Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации и область применения приемов коммуникации.
Задачи:
Раскрыть сущность вербальной и не вербальной коммуникации
Изучить приемы вербального и невербального общения и область применения приемов коммуникации.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие о коммуникации. Виды вербальной и не вербальной коммуникации…………………………………………………………………5
1.1 Сущность вербальной и невербальной коммуникации………………..5
1.2 Виды вербальной и невербальной коммуникации……………………...8
1.3 Средства общения……………..…………………………………………11
Глава 2. Приемы вербальной и невербальной коммуникации……………16
2.1 Приёмы вербальной коммуникации……………………………………16
2.2 Приёмы невербальной коммуникации…………………………………19
2.3 Область применения приемов коммуникации…………………………25
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие о коммуникации.
Виды вербальной и не вербальной коммуникации………………………………………………
1.1 Сущность вербальной и невербальной коммуникации………………..5
1.2 Виды вербальной и
1.3 Средства общения……………..…………………
Глава 2. Приемы вербальной и невербальной коммуникации……………16
2.1 Приёмы вербальной
2.2 Приёмы невербальной
2.3 Область применения приемов коммуникации…………………………25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………30
Введение
Почти невозможно переоценить важность коммуникации в социальной среде. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют общаться и работать вместе, формулировать цели и достигать их.
Однако, коммуникация - это сложный процесс, стоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Каждый шаг- это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, -смысл может быть утрачен. Именно поэтому огромное значение имеют приемы, которые мы используем в деловом общении, и способы эффективной коммуникации.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.
Коммуникации - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.
Вербальные коммуникации - это устные
и письменные сообщения. По данным А.
Пиза передача информации происходит
за счет вербальных средств (только слов)
на 10 %, звуковых средств (включая тон
голоса, интонации звука) - на 35 %, за
счет невербальных средств - 55 %. Невербальные
коммуникации осуществляются посредством
языка телодвижений и параметров
речи. Между вербальными и
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение - в восприятии текста, заложенной в нем информации.
В нашем внешнем поведении
К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова. Как говорилось выше, согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Благодаря невербальному общению
человек получает возможность психологически
развиваться еще до того, как он
усвоил и научился пользоваться речью
(около 2-3 лет). Кроме того, само по себе
невербальное поведение способствует
развитию и совершенствованию
Объектом исследования данной работы являются приемы вербальной и невербальной коммуникации. Предмет исследования: Сущность вербальной и невербальной коммуникации, виды и средства общения.
Цель данной курсовой работы: изучить приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации и область применения приемов коммуникации.
Задачи:
Раскрыть сущность вербальной и не вербальной коммуникации
Изучить приемы вербального и невербального общения и область применения приемов коммуникации.
Структура работы : данная работа состоит из введения ,двух глав первая глава состоит из теоретической части вторая из практической каждая глава имеет по три раздел, заключение.
Глава 1. Понятие о коммуникации. Виды вербальной и невербальной коммуникации
Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).
Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час[1]
Вербальные коммуникации присуще
только человеку и в качестве обязательного
условия предполагает усвоение языка.
По своим коммуникативным
Виды вербального общения: познавательное (когнитивное) – осуществляется с целью освоения новой информации и применения ее в практической деятельности; убеждающее – ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником; экспрессивное – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию; суггестивное – ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций; ритуальное – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.[2]
При анализе, структурировании общения можно выделить три основные его стороны: перцептивную, коммуникативную и интерактивную:
1) Коммуникативная сторона
2) Интерактивная сторона общения
- общение как взаимодействие. Эта
сторона общения связана с
рассмотрением взаимодействия
Выясняя социальную природу человеческого "Я", Г.Мид пришел к выводу, что становление этого "Я" происходит в ситуациях общения, когда личность, понимаемая как сумма психических реакций человека на мнения окружающих, реализует какую-либо совместную деятельность с другими участниками общения. В этой совместной деятельности формируется личность, в ней она осознает себя, как бы смотрясь в других. Г.Мид выделяет в "Я" два начала: "I" и "me". "I" - это креативная, творческая, импульсивная сторона "Я" непосредственное ситуативное проявление; "me" - это рефлексия "I" от имени и под углом зрения социального взаимодействия Это усвоение личностью отношений, которые складываются в процессе взаимодействия и которые необходимо учитывать. Постоянная рефлексия "I" через "me" необходима для зрелой личности, так как она способствует адекватному восприятию личностью себя и своих собственных действий.
3) Перцептивная сторона общения
- общение как восприятие людьми
друг друга. В процессе
Представление о другом человеке всегда
соответствует уровню собственного
самосознания, уровню саморазвития. "Связь
эта двоякая: с одной стороны,
богатство представлений о
Так как в общении участвуют, как минимум два человека цифрой 1 обозначен на схеме один партнер цифрой 2 другой участник разговора, Этот процесс осуществляется одновременно в двух направлениях. Каждый из партнеров уподобляет себя другому (см. сх. 1;) [4].
Схема 1. Каждый из партнеров уподобляет себя другому
Поэтому при построении стратегии взаимодействия каждый из участников должен учитывать не только психологию другого, но и то, как партнер понимает его собственные потребности, мотивы, установки, ценности, поведение. Таким образом, осознание себя через другого включает в себя процессы идентификации, эмпатии и рефлексии.
Идентификация (от лат. отождествление) - опознание, отождествление чего-либо с чем-либо, сличение одного объекта с другими. В психологии идентификация — процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу, а также процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком или группой. Идентификация может быть полной или частичной. В обоих случаях идентификация является психологической предпосылкой успешного взаимодействия и взаимопонимания. Идентификация себя с выдающейся личностью положительно сказывается на развитии многих качеств. Идентификация может выразиться в готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека так, как если бы этим другим являлся сам. В этих случаях идентификация выступает как в форме действенного сострадания неудачам другого человека, так и в форме активного сопереживания его успеху. Идентификация позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям[5]
Информация о работе Приемы вербальной и невербальной коммуникации