Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Кур.раб.Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Социальный  педагог дол;ен сотрудничать с классным руководителем таких подростков, а также оказывать своим подопечным помощь в профессиональном самоопределении и профориентации, определении их в различные образовательные учреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование [30].

Правильно организованная социально-педагогическая деятельность социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил подростка, оказание комплексной социально- психолого-педагогической помощи семье в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.

Социальный  педагог должен уметь выявлять достоинства  личности, «проблемное поле» подростка, семьи, прогнозировать и проектировать возможные варианты его поведения, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка [29].

В своей деятельности социальный педагог также руководствуется  следующими принципами: природы и  культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия подростка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода; системного подхода; психологического подхода; социальной адекватности; ценностный ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др.

Также необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли  («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям [36].

При выявлении  семей, нуждающихся в помощи, следует  учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.

Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:

- со службой  социальной помощи населению;  ведет работу по выявлению  семей алкоголиков и оказанию  им содействия и поддержки,  участвует в организации семейных  консультаций, семейного просвещения и самообразования;

- со службой  социально-бытовой помощи;

- со службой  семейного досуга;

- со службой  социальной профилактики отклоняющегося  поведения.

Знание «проблемного поля» [37] в семье позволяет социальному педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков подростка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку [37].

Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие вывод, что социально-педагогическая деятельность с подростками из алкогольной семьи строится в двух основных направлениях: работа с семьей и работа с подростком. Она должна осуществляться совместно с различными специалистами.

 

Глава 2. Работа социального педагога с подростками  из семей алкоголиков

2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей алкоголиков

 

Исследования  проводились нами в общеобразовательной  школе № 20 г. Гродно на базе 6 и 7 классов.

Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом – с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей.

Наша работа состояла из четырех этапов:

1. Выявление  отношения и употребления подростками  алкоголя

2. Выявление  отношения и употребления подростками алкоголя

3. Факторы  риска в семье алкоголиков,  обусловливающие положительное  отношение подростков к спиртным  напиткам

Первый этап

На данном этапе нами была проведена беседа, тестирование и анкетирование подростков, беседа с педагогами школы, беседа с родителями.

Беседа была проведена с целью определения их отношения к спиртным напиткам.

За критерий нами была принята частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.

По результатам  беседы можно сделать следующий  вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам:

5% не употребляют  спиртных напитков, считают, что  это вредно для здоровья и  что в их возрасте употреблять  спиртное еще нельзя;

15% употребляют  спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;

20% употребляют  спиртные напитки 2-3 раза в  месяц; это происходит либо  по праздникам, либо в кругу  друзей; утверждают, что в малых  дозах это здоровью совершенно  не вредит.

60% употребляют  спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей;

Затем было проведено тестирование с целью определения подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи (см. Приложение 2).

По результатам  теста:

20% юношей  положительно относятся к спиртным  напиткам;

35% юношей  относятся к ним отрицательно;

15% девушек  положительно относятся к спиртным  напиткам;

30% девушек  относятся к ним отрицательно.

Целью анкетирования подростков было – определить, что значит алкоголь для подростков (см. Приложение 3).

По результатам  анкетирования мы распределили обследуемых  подростков на следующие группы:

К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков; ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки; 3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление спиртных напитков; в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет спиртных напитков.

По результатам  беседы с педагогами школы (см. Приложение 4) можно сделать следующие выводы: алкоголизм среди подростков встречается все чаще. Основной возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, примерно 11 лет. Педагоги называли основные причины:

60% - неблагополучная семья;

10% – окружение  ребенка;

30% - реклама.

Результаты  беседы с родителями (см. Приложение 5) показали следующее:

40% родителей  уверены, что их дети употребляют  спиртные напитки, в основном  в кругу друзей или на дискотеке.

Выделяются  следующие причины:

15% родителей  считают основной причиной рекламу.

10% родителей  считают, что ребенок употребляет  спиртное, потому что так поступают  его друзья.

Дополнительной  литературой пользуется только 20% родителей.

Достаточное внимание детям уделяет 15% родителей.

Таким образом, по результатам первого этапа  исследования мы выявили, что:

1) 10% подростков (3 чел.) негативно относятся к  спиртным напиткам, алкоголь не  употребляют;

2) 33% (10 подростков) положительно относятся к употреблению  спиртных напитков, так как считают, что небольшие дозы здоровью не вредят, алкоголь употребляют 1-2 раза в месяц;

3) 27% (9 подростков) выражают безразличное отношение  к употреблению спиртных напитков, выпивают крайне редко;

4) 17% (5 подростков) употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в месяц, к алкоголю относятся положительно;

5) 13% (3 подростка)  выпивают чаще 1 раза в неделю  в кругу друзей или на дискотеке  для поднятия настроения. Есть  любимые спиртные напитки.

Второй этап

Целью второго этапа нашей работы явилось выявление подростков из семей алкоголиков.

Критерии:

– низкий материально-экономический  уровень;

– социальное неблагополучие;

– отсутствие контроля;

– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

– несправедливая оценка ребенка и т.д.

Методы исследования:

1. Наблюдение  за семьей и подростком.

2. Беседа с  классным руководителем.

Материал: перечень вопросов.

Классному руководителю были предложены ряд вопросов:

1. Есть ли  у вас в классе подростки  из семьи группы риска (семьи  алкоголиков)?

2. Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).

3. Проявляется  ли это в поведении подростка  и т.д.

Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти  семьи отличаются низким социально-экономическим  уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т.п.).

На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи (см. Приложение 6).

Затем нами была проведена беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником (см. Приложение 7).

По результатам  беседы мы определили, что семья  алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Дети з этих семей плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т.д.

Затем мы посетили семьи алкоголиков, чтобы определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы.

По результатам  посещения семьи мы выделили особенностей семейного воспитания.

1. Родители  не создают условия для нормального  развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня).

2. Родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми в кино, на совместные прогулки и т.д.

3. Родители  показывают своим детям пример  злоупотребления алкоголем.

4. Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда.

5. Дети имеют  конкретные трудовые обязанности  в семье (покупают при наличии  средств продукты питания, иногда  производят уборку в квартире  и т.д.).

6. Родители  не видят недостатков в воспитании своих детей.

В результате нами были выявлены причины недостатков в семье:

– неблагополучие семьи (злоупотребление алкоголем, низкий материальный уровень, санитарно-гигиеническая  запущенность);

– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

– частое отсутствие контроля;

– неправильная оценка подростка;

– переоценка воспитательных возможностей семьи  и другие причины.

Таким образом, основываясь на полученной нами информации, можно говорить о несостоятельности  родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют подростка, практически не занимаются его воспитанием, требуя от него однако постоянного посещения школы, что является положительным моментом в просоциальном отношении родителей к своему ребенку.

С целью определения  отношения родителей алкоголиков  к своим детям мы провели беседу с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях (Приложение 8).

По результатам  второго этапа мы выявили 7 семей  алкоголиков, в которых воспитываются  подростки. Используемые диагностические  методики показали, что в таких  семьях присутствуют: неблагополучие, низкий материально-экономический уровень, родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию своего ребенка и т.д.

Третий этап

Цель: выявление  факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное  отношение подростков к спиртным напиткам.

Критерии:

– родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков;

– периодическое  употребление алкоголя родителями;

– основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков;

– в семье  приняты алкогольные традиции;

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка