Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Кур.раб.Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

– отмечается затягивание праздничных торжеств;

– подростки  вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки, и т.д.

Методы исследования.

1. Наблюдение  за семьей и подростком.

2. Посещение  семьи.

3. Беседа с  родителями.

4. Беседа с  педагогами.

5. Беседа с  подростком.

По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют все (или почти все) вышеназванные критерии.

Таким образом, на данном этапе нами было установлено: одним из факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается:

– употребление спиртных напитков в присутствии  родителей;

– свободное  посещение школы;

– неподготовка к занятиям;

– бесконтрольно  проводить свободное время.

 

2.2. Рекомендации социального педагога  семье

 

1. Необходимо  помнить, что каждый «проблемный» подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития.

2. Знать о  болезненных проявлениях чувств  в состоянии утомления или  при общем ослаблении организма.

3. Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи.

4. Социально-культурная  помощь.

Направления:

а) Организация  совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства).

Дети и  взрослые проводят свое свободное время  вместе. Родители лучше узнают своих  детей.

б) Организация  семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т.д.).

в) Организация  куров по ведению домашнего хозяйства  и семейного бюджета.

г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в алкогольной  семье:

– нравственное, физическое, эстетическое, половое  воспитание детей;

– трудовое воспитание в семье;

– проблемы организации  режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; д) Консультации по вопросам поддержания в семье  здорового образа жизни. Помощь в  организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи.

5. Программа работы социального педагога с алкогольной семьей.

Цель: определить основные направления работы с семьей алкоголиков и поддержание коррекции  благополучного климата в семье.

I. Диагностический  этап.

1. Определение  проблемы.

2. Анализ межличностных  отношений в семье.

3. Положение  детей в семье.

4. Отношения  семьи и общества

Социальный  педагог с помощью психологических  методов или других методик выявляет те неблагоприятные явления, которые  приводят к конфликту и возникновению  проблем.

II. Поддержание  благоприятного климата в семье, направленное на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса.

III. Составление  контракта (договора) между социальным  педагогом, оказывающим помощь, и  семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта необходимо определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательны и для него и для семьи и в течение которых предполагается помочь семье в выборе и осуществлении целей.

Составление контракта – это один из способов, который реализуется на практике.

IV. Патронаж  дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях, что  позволяет получить больше информации, чем при поверхностном знакомстве. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому необходимо информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж  может проводиться со следующими целями:

– диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение факторов риска (медицинские, социальные и бытовые), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

– контрольными: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем

(если контакт  с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций;

– адаптационно-реабилитационными: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

V. Наряду с  патронажем, занимающим важное место  в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи.

Социальный  педагог, работая с семьей алкоголиков, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение художественной аналогией, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена физическим содержанием и выполнять различные задачи -–образовательную, психологическую, психолого- педагогическую. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в устной форме.

Конечная  цель консультационной работы с помощью  социально организованного общения – актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к подростку.

VII. Наряду  с индивидуальными консультативными  беседами могут применяться групповые  методы работы с семьей, семья-тренинг.

Тренинги  представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой  работы, являются одним из самых  перспективных методов решения  проблем психолого-педагогического  образования родителей, эта проблема не утратила своей актуальности и  особенно остро стоит в отношении родителей тех подростков, которые имеют психические, физические и социальные отклонения от нормы.

 

Заключение

 

На  основе проведенного теоретического и практического  исследования, мы пришли к следующим  выводам:

Взаимоотношения  в семье могут носить разноплановый характер.

Личность  подростка  формируется .под влиянием типа родительских отношений: психическое  развитие ребенка определяется его  эмоциональным контактом и особенностями  сотрудничества с родителями.

Алкоголизм  является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический.

 Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему.

Проблеме  влияния алкоголизма родителей  на развитие детей посвящено достаточно литературы. Однако, большая часть источников посвящена изучению нарушения развития на уровне органов и систем организма ребенка, в том числе и интеллекта. А формирование личности, характера, эмоционально-волевой сферы ребенка изучено не так тщательно.

Негативное  влияние семьи алкоголиков оказывают  на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и к миру: дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Работа социального  педагога должна осуществляться по двум основным направлениям. Это работа с семьей и работа с самим подростком.

По мнению И.В. Дубровина, основной задачей социального  педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных  проблем в семье, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Для укрепления взаимоотношений в семье социальный педагог разрабатывает рекомендации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – С. 40.
  2. Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, 1988, 211 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред.  Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж, 1995, 276 с.
  4. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
  5. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 234.
  6. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 289.
  7. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992. –С. 272.
  8. Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996.
  9. Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М.: Тексты, 1989. – С. 386.
  10. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.
  11. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – С. 46.
  12. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. – С. 340.
  13. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. –М.: Педагогика, 1984.
  14. Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1986. – С. 198.
  15. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. –С. 238.
  16. Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М., 1987.
  17. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. – М.: Медицина, 1995, 89с.
  18. Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского наркотизма. – М.: Инка-Пресс, 2000.
  19. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  20. Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Сов. педагогика. – 1990. – № 5.
  21. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Просвещение, 1996.
  22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М., Просвещение: ВЛАДОС, 2000, 263 с.
  23. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с.8-11.
  24. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  25. Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999.
  26. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – С. 487.
  27. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С. 320.
  28. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С. 272.
  29. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – С.324.
  30. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М.:
  31. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176.
  32. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения. –М., 2003.
  33. Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. – М.: Знание, 1984.
  34. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.
  35. Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. –М.: Логос, 1997.
  36. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999.
  37. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. –М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999.
  38. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 96.
  39. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 1993, 197 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

Приложение 1

 

Опросник «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в  устной форме)

 

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов.

1. Мое желание выпить зависит  от настроения: а) редко б) иногда  в) всегда

2. Я избегаю пить спиртное, чтобы  не проболтаться: а) да б) нет в) свой вариант

3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному  не тянет: а) иногда б) всегда  в) свой вариант

4. Я люблю выпить в веселой  компании: а) да б) нет в) иногда

5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение: а) да б) нет в) свой вариант

6. Спиртное не вызывает у меня  веселого настроения а) да б)  нет в) не всегда

7. К спиртному я испытываю  отвращение: а) да б) нет в)  свой вариант

8. Спиртным я стараюсь заглушить  приступ плохого настроения, тоски или тревоги: а) да б) нет в) иногда

9. Я избегаю пить спиртное  из-за плохого самочувствия и  сильной головной боли впоследствии: а) да б) нет в) иногда

10. Я не пью спиртного, так  как это противоречит моим  принципам: а) да б) нет в)  свой вариант

11. Спиртные напитки меня пугают: а) да б) нет в) иногда

12. Выпив немного, я особенно  ярко воспринимаю окружающий  мир: а) да б) нет в) иногда

13. Я выпиваю со всеми, чтобы  не нарушить компанию: а) да  б) нет в) иногда

 

Приложение 2

 

Тест

«Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи»

 

Материал: перечень вопросов на листе бумаги.

Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14 вопросов.

 

  1. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания?
  2. Алкоголь для вас – средство занять свободное время?
  3. Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?
  4. Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?
  5. Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления алкоголя?
  6. Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?
  7. Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?
  8. Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?
  9. Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая.
  10. Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?
  11. Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе или на работе из-за употребления алкоголя?
  12. Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения?
  13. Забывали ли вы часть минувшего вечера после выписки?
  14. Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние?

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка