Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 05:56, реферат

Описание работы

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Файлы: 1 файл

нов добавка.doc

— 702.50 Кб (Скачать файл)

Криминогенная характеристика молодежной преступности

В целом динамика зарегистрированных в России преступлений, совершенных  лицами в возрасте 18-29 лет, выглядит следующим образом (в скобках  указан удельный вес в общем числе  выявленных лиц всех возрастов): 1987 г. - 373 285 человек (38,5% от общего числа), 1988 г. -336 662(40,3), 1989 г. - 340 944 (40,2), 1990 г. - 352 122 (39,2), 1991 г. -366 327 (38,3), 1992 г. - 438 041 (38,1), 1993 г. - 490 062 (38,8), 1994г. - 546 128 (37,9), 1995 г. - 595 760 (37,3), 1996 г. - 611756 (37,8), 1997 г. - 564308 (41,1), 1998 г. - 623 568 (42,1). Общий рост молодежных преступлений с 1988 по 1998 г. -- в 1,8 раза -- несколько ниже, чем темпы роста всех преступлений. Но с 1995 г. наблюдается повышение доли преступлений молодежи в общей преступности, что свидетельствует об определенном неблагополучии этой части населения страны Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 2005. С. 212..

Интенсивность преступности молодежи по отдельным видам преступлений представлена в табл.1.

Как явствует из приведенных данных, наиболее “молодежными” являются изнасилования, разбойные нападения  и преступления, связанные с наркотиками. Наблюдается тенденция возрастания  доли молодежи с середины 90-х гг. в таких преступлениях, как причинение тяжкого вреда здоровью, разбойные нападения, грабежи, кражи.

 

Таблица 1 Удельный вес преступлений молодежи в общем числе преступности в России (1994-2005),%

 
 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

Убийства (с покушениями)

36,1

36,4

35,0

34,1

33,3

32,2

31,9

33,2

33,5

35,2

35,3

36,6

 

Причинение тяжкого вреда здоровью

36,5

36,2

35,8

32,7

31,1

29,2

29,9

30,6

32,0

32,2

33,5

34,8

 

Изнасилование (с покушениями)

53,6

52,4

53,3

53,0

55,4

55,2

55,8

56,0

55,8

55,3

56,8

57,3

 

Разбой

57,9

56,4

54,6

55,8

55,6

56,4

58,9

57,8

58,2

59,9

61,1

62,7

 

Грабеж

47,9

44,3

45,0

45,3

43,8

44,7

46,2

47,1

47,3

48,8

50,8

57,7

 

Кража*

41,8

40,0

37,7

36,6

36,3

36,7

36,5

36,0

36,1

37,7

41,1

43,3

 

Растраты и присвоения

22,6

22,9

23,6

22,9

21,7

21,4

21,7

19,4

20,9

21,0

20,1

21,2

 

Взяточничество

17,8

19,3

20,5

25,4

19,6

28,6

27,2

30,7

29,8

28,8

27,1

26,4

 

Преступления, связанные с наркотиками

64,2

59,9

59,1

58,1

58,8

62,5

61,3

61,4

59,8

60,6

63,7

65,7

 
                           

 

 

Предупреждение преступности несовершеннолетних

органами внутренних дел

 

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции  предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям :

ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

непосредственное  воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

воздействие на группы с антиобщественной направленностью, пособные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.

В этих целях органы внутренних дел  организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение имеет предупредительное  воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.

Относительно  несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место  в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом  состоянии; когда такие явления  еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Решение вопроса заключается в своевременной постановке “диагноза”, наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры  индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего  преступника, так и на окружающую ее среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

тщательное  изучение несовершеннолетних, способных  совершить преступления;

определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;

выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта  индивидуального профилактического  воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

Для этого необходимо:

выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;

изучать личности этих подростков;

определять  и устранять источники отрицательного влияния на них;

исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;

осуществлять  контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие  коррективы в работу.

Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:

подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);

несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;

вернувшихся из специальных школ и  профтехучилищ;

осужденных условно или к  мерам наказания, не связанным с  лишением свободы, а также тех, к  кому применена отсрочка исполнения приговора:

освобожденных из воспитательных колоний.

Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми органами внутренних дел как по вертикали, так и  по горизонтали, а также со всеми  субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Личность несовершеннолетнего  преступника формируется не сразу. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка.

Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих э его психической неполноценности.

Вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего  преступника. Наиболее оптимальный  и экономичный путь решения данного  вопроса - создание психолого-педагогических центров. Таким образом, обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.

Различные методы и приемы воздействия  на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким  образом: непосредственно или через  иных лиц, участвующих в предупредительной  деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.

Эффективность профилактики в отношении  несовершеннолетних во многом зависит  от учета того обстоятельства, что  в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними  в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. “Успешность этой работы будет достигнута тогда, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление н разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы”.5 Как и любой вид деятельности, предупреждение преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В литературе в числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать  воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Главное - своевременность. Это позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность.

Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Это-довольно сложный и противоречивый процесс. В связи с этим Б.С.Утевский писал: “Колония, тюрьма - самое неблагоприятное место для воспитательной работы... Принуждение - не самый лучший метод воспитания... Для того чтобы перековать преступников, требуются призвание, любовь к этому трудному делу, энтузиазм, душевная теплота, вера в человека, умение терпеливо, шаг за шагом, кусочек за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного, закреплять их и идти дальше, пока перед воспитателем не встанет новый человек”. Однако необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы.

 

Заключение.

 

В заключение хотелось бы отметить, что  преступность несовершеннолетних при  значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.

Задача состоит прежде всего  в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния  несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов  взрослых преступников-рецидивистов.

Информация о работе Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел