Понятие социальной политики. Школы исследования социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Экономическая деятельность человека имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (соц.политика).doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Социальная политика и ее особенности в зарубежных странах.      

Природные ресурсы распределены среди  стран неравномерно. Некоторые имеют  промышленные месторождения бокситов, олова, меди, нефти, вольфрама и т.д. Но в большинстве своем эти ресурсы принадлежат крупным корпорациям индустриально развитых государств и прибыль от их использования уходит за границу. Другие страны бедны полезными ископаемыми, испытывают нехватку пахотных земель, энергетических ресурсов.  
     И все-таки основная причина отставания состоит не в скудности ресурсов. Япония, Швейцария, Израиль, несмотря на ограниченность своих природных ресурсов, достигли высокого уровня жизни.  
     Страны с самыми скудными их запасами имеют самую большую численность населения. В экономически отсталых странах со средним и низким доходом население увеличивается в среднем на 2% в год по сравнению с 0,6% в развитых странах. В некоторых из них рост населения опережает увеличение продовольственных запасов, и личное потребление падает до нищенского уровня. При быстром демографическом росте трудно обеспечить соответствующий уровень реального капитала в расчете на душу населения. Создание рабочих мест в отраслях современной промышленности требует огромных капиталов, а его инвесторов нет. Поэтому растущее население оказывается занято в сельском хозяйстве и в кустарном производстве.  
     Производительность труда работников падает, плодородие земли истощается. Большинству из этой группы стран присуще постоянное недоиспользование рабочей силы.  
     Низкий уровень грамотности, отсутствие энергичного слоя предпринимателей, слабая материальная база образования, недостаток квалифицированной медицинской помощи - все это делает население плохо подготовленным для экономического развития.  
     Наиболее квалифицированные профессионалы: врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты, нередко получившие образование за рубежом, не возвращаются в родные места, ищут себе работу в развитых государствах.  
     Наряду с "утечкой мозгов" происходит отток капитала. Преуспевающая часть населения считает менее надежным вкладывать свои капиталы и сбережения в своих собственных странах, чем в индустриально развитых, поскольку в результате возможных экспроприаций, изменения налоговой системы, ускорения инфляции оно может потерять свои сбережения. К этому добавить и недостаток стимулов к инвестированию капиталов, политическую нестабильность.  
     Темпы экономического роста невозможно объяснить только с помощью причин чисто экономического характера. Экономическое развитие определяется и социальными факторами, сдвигами в мышлении людей, их поведении, волею к развитию. В этом плане большая роль отводится самому государству. Оно имеет широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста всевозможные препятствия путем установления законности и правопорядка, эффективной борьбы с коррупцией и взяточничеством, поощ-рения предпринимательства и т.д.  
     В полном соответствии с пестрой картиной мировой экономики находится экономическое состояние бывших республик, ныне самостоятельных государств, после развала СССР.  
     Мерилом уровня экономического развития той или иной страны по международной статистике служит производимый в расчете на душу населения национальный доход. (Таблица 2).  
      

Таблица 6.1.

Уровень экономического развития отдельных стран СНГ (1993 г.) 

 

Страны

Национальный доход

Среднемес. потр. тов. и  усл. в расч. на душу населения

Всего трлн.руб.

На душу населения тыс.руб.

тыс.руб.

в % к сред. показат. по СНГ

Россия

135,0

900

55,0

118,0

Украина

40,0

767

47,5

102,0

Беларусь

10,4

1000

60,0

129,0

Молдова

2,7

615

39,5

85,0

Армения

1,4

400

24,0

51,5

Азербайджан

3,7

500

27,0

58,0

Казахстан

11,7

675

35,0

75,0

Узбекистан

11,0

515

28,0

60,0

Кыргызстан

2,1

475

25,0

54,0

Туркменистан

2,2

550

30,0

64,5

Таджикистан

1,3

240

18,0

39,0

СНГ

221,5

800

46,5

100,0


 

   
     За два года совокупный национальный доход стран СНГ сократился на одну треть. Особенно резким было падение производства в Армении, Азербайджане, Таджикистане, охваченных вооруженными конфликтами. Удельный вес этих государств, а также Украины, Казахстана и Кыргызстана, где по разным причинам экономические реформы задерживались, в совокупном объеме производства СНГ резко снизился.  
     Если исходить из того, что по мировой статистике 97 государств с годовым ВНП в расчете на душу населения в среднем в 610 дол. является слаборазвитыми и экономически отсталыми, то всю группу СНГ, в том числе Россию, следует отнести к этой категории государств. Совпадают во многом и причины отставания, а точнее нашего падения. Великая держава разрушена и на ее обломках возникли слабосильные территориальные образования.

Основной задачей, которую перед собой ставит правительство США в проведении социальной политики, является борьба с бедностью. Она включает:

а) программы социального страхования, которые рассматриваются как заработанное человеком право;

 б) программы государственной помощи, которые рассматриваются как благотворительность, Федеральное правительство США финансирует практически все программы по социальному страхованию и около 2/3 расходов по благотворительным программам.

Программы социального  страхования

  1. Страхование по старости, нетрудоспособности, а также иждивенцев (детей и супругов), переживших застрахованного, осуществляется наличными выплатами из средств, полученных за счет федеральных налогов с нанимателей и лиц наемного труда. В 1987 г. в США 204 млрд. долл. получили 38 млн. человек.
  2. Страхование содержания в больницах престарелых и нетрудоспособных осуществляется субсидированным страхованием от болезней из средств, полученных за счет федеральных налогов с нанимателей и лиц наемного труда. В 1987 г. в США 80 млрд. долл. получили 32 млн. человек.
  3. Пособия по безработице осуществляются в виде наличных выплат и формируются за счет федеральных налогов и налогов штатов. В 1987 г. 7 млрд. долл. Этих пособий получили 14 млн. человек.

Программы государственной  помощи

  1. Дополнительная программа социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных осуществляется наличными выплатами за счет доходов федерального правительства. В США в 1987 г. 13 млрд, долл. получили 4 млн. человек.
  2. Помощь неполным семьям с детьми осуществляется путем наличных выплат и услуг за счет доходов федерального правительства, правительств штатов и муниципалитетов. В США в 1987 г. 16 млрд. долл. получили 11 млн, человек.
  3. Продовольственные талоны создаются за счет доходов федерального правительства и выдаются малоимущим. В США в 1987 г. 11 млрд. долл. получили 18 млн. человек.
  4. Субсидированная медицинская помощь лицам, имеющим право на получение пособий по программам № 1 и № 2 и нуждающимся в медицинской помощи, оказывается за счет доходов федерального правительства, правительств штатов и муниципалитетов.

Наряду с  этим существуют муниципальная помощь, субсидии на жилье, действует законодательство о минимальной заработной плате, субсидиях фермерам, пособиях ветеранам, а также осуществляются частные пожертвования через благотворительные общества.

К негативным сторонам благотворительных программ относятся следующие.

Во-первых, происходит разбухание неповоротливой бюрократической  системы с огромным управленческим аппаратом. Управленческие расходы составляют 2/3 фактических расходов на программы по борьбе с бедностью и оседают в карманах высокооплачиваемых администраторов, консультантов, сотрудников.

Во-вторых, сохраняется  несправедливость в распределении  пособий: из программы выпадают люди с низкими доходами, но пользуются льготами те, кто не имеет на это право. Кроме того, разрыв в размерах пособий может быть значительным в разных районах страны.

В-третьих, происходит ослабление стимулов к труду. Человек  или семья, пользующиеся льготами по нескольким благотворительным программам, могут обнаружить при сравнении размеров пособий с заработной платой после вычета налогов, что их положение ухудшится, если они пойдут работать. Порождается иждивенчество.

В-четвертых, обнаруживается падение нравственности, формирование культуры бедности, передаваемой по наследству, распад семей, так как поощряется уход из семьи безработного отца, чтобы жена и дети могли получать пособия; разобщенность между работающими и неработающими. Например, работающие матери, имеющие маленьких детей, задают вопрос, почему неимущие матери также не должны зарабатывать деньги.

С целью сглаживания  негативных явлений благотворительных  программ разрабатываются и применяются программы “от пособий — к труду”. С их помощью достигается стимулирование перехода к трудовой деятельности путем предоставления широких возможностей для работы, профессионального обучения, образования.

По вопросу  о причинах деления общества на богатых  и бедных, путях преодоления этих различий имеется много разных точек  зрения и прогнозов. Историки-экономисты XIX в. подробно описывали бедствия промышленной революции и положение обреченных на нищету масс. Однако индустриальные условия, какими бы несовершенными они ни казались, все же представляют собой огромный шаг вперед по сравнению с предшествовавшими периодами торгового предпринимательства и аграрного феодализма. Прогноз К. Маркса о том, что богатые будут становиться богаче, а бедные — беднее, не подтвердился в Европе и Америке, где на протяжении длительного периода наблюдается устойчивое повышение минимального жизненного уровня. Экономический прогресс конца XIX-XX вв., технические усовершенствования, улучшенные товары производственного назначения, более квалифицированный труд привели к тому, что производство возрастало быстрее, чем население. Мера богатства далеко превзошла минимум, необходимый для поддержания жизни.

Характеризуются ли развитые общества большим неравенством, чем слаборазвитые нации? Крайности  нищеты и богатства в бедных странах  выступают более ярко, чем в  индустриальных странах с разветвленной сетью социальных программ общего страхования и медицинской помощи.

Проблема богатства  и бедности имеет не только внутригосударственный, но и международный аспект. Сейчас в большей части Азии и Африки жизненный уровень ниже, чем он был в странах Запада до промышленной революции. В 50-е гг. крупный американский экономист-статистик С. Кузнец из Гарвардского университета, получивший за свое исследование доходов Нобелевскую премию по экономике, показал, что в ведущих странах Запада уже в течение десятилетий средние темпы роста в расчете на душу населения были высокими: около 10% за десятилетие во Франции и Англии, около 16% в Канаде и Соединенных Штатах и почти 30% в Швеции. Отсюда он сделал вывод, что ныне развитые страны были уже впереди остальной части мира, когда началась современная индустриализация, и она лишь усилила неравенство между богатыми и бедными странами.

Датский социал-демократ Г. Адлер-Карлссон видит причину  увеличения разрыва между “богатыми” и “бедными” в “психологии негативного утилитаризма”, Все страны мира, а внутри стран все население можно расположить в виде пирамиды, основание которой составляют наибеднейшие, а вершину — богатейшие страны и слои населения. Все отставшие в экономическом отношении страны стремятся догнать более развитые государства, а их менее обеспеченные слои — подняться до уровня более обеспеченных. Происходит, таким образом, движение средних звеньев пирамиды к вершине. В условиях роста цен и ограниченности ресурсов оно, по мнению Адлера-Карлссона, само собой, независимо от чьей-либо воли означает перераспределение ресурсов в ущерб беднейшему населению. Проблему “абсолютной бедности” Г. Адлер-Карлссон предлагает решать весьма своеобразно: “Никто не должен повышать своего благосостояния... пока бедные не смогут получить по крайней мере минимум абсолютно необходимого”. Но возможно ли это?

Широко распространен  тезис о “солидарной ответственности  белых богатых наций”: “Богатые нации обязаны оказывать помощь там, где она необходима, просто потому, что бедные нации так бедны... Эта обязанность ложится на все богатые нации независимо от того, каких политических убеждений и какой религии их граждане придерживаются”. В “Международной стратегии развития на третье десятилетие развития Организации Объединенных Наций” подчеркивается, что существует “тесная взаимосвязь между разоружением и развитием... Поэтому ресурсы, высвобождаемые в результате осуществления мер в области разоружения, должны направляться на экономическое и социальное развитие всех стран и содействовать сокращению экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами”. Бедность связана и с такой глобальной проблемой, как загрязнение окружающей среды: слаборазвитые страны рассматривают борьбу с загрязнением как роскошь, которую позволяют себе богатые.

Информация о работе Понятие социальной политики. Школы исследования социальной политики