Проблема
преодоления проблемы бедности
также состоит в том, что
слагаемые официального прожиточного
минимума призваны обеспечить лишь некую
абстрактную "пищевую" выживаемость.
К примеру, важный в данном рассмотрении
минимум жилищной обеспеченности в России
не учитывается при расчёте бедности.
Поэтому Россия не спешит с ратификацией
Европейской социальной хартии 1996 года,
содержащей полный перечень социальных
прав и провозгласившей благополучие
граждан главной задачей государства.
Ратификация этой хартии выявила бы подлинные
масштабы бедности населения, ужесточив
требования к Правительству РФ и региональным
властям. В России на данный момент существует
множество семей, имеющих доход, который
по официальным Европейским мерам позволяет
не заносить их в бедные, хотя при этом
они живут в неудовлетворительных бытовых
условиях. Если считать по европейской
методе, бедных наберется не менее 40 % населения,
то есть порядка 60 млн. человек. И примерно
столько же составляет неустойчивый "маргинальный"
слой населения [17].
Финансовый
кризис и сопутствующие ему
увольнения ещё более обострили
ситуацию с бедностью. Эксперты ждут роста
бедности до 2011 года включительно во многом
за счет среднего класса, который сократится
на 6,2 млн. человек [17].
При
множестве попыток решить отдельные
вопросы социальной защиты, в
современной России нет ни обоснованной
концепции бедности, ни специализированного
органа по её искоренению.
Традиционная
для России социальная модель,
пытающаяся обеспечить малоимущих
товарами и услугами первой
необходимости по низким ценам,
способствует воспроизводству бедности.
Производители не получают доходов, достаточных
для развития и даже для достойной заработной
платы, а соответствующие им внутренние
рынки с низким платежеспособным спросом
становятся неконкурентоспособными и
разрушаются.
Среди
независимых экспертов немало сторонников
перераспределения активов неэффективных
собственников. При этом крупные собственники
понимают моральную уязвимость своих
капиталов массово "уводят" их из
страны, обостряя проблему бедности [17].
Для
реабилитации капиталов и во избежание
радикализации общества необходим цивилизованный
передел доходов (но не собственности,
что гораздо сложнее и опаснее) в пользу
работников. При отсутствии обоснованной
шкалы доходов даже возобновление экономического
роста не искоренит бедность. Если это
удастся сделать и в России, вместо сверхвысоких
доходов нескольких процентов россиян
страна получит массовый внутренний спрос
– гарант развития реальной экономики.
При этом важным коллективным инвестором
(через акции, фонды и паевые инвестиционные
фонды) станет сам народ, получающий сбалансированную
долю ВВП в виде оплаты труда.
На
пути разрешения проблемы бедности
существует множество барьеров (административных,
экономических). Для их преодоления
сил одной лишь государственной
власти недостаточно – необходима интеграция
государства, бизнеса и общества.
2. Перспективные направления в
сфере снижения уровня бедности
населения
Растущее
обнищание трудоспособного населения
угрожает стабильности страны
и требует новых решений в рамках
Национального плана по борьбе с бедностью.
С таким призывом выступили экономисты
НИИ труда и социального страхования,
который входит в структуру Минздравсоцразвития.
Эксперты
считают, что для сокращения
бедности необходим радикальный
пересмотр налоговой системы и всех перераспределительных
функций государства.
«Национальный
план борьбы с бедностью в
РФ на период 2010–2012 гг.», подготовленный
заместителем гендиректора института
Александром Разумовым – это,
по сути, первая полноценная попытка
заняться преодолением роста бедности
в масштабах всей страны [18]. До этого планы
борьбы с бедностью разрабатывались и
реализовались только в некоторых регионах
– в Приморском крае, Северной Осетии
и др., но на федеральном уровне аналогичные
программы пока не реализовывались.
Корневые
причины российской бедности
и низкого уровня жизни населения
экономисты видят прежде всего
«в вялой адаптации национальной
экономики к процессам глобализации,
неконкурентоспособности ряда отраслей
и производств, низкой производительности
труда и слабой его организации, существовании
значительного количества рабочих мест
с низкой заработной платой, не обеспечивающей
прожиточный минимум».
Причины
такого положения очевидны: низкий
уровень зарплат, задержки с
их выплатой, безработица, неполная занятость,
вынужденные административные отпуска
без предоставления денежной компенсации.
Проект
Национального плана включает
в себя 40 пунктов. Среди них
– разработка и реализация
мер в области содействия занятости
населения, сокращения числа низкооплачиваемых
и маргинальных рабочих мест, снижения
уровня общей и регистрируемой безработицы,
разработка и реализация мероприятий
по стимулированию развития малого и среднего
бизнеса, развитие временной занятости
и общественных работ. Кроме того, предлагается
расширение программ обучения, подготовки
и переподготовки кадров, обеспечение
соответствия минимального размера оплаты
труда величине прожиточного минимума,
совершенствование оплаты труда бюджетников
на основе внедрения отраслевых систем
оплаты труда и индексации, разработка
мер по ликвидации бездомности и беспризорности.
Предлагается также изменить законы «О
прожиточном минимуме» и «О потребительской
корзине». Впрочем, пока каждый пункт выглядит
как призыв к улучшению, но не содержит
никаких конкретных указаний на то, как
достичь желаемого.
По
мнению независимых экспертов,
некоторые предложенные меры
действительно разумны и необходимы.
Как считает заместитель директора
Независимого института социальной
политики (НИСП) Лилия Овчарова, преодолеть
рост бедности в России можно только при
диверсифицированной экономике: «Главная
стратегия борьбы с ней – сокращение низкооплачиваемых
и создание более эффективных рабочих
мест» [18]. Но в то же время, отмечает Овчарова,
если бы у нас на самом деле хотели ликвидировать
бедность, то этим бы активно занялись
раньше – в период экономического роста,
когда можно было ставить вопрос о повышении
производительности труда, ликвидации
низкооплачиваемых рабочих мест и переоборудовании
оставшихся. Все правительственные меры
последних десяти лет по социальной поддержке
граждан, находящихся за чертой бедности,
своих плодов не дали, «они снижали, может
быть, глубину бедности, но не ликвидировали
бедность как таковую», считает Овчарова.
Надежды
экономистов из НИИ труда на малый и средний
бизнес, по мнению Овчаровой, необоснованны.
«В стране нет необходимой для предпринимательского
бизнеса инфраструктуры, до сих пор не
убран основной барьер для развития бизнеса
– отсутствие кредитования, страхования,
предоставления бизнес-площадей, – отмечает
аналитик. – Пока что малый и средний бизнес
функционирует в режиме выживания и скорее
порождает, а не сокращает бедность. Чтобы
бизнес начал генерировать новые рабочие
места, нужно вложить в него очень большие
деньги».
Многие
эксперты видят главную причину
российской бедности в неправильном
подходе к распределительной
функции государства и в несовершенной
налоговой системе. Именно с
радикальным изменением в этих
сферах и связывает сокращение
уровня бедности директор Института социально-экономических
проблем народонаселения Алексей Шевяков.
Все остальные меры – будь то повышение
социальных выплат, интеграция бедных
в программы занятости и т.п. – он считает
малоэффективными.
И,
конечно, основной и главный способ
борьбы с бедностью – это повышение оплаты
труда, особенно в бюджетной сфере – здравоохранение,
образование, а также и самого прожиточного
минимума. Существующая минимальная зарплата
не предполагает наличие в семье ребенка,
она соответствует прожиточному минимуму
только одного работника без иждивенцев.
Также
одним из важных перспективных
направлений можно считать предложение
партии «Справедливая Россия»
ратифицировать 1-ю Европейскую социальную
хартию от 3 мая 1996 года, содержащую
наиболее полный перечень социальных
прав, провозглашающую улучшение уровня
жизни и социальное благополучие граждан
главной задачей современных государств.
Это
позволит рассчитывать минимальный
прожиточный минимум не только
по потребительской корзине, но
и с учётом жилищного критерия и других
немаловажных факторов.
Таким
образом, следует отметить, что
перспективные направления деятельности
по преодолению проблемы бедности
есть. Главная задача государства
– ими воспользоваться. В этом
случае можно предположить, что темпы
снижения уровня бедности увеличатся
вместе с темпами улучшения уровня жизни
населения.
Заключение
Бедность
значительной части населения
на протяжении ряда лет продолжает
оставаться одной из главных
социальных угроз успешного развития
общества. Экономические реформы, происходящие
в нашей стране в течение последних лет,
серьезно изменили социальную структуру
общества. Произошло стремительное социальное
расслоение, появились слои очень богатых
и крайне бедных граждан. Подавляющее
большинство людей лишились социальной
защиты государства, и оказались перед
необходимостью приспосабливаться к жизни
в условиях рыночной нестабильности. В
этих условиях появление большого количества
бедных людей оказалось неизбежным. Анализ
изменений в уровне жизни населения России
в последние годы показал, что сохранение
низкого жизненного уровня большинства
населения блокирует ее экономическое
развитие, усугубляет ее социально-политическую
нестабильность. Все большее число граждан,
общественно-политических сил выступают
за смену курса социально-экономических
преобразований в стране.
На
современном этапе развития России
социальная политика представляет
что-то среднее между патерналистской
и либеральной моделями. Для искоренения
проблемы бедности в социально-экономически
трансформирующейся России государством
разрабатываются различные стратегии
развития (Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года).
Также
совершенствуется нормативно-правовая
база. Правовая система социальной защиты
реформируется. Реформа направлена на
приближение России к международным стандартам
в социальной сфере, на повышение эффективности
и результативности самой защиты, а также
на обеспечение финансовой основы для
государственной социальной поддержки.
По
данным Федеральной службы государственной
статистики количество бедных
людей в России снижается, растёт
размер минимального прожиточного
минимума. Но темпы этих преобразований
очень медленные, а иногда и
незаметные. Около 40% населения страны
(ВЦИОМ) считают себя бедными. Но следует
отметить, что преодоление бедности носит
всё-таки положительный характер: в период
финансового кризиса 2008 – 2009 г.г. численность
бедных не только не увеличилась, но и
сократилась (Росстат).
Деятельность
по преодолению бедности населения
ведётся различными законодательными,
и исполнительными органами власти,
а также другими организациями
и учреждениями. Недостаток же
управленческих структур заключается
в том, что в России на
современном этапе не существует отдельного
органа, который бы занимался вопросами
преодоления проблемы бедности населения.
Субъектами
управления России для искоренения
бедности населения проводятся
мероприятия различной направленности:
увеличивается размер прожиточного
минимума, производится адресная помощь
малоимущим, создаются рабочие места,
разрабатываются программы социально-экономического
развития. Существует и ряд проблем, которые
тормозят деятельность по преодолению
бедности (в том числе нечёткое разграничение
полномочий между субъектами управления
разных уровней (федеральных и региональных)).
Перспективы
преодоления проблемы бедности
во многом зависят от успешной
адаптации населения, формирования
продуктивных моделей социально-экономического
поведения, адекватных сложившейся хозяйственной
ситуации. Очевидно, что для оживления
экономики необходимо формирование платежеспособного
спроса через увеличение части доходов
населения в общей сумме доходов общества
– ВВП. В основном, для реанимации внутреннего
рынка и поддержки отечественного производителя
стратегически важно повышать доходы
наиболее бедной части населения. Увеличение
зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных
выплат, является необходимым для подъема
экономики.