Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации и область применения приемов коммуникации.
Задачи:
Раскрыть сущность вербальной и не вербальной коммуникации
Изучить приемы вербального и невербального общения и область применения приемов коммуникации.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие о коммуникации. Виды вербальной и не вербальной коммуникации…………………………………………………………………5
1.1 Сущность вербальной и невербальной коммуникации………………..5
1.2 Виды вербальной и невербальной коммуникации……………………...8
1.3 Средства общения……………..…………………………………………11
Глава 2. Приемы вербальной и невербальной коммуникации……………16
2.1 Приёмы вербальной коммуникации……………………………………16
2.2 Приёмы невербальной коммуникации…………………………………19
2.3 Область применения приемов коммуникации…………………………25
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………30
Эмпатия - это эмоциональное в чувствование в другого, способность сопереживать, ощущать эмоции и мысли партнера, воспринимать его целостно.
Рефлексия - в данном случае понимается социально-психологически, как осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Люди могут обмениваться разными
типами информации на разных уровнях
понимания. Известно, что общение
не исчерпывается устными или
письменными сообщениями. В этом
процессе важную роль играют эмоции, манеры
партнеров, жесты. Психологами установлено,
что в процессе взаимодействия людей
от 60 до 80% коммуникаций осуществляется
за счет невербальных средств выражения
и только 20-40% информации передается
с помощью вербальных. Эти данные
заставляют нас задуматься над значением
невербального общения для
Особенностью невербального
Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом [7].
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения [8].
Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Одним из основных средств передачи
информации является речь. В речи реализуется
и через нее посредством
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).[10]
В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:
Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.
Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.
Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.
Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.[11]
Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:
Невербальные средства общения
Проксемика
Такесика
Экстралингвистика
Кинесика
Оринтация
Рукопожатие
Интонация
Визуальный контакт (Взгляд)
Экспрессивно- выразительные
движения
Дистанция
Поцелуй
Громкость
Похлопывание
Тембер
Направление
движения
Поза
Пауза
Длина паузы
Жест
Вздох
Частота контакта
Мимика
Смех
Плач
Походка
Кашель
Диаграмма 1. Невербальные средства общения
Из диаграммы 1 видно, что главными элементами невербального общения являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства; Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;
Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.
Вывод одним из основных средств передачи информации является речь, коммуникация состоит не только из вербального общения, устной речи. К общению также относятся невербальные средства общения как описано выше, Средства общения мы рассмотрим в следующем раздел моей курсовой.
В коммуникации используются многочисленные средства:
письменные (рукописные, печатные, машинописные, исполненные на компьютере и т.п.), которые подразделяются на вербальные (информация излагается в виде буквенного текста) и статистические (информация в основном в цифровой форме). Вербальные коммуникации, связанные с речью, могут быть по типу взаимодействия (общения): устные - (телефонные переговоры, беседы с глазу на глаз, распоряжения, разъяснения, замечания и т.п.); письменные личные, составленные менеджером или его сотрудником по личной инициативе (заявление, трудовой листок, автобиография, аналитические заметки, записки, личные карточки и т.п.); письменные-официальные, с помощью которых устанавливаются формальные взаимосвязи и общение внутри организации или с внешним социальным окружением (приказы, директивы, служебные записки, предложения и проекты, внешняя переписка, договоры, соглашения, отчеты, справки, ведомости, доклады: рапорты по случаю т.п.); пресса, или газетно-журнальная периодика; иконографические средства с помощью графиков, моделей, изобразительных средств, кино - и фотоинформации и т.п. косвенные средства, к которым можно отнести справочные издания, инструкции, технологии, рекламу и другие программы продвижения товаров на рынок, отчеты, взаимосвязи и общение по маркетингу, государственные законодательные нормы, действия профсоюзов и использование внутриорганизационных правил и традиций;
невербальные средства коммуникации, основанные на применении различных неречевых знаковых систем - жестов, мимики, а также качеств голоса, его диапазона и тональности[12].
Преобладает, конечно, вербальная коммуникация, которая всегда предваряет общение и остается в дальнейшем самым результативным средством его обогащения. В любой форме вербальной связи заметен эмоциональный элемент, выражающийся в подтексте или модальности информации, дополнительном смысловом значении общения.
Важнейшее достижение, позволившее человеку задействовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий), — речевое общение, которое складывалось благодаря трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, в которую входят слова с их значениями и синтаксис (набор правил построения предложений).
Значение слова представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту вне зависимости от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Напротив, личностный смысл — отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.
Язык — это:
1) средство существования,
2) средство общения (
3) орудие интеллектуальной
Выполняя первую функцию, язык служит
средством кодирования
Будучи средством общения, язык помогает воздействовать на собеседника — прямо (если мы непосредственно указываем на то, что надо сделать) или косвенно (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться как сразу, так и потом в соответствующей ситуации).
Рис.1. Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь. Функции речи.
Функция языка как орудия интеллектуальной деятельности связана, прежде всего, с тем, что человек, выполняя что-либо, сознательно планирует свои действия. Так, язык — это главное орудие планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.
Информация о работе Приемы вербальной и невербальной коммуникации