Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
– отмечается
затягивание праздничных
– подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки, и т.д.
Методы исследования.
1. Наблюдение за семьей и подростком.
2. Посещение семьи.
3. Беседа с родителями.
4. Беседа с педагогами.
5. Беседа с подростком.
По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют все (или почти все) вышеназванные критерии.
Таким образом, на данном этапе нами было установлено: одним из факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается:
– употребление спиртных напитков в присутствии родителей;
– свободное посещение школы;
– неподготовка к занятиям;
– бесконтрольно проводить свободное время.
1. Необходимо помнить, что каждый «проблемный» подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития.
2. Знать о
болезненных проявлениях
3. Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи.
4. Социально-культурная помощь.
Направления:
а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства).
Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей.
б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т.д.).
в) Организация куров по ведению домашнего хозяйства и семейного бюджета.
г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в алкогольной семье:
– нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
– трудовое воспитание в семье;
– проблемы организации
режима труда, учебы, отдыха и досуга
детей в семье; д) Консультации по
вопросам поддержания в семье
здорового образа жизни. Помощь в
организации обычаев и
5. Программа работы социального педагога с алкогольной семьей.
Цель: определить
основные направления работы с семьей
алкоголиков и поддержание
I. Диагностический этап.
1. Определение проблемы.
2. Анализ межличностных отношений в семье.
3. Положение детей в семье.
4. Отношения семьи и общества
Социальный
педагог с помощью
II. Поддержание благоприятного климата в семье, направленное на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса.
III. Составление
контракта (договора) между социальным
педагогом, оказывающим помощь, и
семьей или ее конкретным
Составление контракта – это один из способов, который реализуется на практике.
IV. Патронаж
дает возможность наблюдать
Патронаж может проводиться со следующими целями:
– диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение факторов риска (медицинские, социальные и бытовые), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
– контрольными: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем
(если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций;
– адаптационно-
V. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи.
Социальный педагог, работая с семьей алкоголиков, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение художественной аналогией, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена физическим содержанием и выполнять различные задачи -–образовательную, психологическую, психолого- педагогическую. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в устной форме.
Конечная
цель консультационной работы с помощью
социально организованного обще
VII. Наряду
с индивидуальными
Тренинги
представляют собой сочетание многих
приемов индивидуальной и групповой
работы, являются одним из самых
перспективных методов решения
проблем психолого-
На основе проведенного теоретического и практического исследования, мы пришли к следующим выводам:
Взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер.
Личность
подростка формируется .под влиянием
типа родительских отношений: психическое
развитие ребенка определяется его
эмоциональным контактом и
Алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический.
Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему.
Проблеме влияния алкоголизма родителей на развитие детей посвящено достаточно литературы. Однако, большая часть источников посвящена изучению нарушения развития на уровне органов и систем организма ребенка, в том числе и интеллекта. А формирование личности, характера, эмоционально-волевой сферы ребенка изучено не так тщательно.
Негативное влияние семьи алкоголиков оказывают на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и к миру: дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.
Работа социального педагога должна осуществляться по двум основным направлениям. Это работа с семьей и работа с самим подростком.
По мнению И.В. Дубровина, основной задачей социального педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем в семье, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Для укрепления взаимоотношений в семье социальный педагог разрабатывает рекомендации.
Приложение 1
Опросник «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в устной форме)
Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов.
1. Мое желание выпить зависит от настроения: а) редко б) иногда в) всегда
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться: а) да б) нет в) свой вариант
3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет: а) иногда б) всегда в) свой вариант
4. Я люблю выпить в веселой компании: а) да б) нет в) иногда
5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение: а) да б) нет в) свой вариант
6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения а) да б) нет в) не всегда
7. К спиртному я испытываю отвращение: а) да б) нет в) свой вариант
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги: а) да б) нет в) иногда
9. Я избегаю пить спиртное
из-за плохого самочувствия и
сильной головной боли
10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам: а) да б) нет в) свой вариант
11. Спиртные напитки меня пугают: а) да б) нет в) иногда
12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир: а) да б) нет в) иногда
13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию: а) да б) нет в) иногда
Приложение 2
Тест
«Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи»
Материал: перечень вопросов на листе бумаги.
Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14 вопросов.
Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка