Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть, в чем заключается работа социального работника с подростками, воспитывающимися в семьях алкоголиков. Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка. 2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам. 3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам. 4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 5
1.1. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков 5
1.2. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю 8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ИЗ
СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 23
2.1. Методика и виды работы социального педагога с подростками из семей
алкоголиков 23
2.2. Рекомендации социального педагога семье 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Кур.раб.Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Определяется  статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи. Дополнением «карты» является изучение воспитания подростка в семье:

- как и  сколько родители проводят времени  с подростком. Есть ли у них  общие дела, какова форма общения;

- проводят  ли они вместе свободное время;

- что читают;

- чем интересуется  подросток;

- с кем  дружит;

- какие отношения  в классе, школе и т.д.;

- каково здоровье  подростка;

- какие у  него проблемы [36].

Следует выяснить и то, что знают подростки о  своих родителях, их вкусах, интересах, друзьях и авторитете на работе, заботах, проблемах, здоровье.

Социальному педагогу важно учитывать все  взаимоотношения внутри семьи, отношения  взрослых между собой, между взрослыми  и подростками, родственниками и  неродственниками, которые живут  в семье.

В зависимости  от характера проблем социальный педагог оказывает семье образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

1. Образовательная  составляющая включает в себя  два направления деятельности  социального педагога: помощь в  обучении и воспитание. Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Деятельность  социального педагога предусматривает  проведение широкого просвещения родителей  по следующему кругу вопросов:

- педагогическая  и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

- роль родителей  в формировании у детей адекватного  поведения в отношении к сверстникам;

- значение  личного примера и авторитета  родителей к воспитанию будущих  детей;

- роль родителей  в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

- значение  личного примера и авторитета  родителей в воспитании детей,  атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

- взаимоотношения  различных поколений в семье,  методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

- воспитание  детей в семье с учетом пола  и возраста;

- социально-психологические  проблемы воспитания;

- сущность самовоспитания  и его организация, роль семьи  в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

- поощрение и наказание  в воспитании детей в семье;

- наиболее распространенные  ошибки родителей в воспитании  детей;

- организация режима  труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье [34].

Одним из методов социального педагога – консультирование, цель которого заключается в повышении педагогической культуры родителей. В ходе консультирования педагог стремится установить контакт со взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей и подростков.

Также социальный педагог  может оказывать индивидуальную помощь подростку, находящемуся в семье  алкоголиков. Суть индивидуального  подхода составляет гибкое использование  психологом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому подростку [27].

Помощь в воспитании проводится специальным педагогом, в первую очередь с родителями, путем их консультирования, а также  с подростками посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. При работе социальный педагог использует методы, которые делятся на две группы.

Первую группу методов  составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Вторую группу составляют методы педагогического  и психологического воздействия  педагога на личность подростка в  целях коррекции его сознания и поведения.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется  воспитательная функция, является сфера  родительского долга, любви и  интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на подростков. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и подростков в дружный коллектив на основе совместной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у подростков, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой работе до совместного семейного интереса.

2) Следующий вид помощи  – психологическая составляющая  социально- педагогической помощи – включает в себя два компонента: социально- психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса. Наиболее эффективной работа будет в том случае, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение подростка в семье, отношения семьи с обществом. Социальный педагог должен сделать так, чтобы взаимодействия были более конструктивными.

3) Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании [37].

Составление программы  с самим наркозависимым лицом, с  его семьей, с социальным окружением. Такая программа должна включать лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация алкоголиков имеет до настоящего времени невысокую эффективность и большой процент рецидивов, ибо пролеченный пациент возвращается в ту же среду, которая толкнула его к пьянству. Семья, привыкшая за долгие годы к существованию в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно толкает его к возобновлению пьянства. Личностных ресурсов слабого человека недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой  семьей включает в себя формирование мотивации клиента и его семьи  на безалкогольное существование и  построение иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы, организационные шаги по введению клиента в объединение лиц, ориентированных на безалкогольный образ жизни, или на создание такого объединения. В качестве одной из самых эффективных технологий по созданию благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, можно отметить движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные созависимые» и другие [37].

Таким образом, социальный педагог должен создать условия  для успешного решения проблем.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном  подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии, педагогики, этнографии, истории и философии, религии [39].

Работа социального  педагога с семьей алкоголиков очень  длительна и не всегда эффективна, т.к. проблема алкоголизма распространенна в нашей стране, а специалистов в этой области мало. Социальный педагог выполняет еще 2 роли: роль педагога и родителя для подростка. Ведь таким подросткам не хватает ласки, любви, заботы, и социальный педагог хотя бы частично должен заменить им родителей.

Чтобы подросток стал благополучным, благополучными должны быть его родители.

Социальный педагог  призван обеспечить социально-педагогическую защиту детей в семье и повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Его цель – наладить определенные пути взаимодействия между человеком (взрослым и детьми) и его семьей, с одной стороны, и обществом, социальным окружением, с другой [37].

В работе с подростками  внимание социального педагога направлено на повышение уровня их развития с  тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами не справиться, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения, поликлинику, микросоциум, средства массовой информации, трудовые коллективы и т.д. [20].

Социальный педагог  должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет  включить в социальное регулирование  подростков различные государственные  и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

В работе с подростком из семьи алкоголиков социальный педагог должен:

Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающегося.

Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.

Выявлять  интересы и потребности, трудности  и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

Выступать посредником  между личностью обучающегося и  учреждением, семьей, средой, специалистами  различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Определить  задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.

Организовать  различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.

Способствовать  установлению гуманных, нравственно  здоровых отношений в социальной среде.

Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.

Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами  социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.

Работа социального  педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам, ведь ему необходимо войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи. Для успешного выполнения своих функций социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая грамотность, без чего невозможны те конфедициальность, доверительность, которые лежат в основе его деятельности. Он должен быть убежден в приоритете личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если тот далек от идеала. Социальный педагог должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свою деятельность [10].

Исследовательским коллективом разработана памятка  для социальных педагогов, содержащая указания, как взаимодействовать  с семьей алкоголиков.

Приведем  некоторые выдержки из этой памятки.

Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья  по этому поводу, постарайтесь убедить  ее в том, что Ваши цели

– это прежде всего их цели.

Не давайте  окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие  к цели.

Социальный  педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений в действиях семьи.

Социальный  педагог обязан формировать в  себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.

Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать  родителей. Действуйте в логике системы  «перспективных линий» – от дальней  перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

Социальный  педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость  во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся  в качестве единственного основополагающего  принципа воспитания. Все хорошо в  свое время. надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией [20].

Подростки должны вовлекаться в организацию и  проведение различных мероприятий  спортивного, познавательного и  общественно-значимого характера.

Существует  система учреждений и организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении. Социальный педагог должен проводить профилактику – способствовать социальной адаптации семей посредством реализации возможных правовых или экономических мер (содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.).

Также социальный педагог должен сотрудничать с правоохранительными  органами в целях ужесточения контроля над распространением алкогольных напитков в данном районе, а также создания досуговых центров, подростковых клубов, отделов внешкольной работы. структурирующих свободное время подростков, проживающих в этом районе. Он проводит своевременное распознавание таких семей и проводит с ними необходимую социальную, психологическую работу, а в некоторых случаях добивается частичной или полной изоляции подростка от родителей, способствующих употреблению подростком алкогольных веществ. Нужно проводить деятельность, направленную не только на подростка, но и на его ближайшее окружение (семью, класс).

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка