Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Социальный педагог дол;ен сотрудничать с классным руководителем таких подростков, а также оказывать своим подопечным помощь в профессиональном самоопределении и профориентации, определении их в различные образовательные учреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование [30].
Правильно организованная социально-педагогическая деятельность социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил подростка, оказание комплексной социально- психолого-педагогической помощи семье в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» подростка, семьи, прогнозировать и проектировать возможные варианты его поведения, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка [29].
В своей деятельности социальный педагог также руководствуется следующими принципами: природы и культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия подростка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода; системного подхода; психологического подхода; социальной адекватности; ценностный ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др.
Также необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям [36].
При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.
Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:
- со службой
социальной помощи населению;
ведет работу по выявлению
семей алкоголиков и оказанию
им содействия и поддержки,
участвует в организации
- со службой социально-бытовой помощи;
- со службой семейного досуга;
- со службой
социальной профилактики
Знание «проблемного поля» [37] в семье позволяет социальному педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков подростка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку [37].
Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие вывод, что социально-педагогическая деятельность с подростками из алкогольной семьи строится в двух основных направлениях: работа с семьей и работа с подростком. Она должна осуществляться совместно с различными специалистами.
Исследования проводились нами в общеобразовательной школе № 20 г. Гродно на базе 6 и 7 классов.
Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом – с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей.
Наша работа состояла из четырех этапов:
1. Выявление
отношения и употребления
2. Выявление отношения и употребления подростками алкоголя
3. Факторы
риска в семье алкоголиков,
обусловливающие положительное
отношение подростков к
Первый этап
На данном этапе нами была проведена беседа, тестирование и анкетирование подростков, беседа с педагогами школы, беседа с родителями.
Беседа была проведена с целью определения их отношения к спиртным напиткам.
За критерий нами была принята частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.
По результатам беседы можно сделать следующий вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам:
5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя;
15% употребляют спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;
20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых дозах это здоровью совершенно не вредит.
60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей;
Затем было проведено тестирование с целью определения подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи (см. Приложение 2).
По результатам теста:
20% юношей
положительно относятся к
35% юношей относятся к ним отрицательно;
15% девушек
положительно относятся к
30% девушек относятся к ним отрицательно.
Целью анкетирования подростков было – определить, что значит алкоголь для подростков (см. Приложение 3).
По результатам анкетирования мы распределили обследуемых подростков на следующие группы:
К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков; ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки; 3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление спиртных напитков; в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет спиртных напитков.
По результатам беседы с педагогами школы (см. Приложение 4) можно сделать следующие выводы: алкоголизм среди подростков встречается все чаще. Основной возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, примерно 11 лет. Педагоги называли основные причины:
60% - неблагополучная семья;
10% – окружение ребенка;
30% - реклама.
Результаты беседы с родителями (см. Приложение 5) показали следующее:
40% родителей
уверены, что их дети
Выделяются следующие причины:
15% родителей
считают основной причиной
10% родителей
считают, что ребенок
Дополнительной литературой пользуется только 20% родителей.
Достаточное внимание детям уделяет 15% родителей.
Таким образом, по результатам первого этапа исследования мы выявили, что:
1) 10% подростков (3 чел.) негативно относятся к спиртным напиткам, алкоголь не употребляют;
2) 33% (10 подростков)
положительно относятся к
3) 27% (9 подростков)
выражают безразличное
4) 17% (5 подростков) употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в месяц, к алкоголю относятся положительно;
5) 13% (3 подростка)
выпивают чаще 1 раза в неделю
в кругу друзей или на
Второй этап
Целью второго этапа нашей работы явилось выявление подростков из семей алкоголиков.
Критерии:
– низкий материально-экономический уровень;
– социальное неблагополучие;
– отсутствие контроля;
– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;
– несправедливая оценка ребенка и т.д.
Методы исследования:
1. Наблюдение за семьей и подростком.
2. Беседа с классным руководителем.
Материал: перечень вопросов.
Классному руководителю были предложены ряд вопросов:
1. Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)?
2. Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).
3. Проявляется ли это в поведении подростка и т.д.
Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т.п.).
На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи (см. Приложение 6).
Затем нами была проведена беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником (см. Приложение 7).
По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Дети з этих семей плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т.д.
Затем мы посетили семьи алкоголиков, чтобы определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы.
По результатам посещения семьи мы выделили особенностей семейного воспитания.
1. Родители
не создают условия для
2. Родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми в кино, на совместные прогулки и т.д.
3. Родители показывают своим детям пример злоупотребления алкоголем.
4. Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда.
5. Дети имеют
конкретные трудовые
6. Родители
не видят недостатков в воспита
В результате нами были выявлены причины недостатков в семье:
– неблагополучие семьи (злоупотребление алкоголем, низкий материальный уровень, санитарно-гигиеническая запущенность);
– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;
– частое отсутствие контроля;
– неправильная оценка подростка;
– переоценка воспитательных возможностей семьи и другие причины.
Таким образом, основываясь на полученной нами информации, можно говорить о несостоятельности родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют подростка, практически не занимаются его воспитанием, требуя от него однако постоянного посещения школы, что является положительным моментом в просоциальном отношении родителей к своему ребенку.
С целью определения
отношения родителей
По результатам второго этапа мы выявили 7 семей алкоголиков, в которых воспитываются подростки. Используемые диагностические методики показали, что в таких семьях присутствуют: неблагополучие, низкий материально-экономический уровень, родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию своего ребенка и т.д.
Третий этап
Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.
Критерии:
– родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков;
– периодическое употребление алкоголя родителями;
– основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков;
– в семье приняты алкогольные традиции;
Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка