Приемы вербальной и невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации и область применения приемов коммуникации.
Задачи:
Раскрыть сущность вербальной и не вербальной коммуникации
Изучить приемы вербального и невербального общения и область применения приемов коммуникации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие о коммуникации. Виды вербальной и не вербальной коммуникации…………………………………………………………………5
1.1 Сущность вербальной и невербальной коммуникации………………..5
1.2 Виды вербальной и невербальной коммуникации……………………...8
1.3 Средства общения……………..…………………………………………11
Глава 2. Приемы вербальной и невербальной коммуникации……………16
2.1 Приёмы вербальной коммуникации……………………………………16
2.2 Приёмы невербальной коммуникации…………………………………19
2.3 Область применения приемов коммуникации…………………………25
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Приемы вербальной и невербальной коммуникации.Щупаков Владимир 3 курс.docx

— 572.57 Кб (Скачать файл)

На внешней стороне коммуникация имеет место между организациями. Эффективная реклама, продажи и  связи с прессой также являются внешним деловым общением. Вероятно, это самая важная область.

Нет сомнения, что стратегии делового общения позволяют управлению и  штату оставаться преданными идеям  бизнеса. Деловое общение - это установление контакта с людьми. Внутреннее и  внешнее деловое общение, обмен  мнениями и идеями способствуют продвижению  продукта. В Японии это свойство делового общения поднята на необычайную высоту.

Чтобы применить стратегии делового общения в пределах организации, важно сначала развить взаимодействие. Взаимодействие способствует достижению высокого уровня качества в бизнесе  и увеличивает уровень каждого  участника сотрудничества. Это в  свою очередь, позволяет штату эффективно проводить переговоры и увеличивать  доходность предприятия. Деловое общение - очень важный инструмент в решении  задач. Фактически, от способности успешно  общаться зависит производительность и качество любой коммерческой деятельности!

Коммуникативное пространство

Протяженная среда слоистой структуры, в которой протекает информационный обмен между коммуникативными системами. Коммуникативное пространство четырёхмерно, как и пространство материальное. Под «измерением» пространства я  буду понимать уровень устойчивого  информационного обмена, который  отделен от других таких же уровней  потенциальным барьером – энергией преодоления, то есть усилием, необходимым  для перехода с уровня на уровень.

Для того чтобы определить, на каком  уровне пространства протекает коммуникация, необходимо определить два параметра  – коммуникативную дистанцию (параметр протяженности пространства) и плотность  коммуникации (параметр «проницаемости»  пространства).

Для построения модели воспользуемся  привычным для соционики дихотомическим принципом – разделением пополам. Поэтому коммуникативная дистанция  будет принимать два значения – близкая и далекая. С точки зрения проницаемости пространства для полноценного инфообмена я буду различать коммуникацию, с одной стороны, глубокую и, с другой стороны, поверхностную.

Остановлюсь подробнее на этих полюсах. Близкая дистанция означает, что  общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве. Она наиболее характерна для групп  с численностью от двух до восьми человек. При взаимодействии на далекой дистанции  социотипы разделены существенным растоянием, определяемым социальными и культурными показателями развития. Такая дистанция между людьми обычно возникает в коммуникативных группах более восьми человек.

Глубокая коммуникация означает плотный  информационный обмен, когда в общение  вовлекаются практически все  имеющиеся в распоряжении социотипа информационные ресурсы. Возникает тесное переплетение «силовых линий» информационных полей, что свидетельствует о высокой доверительности контакта.

Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении в обмен  наличных информационных ресурсов. Плотность  информационного потока оказывается  гораздо меньше по сравнению с  первым случаем. Степень доверительности  также невелика.

Поскольку сложность коммуникации в одинаковой мере зависит от обоих  параметров, то информационный обмен  между системами можно рассматривать  как произведение коммуникативной  дистанции на плотность коммуникации:

Инфообмен принимает дискретные значения, являясь показателем нахождения объекта на одном из уровней коммуникативного пространства. Всего таких положений получается четыре:

1. Первый уровень взаимодействия  в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, но коммуникация  поверхностная. Носит название  физический, так как характерен для плотного, материально-опосредованного соприкосновения физических субстратов (носителей) информационных систем.    На этом уровне удовлетворяются природные потребности человека – в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных продуктов.

2. Второй уровень взаимодействия  в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, а коммуникация  глубокая. Называется психологическим,  поскольку на первое место  выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души информацией  («псюхе» – древнегреч. «душа»).    Психологический уровень предполагает самые доверительные отношения, поскольку на этом уровне человек удовлетворяет свои интимно-эмоциональные потребности – в любви, дружбе, семье, сопереживании и т.п.

3. Третий уровень взаимодействия  в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, коммуникация  поверхностная. Называется социальным, так как регулируется общественными  нормами, традициями и ритуалами,  законодавтельством, государственными институтами и т.д. Этот уровень коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума, поэтому носит наиболее формальный характер. Объект социальной коммуникации выступает не как уникальная личность, а как представитель того или иного социального сословия или профессиональной группы. На этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.

4. Четвертый уровень взаимодействия  в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, но коммуникация  глубокая. Носит назваение интеллектуального, или информационного уровня. Осуществлять глубокую коммуникацию без соприкосновения с другой стороной можно лишь тогда, когда перенести весь информационный обмен внутрь себя, в свой мозг. Интенсивно работает при этом память и воображение человека. Только на этом уровне можно обращаться к глубинам своего подсознания и добывать сведения, накопленные поколениями людей, жившими до тебя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что  в процессе общения реализуются  такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности  людей как мышление и речь, формирование, актуализация и диагностика способностей.

Традиционно принято отождествлять  речь со словом, то есть с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при  этом независимо от семантики слова, то есть как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п.

Таким образом, хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему  деятельности, в свою очередь обязательно  дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. Поэтому  коммуникативный процесс оказывается  неполным, если отсутствуют его невербальные средства. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению  к слову информационный канал  в системе общения.

Из двух видов межличностной  коммуникации - вербальной (речь) и невербальной - невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация - наиболее универсальной.

Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые  функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Фонационные  средства наиболее тесно связаны  с вербальными средствами - фактически они «озвучивают» слова в речевом  контексте, придают высказываниям  коммуникативную завершенность  и выразительность, и в этом сложность  выявления их собственных функций. К ним относятся: социально-информационная - при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются  признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации; оценочная - выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно); эмотивная - выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы, вздоха, темпа, а также при помощи невербализованных звуков типа «мм-мм», «э-э», «гм»; регулирующая - выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации ведется довольно давно, но, к сожалению, в большинстве случаев малоэффективно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес. Можно привести простой пример того, как невербальная передача информации, которая происходит одновременно с  вербальной, может усиливать и изменять смысл слов: угроза, произнесенная с веселой улыбкой, воспринимается совершенно иначе, а именно - как шутка.

Таким образом, можно сделать вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

Общение, обеспечивающее успех какого-то дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т. п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению.

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым  общением. Особое значение деловое  общение имеет для людей, занятых  бизнесом, так как от того, насколько  они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности. В нашей стране в течение долгого  времени деловому общению не уделялось  должного внимания. В лучшем случае навыкам делового общения обучались  работники, которые направлялись на работу за рубеж. Сейчас значительно  расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными  партнерами, и, чтобы успешно вести  дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – С. 28

2.Морозов В.П. Искусство и  наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – С. 21

3.Данные факторы выделены Л.А.Петровской. см.: Петровская Л.А. Компетентность в общении.-М.: МГУ, 1989.

4.Андреева Г.Н. Социальная психология.-М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 137

5.http://psihotesti.ru/gloss/tag/identifikatsiya/

6.Бороздина Г.В. Психология делового  общения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА  - М, 2000. - 224 с.

7.Горелов И. Н. Невербальные  компоненты коммуникации. - М.: «Наука», 1980. - 238 с.

8.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных  заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

9.Карнеги Д. Как завоевывать  друзей и оказывать влияние  на людей. – Л., 1992.

10.Мицич П. Как проводить деловые  беседы. – М., 1987.

11.Панасюк А. Как победить  в споре или искусство убеждать. – М., 1998.

12.http://about-management.ru/man_t6r4part1.html#_ftn8

13.http://pro-psixology.ru/kognitivnoe-razvitie-psixologiya-poznavatelnyx/52-rech.html

14.Леонтьев А.А Психология общения.  М.: Проспект, 1999. 341 с.

15.Михайлов Л.А. Психология общения.  СПб, Питер, 1999. 274 с.

16. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2002.

17. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

18. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб, 1999

 

 


Информация о работе Приемы вербальной и невербальной коммуникации