Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Кур.раб.Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 3

 

Анкета

«Что значит алкоголь для подростка»

 

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов.

 

1. Фамилия, имя.

2. Класс.

3. Ходите ли вы на  дискотеку?

4. Спиртное – это…

5. Вы его употребляете:

а) да;

б) нет;

в) иногда

6. Во сколько лет  вы попробовали спиртные напитки?

7. Для чего вы их  употребляете:

а) поднять настроение;

б) таким образом утверждаю свое я;

в) потому что это делают все мои друзья.

8. Какие из спиртных  напитков вам больше нравятся?

а) пиво;

б) вино;

в) коктейль;

г) свой вариант.

9. Как вы выбираете  спиртные напитки? 

а) по градусам;

б) по вкусу;

в) мне все равно, что употреблять;

г) свой вариант.

10. Часто ли вы употребляете  спиртные напитки? 

а) да

б) нет 

в) иногда

г) свой вариант

11. Где это обычно  происходит?

а) дома

б) на дискотеке 

в) в кругу друзей

 г) свой вариант

12. У вас дома принято  употреблять спиртные напитки?

а) да

б) нет 

в) иногда

13. Как вы думаете,  в праздники обязательно употреблять  спиртные напитки?

а) да (почему?)

б) нет (почему?)

14. Как вы думаете,  что такое алкоголизм?

15. Ваше отношение к  нему?

а) положительное 

б) отрицательное 

в) безразличное

г) свой вариант

 

Приложение 4

 

Беседа с педагогами школы

 

Материал: перечень вопросов в устной форме.

Инструкция: педагогам предлагается ответить на ряд вопросов.

 

  1. Определенное время, проработав в школе, как вы думаете, какова степень влияния алкоголизма родителей на социализацию подростков?
  2. Встречались ли в вашей практике случаи негативного влияния на подростка?
  3. Есть ли на данный момент такие случаи?
  4. Как вы можете охарактеризовать личность таких подростков, их поведение?
  5. Каково ваше собственное отношение к таким подросткам?
  6. На ваш взгляд, в каком возрасте происходит знакомство с алкоголем?
  7. Не могли бы вы сейчас назвать причины, побуждающие к употреблению спиртных напитков?
  8. Какая из них является основной (занимает первое место)?
  9. Какую работу проводите вы по предупреждению алкоголизма среди детей и подростков?
  10. Имеет ли она результаты?

 

Приложение 5

 

Беседа с родителями

 

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: родителям предлагается ответить на 10 вопросов.

 

1. Как вы думаете, употребляет  ли ваш ребенок спиртные напитки?

2. С чем это связано?

3. На ваш взгляд, где он может  их употреблять?

4. Принято ли у вас в семье  употреблять спиртные напитки?

5. Проводите ли вы с подростком  беседу на тему «Алкоголизм»?

6. Сколько времени вы уделяете  своему ребенку?

7. На ваш взгляд, что больше  влияет на ребенка в подростковом  возрасте: семья или окружающая  его среда?

8. Все ли вы знаете о друзьях  вашего ребенка?

9. Какие отношения у вас в  семье?

10. Пользуетесь ли вы какой-нибудь  литературой по воспитанию своего  ребенка или используете только свой личный опыт?

 

Приложение 6

 

Карта семьи

Инструкция: заполняется социальным педагогом.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

2. Какое образовательное учреждение  посещает.

3. Возраст.

4. Домашний адрес (по прописке  и фактический).

5. Родители: мать: отец:

6. Возраст родителей.

7. Образование родителей.

8. Род занятий родителей и  их профессия.

9. Сколько лет существует семья.

10. Тип семьи (подробно охарактеризовать).

11. Состав семьи (перечислить  всех совместно проживающих и  указать степень родства).

12. Материальное положение семьи  (указать доход на каждого члена  семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.).

13. Жилищные условия:

– нормальные (благоустроенная квартира, дом);

– неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;

– подробно описать все особенности.

14. Отношения в семье.

15. Неблагополучие семьи (описать,  в чем оно проявляется).

16. Наследственные болезни.

17. Психолого-педагогическая культура: матери; отца:

18. Знание интересов детей.

19. Забота родителей о детях.

20. Суть конфликтов родителей  с детьми.

21. Анализ ситуации в семье.

22. Наличие помощи семье (кто  и какую помощь уже оказывал  семье, каковы ее результаты).

23. В каких видах помощи нуждается  семья.

24. Какие ведомства и учреждения  необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.

25. Какие проблемы существуют  у ребенка в образовательном  учреждении.

26. Какова помощь образовательного  учреждения ребенку.

27. Кто в данный момент оказывает  существенное влияние на формирование  ребенка в семье.

28. Какое влияние на поведение  ребенка оказывают друзья, окружение,  родственники и т.д.

29. Какие ошибки имеют место  в оказании помощи семье и  ребенку.

30. Что мешает родителям в  воспитании детей (недостаток  свободного времени, незнание  возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).

31. Какие недостатки присущи,  по мнению родителей, их детям  (равнодушие, эгоизм, потребительство,  нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).

32. Цели работы с семьей.

33. Основные направления работы  для составления программы.

 

Приложение 7

 

Беседа  с социальным педагогом, психологом, медицинским  работником

 

Материал: ряд вопросов.

Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы.

 

1. Сколько насчитывается в общем  подростков из семей алкоголиков?

2. Как семья влияет на социализацию  подростка?

3. Как подростки из этой семьи  относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?

4. Стоят ли подростки на медицинском учете?

5. Какая помощь оказывается семье  и подростку и т.д.

 

Приложение 8

 

Беседа с подростком

 

Материал: ряд вопросов.

Инструкция: подростку предлагается ответить на ряд вопросов.

 

1. Контролируют ли родители употребление  вами спиртных напитков?

2. Наказывают ли вас за употребление  спиртных напитков?

3. Употребляют ли ваши родители  спиртные напитки в вашем присутствии?

4. Как часто они это делают?

5. С чем связано употребление  ими спиртных напитков и т.д.

 


Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка