Приемы вербальной и невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации и область применения приемов коммуникации.
Задачи:
Раскрыть сущность вербальной и не вербальной коммуникации
Изучить приемы вербального и невербального общения и область применения приемов коммуникации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие о коммуникации. Виды вербальной и не вербальной коммуникации…………………………………………………………………5
1.1 Сущность вербальной и невербальной коммуникации………………..5
1.2 Виды вербальной и невербальной коммуникации……………………...8
1.3 Средства общения……………..…………………………………………11
Глава 2. Приемы вербальной и невербальной коммуникации……………16
2.1 Приёмы вербальной коммуникации……………………………………16
2.2 Приёмы невербальной коммуникации…………………………………19
2.3 Область применения приемов коммуникации…………………………25
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Приемы вербальной и невербальной коммуникации.Щупаков Владимир 3 курс.docx

— 572.57 Кб (Скачать файл)

Эмпатия - это эмоциональное в чувствование в другого, способность сопереживать, ощущать эмоции и мысли партнера, воспринимать его целостно.

Рефлексия - в данном случае понимается социально-психологически, как осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Люди могут обмениваться разными  типами информации на разных уровнях  понимания. Известно, что общение  не исчерпывается устными или  письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей  от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения  и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением  невербального общения для взаимопонимания  людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также  порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Особенностью невербального языка  является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать  эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения [6].

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она  осуществляется с помощью всех органов  чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал  невербальной коммуникации, по нему поступает  паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом [7].

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения [8].

 

    1. Виды вербальной и невербальной коммуникации

 

Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется  и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную  функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).[9]

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).[10]

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

Логический барьер – возникает  у партнеров с неодинаковым видом  мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают  в интеллекте каждого партнера, они  общаются на уровне понимания или  непонимания.

Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение  должно быть построено: от внимания к  интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям  и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

Семантический (смысловой) барьер –  возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом  поведении представителей разных культур.

Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.[11]

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми  органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный  канал.

 

Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

 

Невербальные средства общения 




Проксемика


Такесика


Экстралингвистика


Кинесика




 

Оринтация


Рукопожатие


Интонация


Визуальный контакт (Взгляд)


Экспрессивно- выразительные


движения


Дистанция


Поцелуй


Громкость




Похлопывание


Тембер


Направление


движения

Поза



Пауза


Длина паузы


Жест



Вздох



Частота  контакта


Мимика



Смех



Плач


Походка



Кашель



 

 

Диаграмма 1. Невербальные средства общения

Из диаграммы 1 видно, что главными элементами невербального общения являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства; Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;

Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;

Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;

Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;

Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

Вывод одним из основных средств передачи информации является речь,  коммуникация состоит не только из вербального общения, устной речи. К общению также относятся невербальные средства общения как описано выше, Средства общения мы рассмотрим в следующем раздел моей курсовой.

 

    1. Средства общения

 

В коммуникации используются многочисленные средства:

письменные (рукописные, печатные, машинописные, исполненные на компьютере и т.п.), которые подразделяются на вербальные (информация излагается в виде буквенного текста) и статистические (информация в основном в цифровой форме). Вербальные коммуникации, связанные с речью, могут быть по типу взаимодействия (общения): устные - (телефонные переговоры, беседы с глазу на глаз, распоряжения, разъяснения, замечания и т.п.); письменные личные, составленные менеджером или его сотрудником по личной инициативе (заявление, трудовой листок, автобиография, аналитические заметки, записки, личные карточки и т.п.); письменные-официальные, с помощью которых устанавливаются формальные взаимосвязи и общение внутри организации или с внешним социальным окружением (приказы, директивы, служебные записки, предложения и проекты, внешняя переписка, договоры, соглашения, отчеты, справки, ведомости, доклады: рапорты по случаю т.п.); пресса, или газетно-журнальная периодика; иконографические средства с помощью графиков, моделей, изобразительных средств, кино - и фотоинформации и т.п.  косвенные средства, к которым можно отнести справочные издания, инструкции, технологии, рекламу и другие программы продвижения товаров на рынок, отчеты, взаимосвязи и общение по маркетингу, государственные законодательные нормы, действия профсоюзов и использование внутриорганизационных правил и традиций;

невербальные средства коммуникации, основанные на применении различных  неречевых знаковых систем - жестов, мимики, а также качеств голоса, его диапазона и тональности[12].

Преобладает, конечно, вербальная коммуникация, которая всегда предваряет общение  и остается в дальнейшем самым  результативным средством его обогащения. В любой форме вербальной связи  заметен эмоциональный элемент, выражающийся в подтексте или  модальности информации, дополнительном смысловом значении общения.

Важнейшее достижение, позволившее  человеку задействовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий), — речевое общение, которое складывалось благодаря трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык —  система знаков, в которую входят слова с их значениями и синтаксис (набор правил построения предложений).

Значение слова представляет собой  отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту вне зависимости  от того, как он представлен в  индивидуальном сознании.

Напротив, личностный смысл — отражение  в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально  значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание  его содержания.

Язык — это:

1) средство существования, передачи  и усвоения общественно-исторического  опыта;

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов  и явлений. Благодаря ему информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих  поколений людей.

Будучи средством общения, язык помогает воздействовать на собеседника  — прямо (если мы непосредственно  указываем на то, что надо сделать) или косвенно (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться как сразу, так и потом в соответствующей ситуации).

 

Рис.1. Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь. Функции речи.

Функция языка как орудия интеллектуальной деятельности связана, прежде всего, с тем, что человек, выполняя что-либо, сознательно планирует свои действия. Так, язык — это главное орудие планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Информация о работе Приемы вербальной и невербальной коммуникации