искусства, создание условий для развития творческих способностей граждан Беларуси. Осуществляется реставрация памятников архитектуры, таких известных, например, как Национальный Большой театр оперы и балета, Мирский и Несвижский замки, мемориальные комплексы «Хатынь» и «Курган Славы» и др. Учреждения культуры оснащаются качественно новым оборудованием, как, например, Национальная киностудия «Беларусьфильм», многочисленные сценические площадки театрально-зрелищных и концертных организаций. В течение ближайших 5 лет планируется реконструировать и технически переоснастить все государственные театры (27) и цирки (2) Республики Беларусь.  
Физическая культура, спорт, туризм. Благодаря развитию физической культуры, спорта, туризма имеется также реальная возможность улучшить качество жизни людей, создать фундамент полноценного физического и духовного развития каждого гражданина. Республика Беларусь располагает сетью современных и доступных для населения спортивных объектов. К услугам приверженцев здорового образа жизни свыше 22 тыс. спортивных сооружений, в том числе 238 стадионов, 41 манеж, 1 242 стрелковых тира, 4 338 спортивных залов, 337 плавательных бассейнов. В различных отраслях народного хозяйства работает свыше 25 тыс. специалистов физической культуры.  
Коренным образом меняются подходы к развитию туризма на региональном уровне. Они направлены на развитие въездного и внутреннего (национального) туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связаны с экономической концепцией развития территорий, что позволит развиваться малым городам и поселкам, создавать новые рабочие места, а значит, поднять уровень и качество жизни их жителей Туристическую деятельность в Республике Беларусь осуществляют 402 организации. Появились новые объекты: историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Музей мифологии леса в г. Заславле, «Этнографическая деревня XIX века и зоосад» в г. Могилеве, автотуристский комплекс «Соловьиная роща» в Поставском районе Витебской области, «Возрожденная усадьба Т. Костюшко» в д. Меречевщина Брестской области. В минувшем году республику посетили свыше 90 тыс. туристов.

 

7.3. Задачи  и функции, возлагаемые на Министерство  труда и социальной защиты.

 Министерство  труда и социальной защиты  Республики Беларусь (Минтруда и  соцзащиты) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, социальной защиты, демографической безопасности, координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющим организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Национального комитета по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь.

 В своей  деятельности Минтруда и соцзащиты  руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением и осуществляет ее во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными организациями (объединениями) и международными организациями.

 В структуру  центрального аппарата Минтруда  и соцзащиты входят департамент с правами юридического лица, управления, отделы, секторы, а также Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты.

(п. 3 в ред.  постановления Совмина от 29.07.2006 N 959)

Директор указанного департамента и управляющий названного Фонда назначаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 В систему Минтруда и соцзащиты входят:

1. государственные  организации, подчиненные Минтруда  и соцзащиты, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

2. подразделения  местных исполнительных и распорядительных  органов, обеспечивающие реализацию государственной политики в области труда, занятости, социальной защиты, демографической безопасности, организации социального обслуживания коммунальной формы собственности:

2.1. комитеты  по труду и социальной защите, городские, районные управления (отделы) по труду и социальной защите;

2.2. центры по  начислению и выплате пенсий  и пособий;

2.3. управления  областных служб занятости населения  областных исполкомов, Минский городской центр занятости населения, региональные, городские, районные центры занятости населения, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных;

2.4. организации  социального обслуживания:

дома-интернаты  для престарелых и инвалидов;

психоневрологические  дома-интернаты для престарелых  и инвалидов;

дома-интернаты  для детей-инвалидов с особенностями  психофизического развития;

дома-интернаты  для детей-инвалидов с особенностями  физического развития;

специальные дома для ветеранов, престарелых и  инвалидов;

специальные дома-интернаты  для престарелых и инвалидов;

территориальные центры социального обслуживания населения;

3. территориальные  органы Фонда социальной защиты  населения Минтруда и соцзащиты.

Основными задачами Минтруда и соцзащиты являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам занятости, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнерства, государственного социального обслуживания и социальной помощи, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению, совершенствования законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, контроля за его соблюдением, осуществления международного сотрудничества в данных областях деятельности.

Минтруда и  соцзащиты в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах компетенции:

1. разрабатывает  с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;

2. представляет  в Совет Министров Республики Беларусь доклады по вопросам труда, занятости, демографической безопасности, социальной защиты и предложения к государственным программам (прогнозам) социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

3. участвует  в разработке, организует выполнение  социальных программ и осуществляет контроль за их реализацией;

4. организует  и проводит мониторинг в области  труда, включая контрактную форму найма работников, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;

4-1. вносит в  установленном порядке предложения  о принятии дополнительных мер по предотвращению нарушений трудовых прав работников, работающих по контракту;

Информация о работе Понятие социальной политики. Школы исследования социальной политики