Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Приложение 3
Анкета
«Что значит алкоголь для подростка»
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов.
1. Фамилия, имя.
2. Класс.
3. Ходите ли вы на дискотеку?
4. Спиртное – это…
5. Вы его употребляете:
а) да;
б) нет;
в) иногда
6. Во сколько лет
вы попробовали спиртные
7. Для чего вы их употребляете:
а) поднять настроение;
б) таким образом утверждаю свое я;
в) потому что это делают все мои друзья.
8. Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?
а) пиво;
б) вино;
в) коктейль;
г) свой вариант.
9. Как вы выбираете спиртные напитки?
а) по градусам;
б) по вкусу;
в) мне все равно, что употреблять;
г) свой вариант.
10. Часто ли вы употребляете спиртные напитки?
а) да
б) нет
в) иногда
г) свой вариант
11. Где это обычно происходит?
а) дома
б) на дискотеке
в) в кругу друзей
г) свой вариант
12. У вас дома принято употреблять спиртные напитки?
а) да
б) нет
в) иногда
13. Как вы думаете,
в праздники обязательно
а) да (почему?)
б) нет (почему?)
14. Как вы думаете, что такое алкоголизм?
15. Ваше отношение к нему?
а) положительное
б) отрицательное
в) безразличное
г) свой вариант
Приложение 4
Беседа с педагогами школы
Материал: перечень вопросов в устной форме.
Инструкция: педагогам предлагается ответить на ряд вопросов.
Приложение 5
Беседа с родителями
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: родителям предлагается ответить на 10 вопросов.
1. Как вы думаете, употребляет ли ваш ребенок спиртные напитки?
2. С чем это связано?
3. На ваш взгляд, где он может их употреблять?
4. Принято ли у вас в семье употреблять спиртные напитки?
5. Проводите ли вы с подростком беседу на тему «Алкоголизм»?
6. Сколько времени вы уделяете своему ребенку?
7. На ваш взгляд, что больше
влияет на ребенка в
8. Все ли вы знаете о друзьях вашего ребенка?
9. Какие отношения у вас в семье?
10. Пользуетесь ли вы какой-
Приложение 6
Карта семьи
Инструкция: заполняется социальным педагогом.
1. Фамилия, имя, отчество
2. Какое образовательное
3. Возраст.
4. Домашний адрес (по прописке и фактический).
5. Родители: мать: отец:
6. Возраст родителей.
7. Образование родителей.
8. Род занятий родителей и их профессия.
9. Сколько лет существует семья.
10. Тип семьи (подробно
11. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).
12. Материальное положение семьи
(указать доход на каждого
13. Жилищные условия:
– нормальные (благоустроенная квартира, дом);
– неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;
– подробно описать все особенности.
14. Отношения в семье.
15. Неблагополучие семьи (описать,
16. Наследственные болезни.
17. Психолого-педагогическая
18. Знание интересов детей.
19. Забота родителей о детях.
20. Суть конфликтов родителей с детьми.
21. Анализ ситуации в семье.
22. Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).
23. В каких видах помощи
24. Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.
25. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.
26. Какова помощь
27. Кто в данный момент оказывает
существенное влияние на
28. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т.д.
29. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.
30. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).
31. Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).
32. Цели работы с семьей.
33. Основные направления работы для составления программы.
Приложение 7
Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником
Материал: ряд вопросов.
Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы.
1. Сколько насчитывается в общем
подростков из семей
2. Как семья влияет на
3. Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?
4. Стоят ли подростки на медицинском учете?
5. Какая помощь оказывается
Приложение 8
Беседа с подростком
Материал: ряд вопросов.
Инструкция: подростку предлагается ответить на ряд вопросов.
1. Контролируют ли родители
2. Наказывают ли вас за
3. Употребляют ли ваши родители
спиртные напитки в вашем
4. Как часто они это делают?
5. С чем связано употребление ими спиртных напитков и т.д.
Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка