Проблема бедности в контексте социально-экономических процессов трансформирующейся России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблемы бедности в контексте социально-экономических процессов трансформирующейся России.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы социальной политики России в области преодоления проблемы бедности;
2. Охарактеризовать социально-экономическую характеристику деятельности субъектов управления в области преодоления проблемы бедности;

Файлы: 1 файл

проблема бедности курсовая исэпп.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

      К  ведению Департамента заработной  платы, охраны труда и социального  партнерства относится вопросы:

    • оплаты  труда;

    • условий  и охраны труда;

    • социального  партнерства;

    • трудовых  отношений.

      К  ведению Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы, в частности, относится вопросы политики доходов и уровня жизни населения.

      Также  к органам государственной власти, имеющим отношение к вопросам  преодоления бедности, относятся: Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

      На  региональном и местном уровнях  вопросами преодоления бедности  занимаются различные департаменты  и управления социальной защиты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

      Финансовым  обеспечением мероприятий по  государственной социальной помощи  занимаются органы Министерства  финансов России (бюджеты федеральный  и местные) и внебюджетные фонды социального страхования.

      Пенсионный  фонд Российской Федерации осуществляет  ряд социально значимых функций,  в том числе:

    • учет  страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному  страхованию;

    • назначение  и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

    • назначение  и реализация социальных выплат  отдельным категориям граждан:  ветеранам, инвалидам, инвалидам  вследствие военной травмы, Героям  Советского Союза, Героям Российской  Федерации и т.д.

    • выдачу  сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    • реализацию  Программы государственного софинансирования  пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили  свыше 1 500 000 россиян.

      Также  на территории России действует  Фонд Социального Страхования, основными задачами являются:

    • обеспечение  гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности, при рождении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

    • участие  в разработке и реализации  государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

    • разработка  совместно с Министерством здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации и Министерством финансов  Российской Федерации предложений  о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

      Таким  образом, следует сказать о  том, что деятельность по преодолению  бедности населения ведётся и  законодательными, и исполнительными  органами власти, а также другими  учреждениями. Но недостаток заключается в том, что в России на данный момент не существует отдельного органа, который бы занимался вопросами преодоления проблемы бедности населения. 

          3. Основные направления деятельности  по преодолению

проблемы бедности

      Для  преодоления экономической бедности органами государственной и муниципальной власти принимаются меры общеэкономического характера: содействие занятости, повышение оплаты труда, совершенствование налоговой политики, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов и многие другие.

      Что  же касается мер по борьбе  с социальной бедностью, то  они заключаются непосредственно  в области перераспределения  доходов в рамках социальной  защиты населения.

      В  соответствии с законодательством  Российской Федерации в регионах принимаются законы и другие нормативные правовые акты по вопросам борьбы с бедностью и адресной социальной помощи. В Белгородской области разработана и принята программа «Улучшение качества жизни Белгородской области». В Санкт-Петербурге, Москве, Самарской области утверждены целевые ориентиры и пороговые значения показателей жизнедеятельности этих регионов.

      На  практике на местах используются  несколько методик предоставления  социальной помощи нуждающимся,  апробированных в регионах. Применение этих методик позволяет сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически несамостоятельных домохозяйств

      Методика  регионального регулирования минимальных  душевых доходов (апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика – наиболее полный учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.

      Косвенные  методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской области). Положительная сторона - оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.

      Сочетание  категорийного подхода и расчетного  дохода (апробирована в Воронежской  области). В числе основных условий  предоставления помощи – наличие  в семье социально-уязвимых категорий  граждан (выделено 13 таких групп).

      Возможно  использование в рамках действующего  законодательства и других методик  определения нуждаемости.

      При  всем различии форм организации  адресной социальной помощи в  регионах страны, существует общий  подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.

      К  основным подходам по совершенствованию  (упорядочению) предоставления мер  социальной защиты населения,  в том числе при оплате жилья  и коммунальных услуг, можно  отнести:

         • усиление адресности социальной  поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);

         • повышение защиты социально  уязвимых домохозяйств, которые  не имеют возможностей для  самостоятельного решения социальных  проблем и нуждаются в государственной  поддержке (учёт доходов при  предоставлении мер социальной защиты);

         • перевод в денежную форму  натуральных льгот (для военнослужащих  и сотрудников правоохранительных  органов – отмена льгот с  одновременным увеличением их  денежного довольствия);

         • приведение социальных обязательств  государства в соответствие с его ресурсами;

         • сокращение бюджетных субсидий  производителям товаров и услуг;

         • упразднение социально неоправданных  льгот.

      В  настоящее время реальным инструментом  социальной политики является  прожиточный минимум. Приближение минимальных социальных гарантий к величине прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

      В  этой связи особую важность  приобретает работа по актуализации  потребительской корзины, необходимой для установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

      Актуализация  потребительской корзины обусловлена  фактическими изменениями в потреблении  малоимущего населения, связанными  с расширением платности в  отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на транспорте.

      Правовые  и организационные основы оказания  государственной социальной помощи  малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральными законами "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и "О государственной социальной помощи".

      Малоимущие  семьи и малоимущие одиноко  проживающие граждане, которые по  независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную социальную помощь.

      В  соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" принят Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44–ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" [2]. В целях реализации части третьей статьи 5 данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

      В  регионах приняты и принимаются  законы и иные нормативно-правовые  акты по вопросам оказания  государственной социальной помощи  в соответствии с федеральным  законодательством с учетом своих финансово–экономических возможностей. Наряду с денежными выплатами, активно используются натуральные формы помощи (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, предоставление услуг и др.).

      Одной  из основных проблем реализации  Федерального закона "О государственной социальной помощи" является недостаток средств в бюджетах Российской Федерации и местных бюджетах. Поэтому такая помощь не может быть оказана всем малоимущим гражданам, с тем, чтобы обеспечить доведение их доходов до величины прожиточного минимума.

      Сдерживающими  факторами являются также отсутствие  четкого распределения полномочий  между органами власти на федеральном,  региональном и местном уровнях  в вопросах оказания социальной  помощи, а также сохранение действующей  системы многочисленных льгот различным категориям населения, предоставляемых без учета нуждаемости. Работа по этим направлениям будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в соответствии с программными документами Правительства Российской Федерации.

      Таким  образом, деятельность органов  управления (государственной, региональной  и местной власти) по преодолению  проблемы бедности имеет ряд  недостатков, который заключаются  в нечётком разграничении области  полномочий между ведомствами  разных уровней, сохраняющемся высоком уровне бедного населения в стране  и т.д. Но есть и положительные моменты их работы: разработка различных стратегий социального развития, сокращающееся количество бедных в стране (хоть и незначительное). 

           3.   Проблемы и пути преодоления бедности в России

           1. Проблемы снижения уровня бедности

      Рост  доходов, а значит, и снижение  бедности государством в настоящее  время связываются с национальными  программами. Однако их реализация  является лишь продолжением текущей политики перераспределения средств, идущей не от потребностей населения, а от возможностей бюджета. При этом сами «возможности» имеют конъюнктурный характер. В целом бюджет формируется «сверху», что не позволяет вести устойчивую социальную политику. Региональные и местные бюджеты дефицитны [17]. Федеральные средства в рамках национальных программ также ограничены и являются дополняющим, корректирующим элементом к отдельным направлениям финансирования. При этом сложно установить, насколько, кем и почему в ограниченном объеме удовлетворяются общественные потребности населения. Также сложно говорить о целевом характере управления, когда не удовлетворены элементарные потребности населения. Такой характер финансирования делает национальные программы популистским механизмом. Необходим переход на восходящий принцип формирования бюджета с введением минимальных социальных стандартов, выполнение которых могло бы не только поднять качество жизни, снизить процент бедного населения, но и значительно повысить эффективность управления.

      Сдерживающим  фактором для введения социальной  помощи малоимущим также является  отсутствие чёткого разграничения  предметов ведения и полномочий  между федеральными органами  государственной власти, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.

Информация о работе Проблема бедности в контексте социально-экономических процессов трансформирующейся России