Введение
В
условиях социально-экономических
преобразований решение проблемы
бедности населения становится
одной из основных задач укрепления
Российского государства. Социально-экономические
реформы привели к кардинальным
преобразованиям в социальной структуре
российского общества, глубокому падению
уровня жизни основной массы россиян.
Бедность
не позволяет перейти на рыночные
механизмы функционирования отраслей
социальной сферы, развитие платных
услуг, в том числе провести
пенсионную и жилищно-коммунальную
реформы, отказаться от ряда льгот для
работающих граждан и обеспечить эффективную
адресную социальную помощь нетрудоспособным
гражданам.
Именно
бедность определяет ограниченность
доступа значительной части населения
нашей страны к ресурсам развития:
высокооплачиваемой работе, качественным
услугам образования и здравоохранения,
возможности успешной социализации детей
и молодежи.
Низкий
уровень доходов значительной
части семей в сочетании с
чрезмерной поляризацией доходов
обусловливают социальный разлом общества,
вызывают социальную напряженность, препятствует
успешному развитию страны, определяют
демографический кризис и кризисные процессы
в семье и обществе.
Настоящая
работа посвящена анализу причин
бедности в России, ее социально-экономической
обусловленности и конкретным предложениям
по сокращению масштабов бедности.
В
связи с этим выбранная тема
работы является очень актуальной.
Целью
работы является изучение проблемы
бедности в контексте социально-экономических
процессов трансформирующейся России.
В
соответствии с поставленной
целью сформулированы следующие
задачи исследования:
1. Изучить
теоретико-методологические основы
социальной политики России в
области преодоления проблемы
бедности;
2. Охарактеризовать
социально-экономическую характеристику
деятельности субъектов управления в
области преодоления проблемы бедности;
3. Рассмотреть
проблемы, пути их решения и
перспективные направления в
сфере снижения уровня бедности.
Объектом
исследования являются социально-экономические
процессы в Российской Федерации.
Предметом
исследования выступают социально-экономические
процессы преодоления проблемы
бедности населения в Российской
Федерации.
Теоретической
базой исследования в данной
курсовой работе являются труды учёных-экономистов
и социологов в России, научная литература
по экономике, социологии, статьи из
научных журналов в области социальной
политики (преодоления бедности).
В
качестве информационной базы
выступают различные статистические
данные из научных журналов, информационных
порталов сети Интернет за 2005 – 2010 г.г.
При
написании работы использовались:
исторический метод исследования,
метод анализа документов, метод
сравнения.
1. Теоретико-методологические
основы
социальной политики
России
1. Проблема бедности в Российской
Федерации
С
начала 90-х годов ХХ века Россия
встала на путь радикальных
трансформаций. Сравнительно быстро
проявились новые, не имеющие
простых решений, проблемы. Речь
идет, в частности, о резко углубившемся
социально-экономическом неравенстве.
Неравномерное распределение богатства,
наблюдающееся в любом обществе, достигло
в реформируемой России больших размеров
и продолжает нарастать [9, с. 101]. Финансовый
кризис 2008 – 2009 г.г. обострил ситуацию,
что ведёт к увеличению числа бедных в
стране.
Бедность
– характеристика экономического
положения индивида или социальной группы,
при котором они не могут удовлетворить
определенный круг минимальных потребностей
необходимых для жизни, сохранения трудоспособности,
продолжения рода. Бедность является относительным
понятием и зависит от общего стандарта
уровня жизни в данном обществе [21].
Разрешение
такой острой социальной проблемы
как бедность - одно из направлений
деятельности Российского государства,
которое связано с поддержкой на уровне
хотя бы прожиточного минимума тех, кто
не смог обеспечить себе лучшую жизнь,
а также сокращением (экономическими методами)
числа лиц, живущих за чертой бедности.
Для отнесения определенных категорий
населения к числу имеющих право на получение
социальной помощи используются показатели,
определяющие уровень (порог) бедности.
Сама бедность в социальной практике измеряется
с помощью прожиточного минимума – стоимостной
оценки потребительской корзины, а также
обязательных платежей и сборов [3]. Он
выражается в двух видах: социальный и
физиологический минимум. Социальный
минимум помимо минимальных норм удовлетворения
физических потребностей включает затраты
на минимальные духовные и социальные
запросы. Он представляет собой совокупность
товаров и услуг, выраженных в стоимостной
форме и предназначенных для удовлетворения
потребностей, которые общество признает
необходимыми для сохранения приемлемого
уровня жизни; при этом предполагается,
что бедные имеют нормальные жилищные
условия. Физиологический минимум рассчитан
на удовлетворение только главных физиологических
потребностей и оплату основных услуг,
причем в течение относительно короткого
периода (без приобретения одежды, обуви
и других непродовольственных товаров)
[7, с. 327].
Сравнительный
анализ бедности в странах
стимулировал возникновение концепции
двойной бедности, согласно которой
существует абсолютная бедность,
относительная [7, с. 329] и субъективная.
Под абсолютной бедностью понимается
такое состояние, при котором индивид
на свой доход не способен удовлетворить
даже основные потребности в пище, жилище,
одежде, тепле, либо способен удовлетворить
только минимальные потребности, обеспечивающие
биологическую выживаемость. Численным
критерием выступает порог бедности (прожиточный
минимум). Под относительной бедностью
понимается невозможность поддерживать
уровень приличествующей жизни, или некоторый
стандарт жизни, принятый в данном обществе.
Относительная бедность показывает то,
насколько вы бедны в сравнении с другими
людьми. Субъективная бедность определяется
на основе собственных оценок населением
своего материального положения, возможностей
сводить концы с концами, платить за жилье,
лекарства, образование и т.п.
Бедность
подразумевает обоснование минимальной
корзины питания и минимального уровня
жизни, ниже которых не должен опускаться
никто. Бедность - это не только минимальный
доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся
из поколения в поколение нормы поведения.
Поэтому социологи говорят о бедности
как об особой субкультуре. Если неравенство
характеризует общество в целом, то бедность
касается только части населения.
На
современном этапе в российской
практике используют несколько
методов измерения бедности: нормативный,
статистический, стратификационный, эвристический,
экономический и другие [11, с. 178]. Ряд исследователей
используют сочетание нескольких методов
измерения. Наиболее распространены статистический
и нормативный. При нормативном методе
определяются научно-обоснованные нормы
минимального потребления — что необходимо
человеку из продуктов питания, одежды,
предметов культурно-бытового назначения,
коммунальных услуг. Статистический метод
рассматривает в качестве бедных либо
первые 10-15% шкалы распределения населения
по получаемым доходам, либо тех, кто имеет
доходы ниже средних. В рамках стратификационного
метода бедными считаются люди, которые
не могут обеспечить себя сами (инвалиды,
неполные семьи, дети без родителей, иммигранты
и т.д.). Эвристический метод основывается
на общественном мнении или на мнении
самого респондента. В контексте экономического
(или качественного) метода исходят из
возможности государства материально
поддерживать определенную категорию
бедных.
К
бедным в России официально
относятся все, кто имеют доходы ниже
«черты бедности», то есть ниже прожиточного
минимума, соответствующего стоимости
минимальной «потребительской корзины».
Бедность
характеризуется следующими показателями
(прил. 1) [21]:
• коэффициент
бедности и уровень бедности;
• индекс
глубины бедности;
• индекс
остроты бедности.
Профиль
бедности связан со статусом
занятий населения. Больше всего
бедных среди лиц престарелого
возраста, нетрудоспособных и больных,
женщин и детей [8, с. 201].
Увеличение
доли бедных в России в конце XX – начале
XXI века связано с кризисным спадом производства,
резким снижением трудовых доходов и возникновением
массовой безработицы на фоне радикальных
экономических реформ и явной неэффективности
системы социальной защиты населения.
На современном этапе бедность, прежде
всего, обусловлена низкими доходами населения,
особенно в сельской местности и малых
городах, а также финансовый кризис 2008
– 2009 г.г. Более всего страдают многодетные
и неполные семьи.
Высокий
уровень абсолютной бедности в нашей стране
сочетается с усиливающейся дифференциацией
в распределении денежных доходов и имущества
(необычайно быстро формируется слой богатых
и очень богатых людей). Бедность всегда
ассоциируется с плохим качеством жизни
из-за низких денежных доходов или недостаточной
имущественной, прежде всего жилищной,
обеспеченности людей. Причинами же низкого
уровня доходов очень часто являются плохое
здоровье, недостаточное образование
и, соответственно, слабая конкуренция
на рынке труда.
Нередко
крайне малые доходы человека с высоким
уровнем развития являются показателем
низкого качества среды, в которой он оказывается,
её неспособности поддержать талантливых
интеллигентных людей. В таких условиях
даже высокоразвитые личности и крепкие
семьи, прежде имевшие неплохие доходы,
могут на протяжении длительного времени
испытывать материальные лишения, то есть
качество их жизни резко падает. В нашей
стране в подобном положении оказались
миллионы людей, особенно на начальном
этапе рыночных преобразований.
Бедность,
как и богатство, обусловлена
и личностными особенностями,
и факторами, определяемыми средой
жизнедеятельности. В начале 90-х
годов, когда формировался слой
«новых русских», к вхождению
в их контингент были «допущены»
люди с далеко не самыми высокими
социальными и духовными качествами. Их
предприимчивость во многом базировалась
на полезной информации, которой не владело
остальное население. Многие из них получили
возможность распоряжаться природными
ресурсами и предприятиями в результате,
по существу, теневого передела собственности.
Однако, очевидно, не все из этой когорты
выдержат испытание жизнью. По-видимому,
пользу себе и стране принесут другие
предприниматели - те, которые идут к состоянию
и богатству, опираясь на собственный
потенциал и руководствуясь высокими
устремлениями. В большой степени именно
с ними связываются надежды, в том числе
и на преодоление бедности.
Бедность
является одной из самых острых
социально-экономических проблем
в России. Для её преодоления
не хватит одного лишь вмешательства
государства. Необходимо, чтобы все слои
общества осознали данный факт и приняли
участие в его искоренении.
2. Стратегия государственной социальной
политики
на современном
этапе
В
условиях активной трансформации
социально-экономической системы страны
произошла резкая смена стратегии социальной
политики. Однако при выборе стратегии
социального развития страны не был учтен
мировой опыт, что и привело в конечном
счете к неустойчивому развитию социальной
сферы.
В различных
странах по-разному строят модели развития
социальной сферы.
Либеральная
модель предоставляет каждому
гражданину большую свободу в
решении индивидуальных социальных
проблем, подразумевая, что люди
сами могут мобилизовать свои
собственные силы, не полагаясь на помощь
государства [15]. Эта модель ориентируется
на стратегию ответственности семьи. При
функционировании этой модели в обществе
государство снимает с себя основные вопросы
социального воспроизводства. Однако
необходимо иметь ввиду, что такая модель
может реализоваться сама по себе лишь
при наличии достаточно сильно развитого
экономического и правового пространства.
Патерналистская,
наоборот, почти полностью снимает
с людей заботу о решении
собственных социальных проблем
[15]. Она основана на стратегии ответственности
и отеческой заботы государства и основана
на доминирующей её роли в удовлетворении
практически всего круга потребностей
и интересов людей. Эта уравнительная
модель во многом лишает граждан стимула
к самореализации. В то же время негативный
опыт перехода к рынку показал, что не
следует идти по пути тотальной приватизации,
полного отказа от государственного регулирования.
Сегодня
применительно к нашей стране
в чистом виде не может быть
применена также ни одна из
моделей социальной политики, применяемой
за рубежом. На современном этапе развития
России социальная политика представляет
что-то среднее между этими моделями, а
социальная политика должна быть ориентирована
на стратегию равной ответственности
государства и самих граждан. На практике
сложилась ситуация, когда патерналистская
модель социальной политики резко заменена
либеральной.
В
связи с этим российское общество
переживает продолжительный процесс
социальных трансформаций, который
сопровождается обострением накопивших
социальных проблем, а также появлением
новых. Органы власти вынуждены искать
более эффективную модель реформирования
системы государственного управления.