Приемы вербальной и невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации и область применения приемов коммуникации.
Задачи:
Раскрыть сущность вербальной и не вербальной коммуникации
Изучить приемы вербального и невербального общения и область применения приемов коммуникации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие о коммуникации. Виды вербальной и не вербальной коммуникации…………………………………………………………………5
1.1 Сущность вербальной и невербальной коммуникации………………..5
1.2 Виды вербальной и невербальной коммуникации……………………...8
1.3 Средства общения……………..…………………………………………11
Глава 2. Приемы вербальной и невербальной коммуникации……………16
2.1 Приёмы вербальной коммуникации……………………………………16
2.2 Приёмы невербальной коммуникации…………………………………19
2.3 Область применения приемов коммуникации…………………………25
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Приемы вербальной и невербальной коммуникации.Щупаков Владимир 3 курс.docx

— 572.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.Вербальные средства общения Общение и язык, язык и речь

В рисунке 2 рассмотрены значения речи как психологического аспекта и  значения языка, два разных аспекта  обозначают содержания сознания .

Речь выполняет три функции:

♦ сигнификативную (обозначения);

♦ обобщения;

♦ коммуникации (передача знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У людей со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с  тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — коммуникация, т. е. передача информации. Если первые две функции можно рассматривать  как внутреннюю психическую деятельность, то эта выступает как внешнее  речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У нее  три аспекта — информации, выражения  и волеизъявления.

Рис.3. Функции речи. Физиологические  механизмы речи

Информационный аспект проявляется  в передаче знаний и тесно связан с функциями обозначения и  обобщения.

Выразительный помогает передать чувства и отношения говорящего предмету сообщения.

Волевой аспект направлен на то, чтобы  подчинить слушателя замыслу  говорящего.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Приемы вербальной и невербальной коммуникации

2.1 Приёмы вербальной  коммуникации.

 

Одним из важнейших элементов характеристики человека является его речь. Еще  древний философ Плутарх заметил, что "в речи гораздо более, нежели в лице, Как думают некоторые, открывается  характер человека". Речь несет в  себе информацию сразу о нескольких очень важных особенностях человека. Так, например, сложность и правильность языка свидетельствует об уровне образования (или самообразования) и культуры, содержание речей - об уме  и нравственности, а богатство  и характер интонаций говорят  об эмоциональности и настроении человека.

Мы обращаем внимание не только на содержание речи человека, но и на то, как она произносится: с какой  интонацией, громкостью, отчетливостью, звонко или "сквозь зубы", уверенно или с нервным смешком и  т.п. Все эти явления изучаются  паралингвистикой.

Рассмотрим последовательно паралингвистические  явления, наиболее значимые для понимания  эмоционального состояния, намерений  и личностных особенностей говорящего.

Громкость и высота звука. Если встречаются  малознакомые люди, то лидера, как правило, первоначально выбирают из тех, кто  громче и больше говорит. Окружающим обычно кажется, что, если человек громко говорит, значит он уверен в себе, в своей позиции.

Вместе с тем громкий голос  сам по себе не является эффективным  средством воздействия на других людей. Если повышенный тон переходит  определенный допустимый предел, то это  воспринимается собеседником как покушение  на его личное достоинство и вызывает негативную реакцию. В конфликтной  ситуации повышение тона вообще недопустимо - фактически это одна из частых причин того, что деловые разногласия  по поводу конкретного вопроса перерастают  в разрушительный межличностный  конфликт.

Темп речи. Люди говорят быстро: когда они взволнованы или  обеспокоены чем-либо; когда говорят  о личных трудностях; когда хотят  в чем-то убедить собеседника.

Медленная речь может свидетельствовать  об усталости, угнетенном состоянии  или горе, а с другой стороны - о высокомерии.

Ритм речи и назализации. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает  на стресс, волнение, нервно-психическое  напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Если речь человека прерывиста, с запинками, назализацией (э... э...э...), насыщена словами-паразитами ("значит", "так сказать" и т.п.), то он кажется слушателям некомпетентным в предмете разговора. А иногда люди думают, что собеседник запинается и сбивается в своей речи, потому что настроен их обмануть.

Пауза. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, это значит, что он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы  в разговоре - он больше ориентируется  на межличностное взаимодействие.

Умение держать паузу - порой  незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут  быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность  овладеть собой, привлечь или переключить  внимание.

Интонация - это не только модуляции  высоты тона (вопросительная интонация, повествовательная интонация) и  способ подчеркивания каких-то элементов  высказывания (логическое ударение), это  также способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным  словам и тем людям, к которым  он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.).

Важно помнить, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как вы говорите, существует расхождение, люди будут больше доверять тону вашего голоса. А это расхождение - признак  наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

Психологически подготовленный к  общению человек - это тот, который  хорошо усвоил, что, где,, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению должное впечатление или влияние.

Люди, общаясь друг с другом, как  правило, стараются, чтобы их общение  проходило как можно более  гладко. Соответственно при совершении речевых актов они соблюдают  определенные правила, служащие этой цели. В совокупности такие правила  составляют общий принцип коммуникации, обеспечивающий вербальную коммуникацию:

На практике, безусловно, часто  одно или несколько правил коммуникации нарушаются, но это не означает отмены самого принципа. Если бы он отменялся, объяснял Грайс, то человек, отменивший его, нарушил бы основное положение своего коммуникативного сообщества.

Если нарушение замечено, то к  какому бы правилу оно ни относилось, по самой интеракции будет нанесен  удар. Выводы о нарушении какого-либо правила можно делать на основе условий, которые не были соблюдены в представлении  рассматриваемого речевого акта. Постулат "Будь ясным" относится к условиям узнаваемости речевого акта: говорящий  должен таким образом формулировать  речевой акт, чтобы слушающий  смог распознать выраженную им коммуникативную  функцию и пропозицию. Это не означает, что говорящий обязательно выражается непонятно, но означает, что он обязан сделать все возможное, чтобы  слушающий смог правильно его  интерпретировать. Если условия узнаваемости не соблюдаются - речевой акт является непонятным. Поэтому первое коммуникативное  правило следующее: вербальный общение личностный особенность[14]

Не совершай непонятных речевых  актов

Постулат "Будь честным" относится  к условию ответственности, которое  является частью условий корректности речевого акта: мысли говорящего правдиво отражаются в выражаемых речевых  актах. Если речевой акт служит, например, советом, то можно предположить, что  говорящий искренне считает приемлемой выражаемую пропозицию; если речевой  акт - директив, то говорящий искренне желает, чтобы слушающий совершил поступок, о котором идет речь, и  т.д. Второе правило коммуникации:

Не совершай неискренних речевых  актов

Постулат "Будь эффективным" относится  к подготовительным условиям, которые  также являются частью условий корректности: речевой акт не должен быть ни избыточно  информативным, ни бессмысленным. Например, совершение сложного речевого акта аргументации является излишне перегруженным, если говорящий знает, что слушающий уже убедился в той точке зрения, которая отстаивается. И совершение речевого акта является бессмысленным, если говорящий заранее знает, что ни при каких условиях с помощью аргументации невозможно убедить слушающего переменить мнение. И в том и в другом случае совершение речевого акта аргументации будет потерей времени и, следовательно, окажется неэффективным.

Избыточно информативным является совет, в котором говорится, что  брат и сестра снова вместе, если информация направлена человеку, которому это давно было известно. Если некто, не обладающий специальными техническими знаниями, говорит человеку, совершенно не интересующемуся техникой, что  машина приводится в рабочий режим  с помощью поворота левого рычага, то он дает бессмысленный совет.

Избыточно информативный директив совершается, если говорящий уже намеревался совершить желаемое действие или если оно уже было совершено. Избыточно информативные и бессмысленные советы могут быть охарактеризованы сходным образом, при условии, что действие в этом случае совершает сам собеседник.

Экспрессив является избыточно информативным, если само эмоциональное состояние говорящего уже понятно; он также является бессмысленным, если слушатель не проявляет никакого интереса к чувствам говорящего.

Если собрание уже продолжалось какое-то время, высказывание "Собрание считается открытым" является избыточно  информативным декларативом; если же президент футбольного клуба объявляет парламент открытым, то декларатив - бессмыслен.

Нарушение требований эффективности  не всегда может иметь одинаковые импликации для разных типов речевых  актов. Но эффективность, по меньшей  мере, заключается в попытке избежать избыточной информативности и бессмысленности, поскольку нарушение подготовительных условий (независимо от того, ведут  они к избыточной информативности или бессмысленности) всегда включает в себя тот или иной вид неэффективности. Итак, третье и четвертое правила коммуникации:

Не совершай избыточных и бессмысленных  речевых актов

Постулат "Будь точен" относится  не к условиям отдельных речевых  актов, а к отношениям между речевыми актами. Для того чтобы выполнить  это требование, речевой акт, как  в вербальном, так и в невербальном контексте должен быть достаточным  дополнением к уже совершенному акту. Это требование выполняется  только в том случае, если последовательность речевых актов является приемлемой для данного контекста. Поэтому  пятое правило коммуникации заключается  в следующем:

Не совершай речевых актов, которые  не связаны соответствующим образом  с предыдущими речевыми актами.

Что представляет собой "соответствующая  последовательность" или "соответствующая  реакция", точно определить трудно. В любом случае каждый речевой  акт нацелен на достижение коммуникативного эффекта, заключающегося в том, что  слушающий понял речевой акт, а также на достижение интеракционного эффекта, заключающегося в том, что слушающий принимает речевой акт. Речевой акт, выражающий то, что другой речевой акт был понят или принят, является релевантным. Это относится в равной степени и к выражению непонимания или неприятия речевого акта.

Релевантным является также выражение  причин приемлемости или неприемлемости. Например, реакция на высказывание не обязательно должна быть приемлемой в том смысле, что она подходит слушающему, кроме тех случаев, когда эта реакция наиболее тесным образом связана с желаниями и ожиданиями слушающего.[15]

Не всегда можно точно определить, какое правило коммуникации .было нарушено. В одних случаях правила соблюдаются более строго, чем в других. Некоторые дискуссии, например, подчиняются жесткому регламенту, и здесь будет легче определить, что является уместным, а что нет (пятое правило), нежели определить уместность высказывания в разговоре, происходящем за кружкой пива. Будет также легче определить степень эффективности (правила третье и четвертое) в формальной дискуссии, ограниченной во времени. Остается только надеяться, что такое качество, как честность (второе правило), присутствует во время заседания кабинета министров чаще, чем это бывает в баре.

2.2 Приёмы невербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация – это  общение, обмен информацией без  помощи слов. Это жесты, мимика, различные  сигнальные и знаковые системы. Все  эти способы общения по аналогии иногда также называют языками –  первичными и вторичными, или естественными  и искусственным.

Чем отличаются первичные языки  от вторичных? В первичных языках сигналы непосредственно обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами закодированы определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы. Например, мимика – это первичный язык, мимические сигналы нашего лица сразу обозначают какое-то состояние, сообщение. А вот азбука Морзе – это вторичный язык. Потому что знаки азбуки Морзе передают буквы и слова, а уж через них – смыслы.

Собственно, вербальный язык, то есть человеческая речь – это тоже первичный  язык. Если же мы возьмем невербальные средства общения, то среди них к  первичным языкам относятся: мимика, жесты, индийский язык танца и  т.п. При этом язык глухонемых, обозначающий слова, уже является вторичным языком. [16]

Ко вторичным невербальным языкам относятся уже упомянутая азбука Морзе, система нотной записи, язык программирования, система сигнализации флажками на флоте, системы дымовой сигнализации, система оповещения гражданской обороны и т.п.

Как видим, естественные языки первичны, искусственные языки – вторичны.

Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки – жесты, мимика. Или, как их еще называют – язык тела.

Информация о работе Приемы вербальной и невербальной коммуникации