Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Кур.раб.Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)


содержание

 

Введение

 

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Будучи членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

На сегодняшний день в Республике Беларусь отмечается рост числа семей алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка.

Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье находящейся в кризисе.

Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков.

Объект: подростки из семей алкоголиков.

Предмет: работа социального педагога с подростками, воспитывающихся в семьях алкоголиков.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на  социализацию подростка.

2. Изучить отношение подростков  к спиртным напиткам.

3. Выявить семьи-алкоголиков и  факторы риска в них, обуславливающие  положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

4. Разработать рекомендации, направленные  на антиалкогольное воспитание  молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.

Во введении дипломной работы включены актуальность проблемы и понятийный аппарат исследования.

В теоретической части исследования рассмотрены вопросы влияния  семьи алкоголиков на социализацию подростков.

Во второй главе изучены факторы  риска в семье алкоголиков, обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным напиткам.

В работы также представлены рекомендации предлагаемые социальным педагогом родителям по антиалкогольному воспитанию подростков.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты работы социального педагога с детьми из семей алкоголиков

1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое

развитие подростков

 

Жизнь ребенка  – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс  в подростковом возрасте. Маленький  мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не успокоят его, это может привести к беде [22].

Не зря  говорят, что подростковый период –  это переходный возраст. Это очень  сложное время, отделяющее подростка  от взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать все это [3].

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы лечатся [ 39].

На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого следует стыдиться, то потом  оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.

Алкоголизмом  можно назвать систематическое  бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.

Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем  начало рассматриваться как болезнь. Немного позже термин «болезнь»  был заменен на другой, а именно – «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов – физической и психической зависимости [39].

Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже подростки.

Одним из самых  мощных неблагоприятных факторов, разрушающих  не только семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д. [2]

Когда в семье  пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка [2].

Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они  начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности  могут кричать, наказывать своих  детей за незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие [2].

Неполнота эмоциональной  жизни в семье алкоголиков  вызывает у подростка психические  расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

Нередко встречается  прямое культивирование патологических форм поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера  подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина [17].

Нередко встречаются  случаи, когда родители не имеют  средств, чтобы купить спиртное, и  подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.

Зачастую, уходя  в пьянство, родители оставляют без  внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в инвалида.

Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые, пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц.

В подавляющем  числе случаев различные психические  расстройства у подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества [23].

Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват  – пьяные отцы или пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами  бороться с бытовым пьянством  и его следствием – алкогольной болезнью. Необходимо приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на пути преодоления всего того, что приводит к пьянству [23].

Негативное  влияние семьи алкоголиков оказывают  на физическое развитие и эмоциональное  благополучие подростка, на систему его отношений с миром и к миру.

1.2. Факторы риска, обусловливающие  положительное отношение к алкоголю

 

Анализ факторов, приводящих к риску подросткового  алкоголизма, позволил выделить следующие  из них:

– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально- неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем.

Экономически (социально) неблагополучные условия могут  быть определены социальным педагогом  и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска;

– неблагоприятное окружение  и общественная необустроенность. Районы проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Негативное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи;

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка