К
ведению Департамента заработной
платы, охраны труда и социального
партнерства относится вопросы:
• оплаты
труда;
• условий
и охраны труда;
• социального
партнерства;
• трудовых
отношений.
К
ведению Департамента анализа и прогноза
развития здравоохранения и социально-трудовой
сферы, в частности, относится вопросы
политики доходов и уровня жизни населения.
Также
к органам государственной власти,
имеющим отношение к вопросам
преодоления бедности, относятся: Федеральная
служба по труду и занятости, Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития.
На
региональном и местном уровнях
вопросами преодоления бедности
занимаются различные департаменты
и управления социальной защиты
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
Финансовым
обеспечением мероприятий по
государственной социальной помощи
занимаются органы Министерства
финансов России (бюджеты федеральный
и местные) и внебюджетные фонды
социального страхования.
Пенсионный
фонд Российской Федерации осуществляет
ряд социально значимых функций,
в том числе:
• учет
страховых средств, поступающих
по обязательному пенсионному
страхованию;
• назначение
и выплата пенсий. Среди них трудовые
пенсии (по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца), пенсии по
государственному пенсионному обеспечению,
пенсии военнослужащих и их семей, социальные
пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств
Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских
пенсионеров;
• назначение
и реализация социальных выплат
отдельным категориям граждан:
ветеранам, инвалидам, инвалидам
вследствие военной травмы, Героям
Советского Союза, Героям Российской
Федерации и т.д.
• выдачу
сертификатов на получение материнского
(семейного) капитала;
• реализацию
Программы государственного софинансирования
пенсии. По состоянию на август
2009 года в Программу вступили
свыше 1 500 000 россиян.
Также
на территории России действует
Фонд Социального Страхования, основными
задачами являются:
• обеспечение
гарантированных государством пособий
по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, женщинам,
вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении
ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора
лет, а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное
обслуживание работников и их детей;
• участие
в разработке и реализации
государственных программ охраны
здоровья работников, мер по совершенствованию
социального страхования;
• разработка
совместно с Министерством здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации и Министерством финансов
Российской Федерации предложений
о размерах тарифа страховых взносов
на государственное социальное страхование;
Таким
образом, следует сказать о
том, что деятельность по преодолению
бедности населения ведётся и
законодательными, и исполнительными
органами власти, а также другими
учреждениями. Но недостаток заключается
в том, что в России на данный момент не
существует отдельного органа, который
бы занимался вопросами преодоления проблемы
бедности населения.
3. Основные направления деятельности
по преодолению
проблемы бедности
Для
преодоления экономической бедности органами
государственной и муниципальной власти
принимаются меры общеэкономического
характера: содействие занятости, повышение
оплаты труда, совершенствование налоговой
политики, выравнивание уровня социально-экономического
развития регионов и многие другие.
Что
же касается мер по борьбе
с социальной бедностью, то
они заключаются непосредственно
в области перераспределения
доходов в рамках социальной
защиты населения.
В
соответствии с законодательством
Российской Федерации в регионах принимаются
законы и другие нормативные правовые
акты по вопросам борьбы с бедностью и
адресной социальной помощи. В Белгородской
области разработана и принята программа
«Улучшение качества жизни Белгородской
области». В Санкт-Петербурге, Москве,
Самарской области утверждены целевые
ориентиры и пороговые значения показателей
жизнедеятельности этих регионов.
На
практике на местах используются
несколько методик предоставления
социальной помощи нуждающимся,
апробированных в регионах. Применение
этих методик позволяет сконцентрировать
средства на защите наиболее социально
уязвимых групп населения, материальной
поддержке экономически несамостоятельных
домохозяйств
Методика
регионального регулирования минимальных
душевых доходов (апробирована в
Республике Коми). Она предусматривает
установление гарантируемого душевого
дохода. Главная характеристика – наиболее
полный учет дохода, включая, помимо денежных
и натуральных его форм, также и экономический
потенциал семьи.
Косвенные
методы оценки нуждаемости (апробированы
в Волгоградской области). Положительная
сторона - оценка реального потребления
по показателю потенциальных потребительских
расходов. При этом учитываются демографическая
структура семьи, место проживания семьи,
жилищные условия, денежные и имущественные
активы семьи.
Сочетание
категорийного подхода и расчетного
дохода (апробирована в Воронежской
области). В числе основных условий
предоставления помощи – наличие
в семье социально-уязвимых категорий
граждан (выделено 13 таких групп).
Возможно
использование в рамках действующего
законодательства и других методик
определения нуждаемости.
При
всем различии форм организации
адресной социальной помощи в
регионах страны, существует общий
подход к решению таких вопросов,
как выявление факторов реальной нуждаемости,
поэтапный переход от оказания помощи
отдельным категориям населения к помощи
конкретным домохозяйствам с учетом проверки
их нуждаемости, постепенный отказ от
многообразных видов социальных льгот
и выплат.
К
основным подходам по совершенствованию
(упорядочению) предоставления мер
социальной защиты населения,
в том числе при оплате жилья
и коммунальных услуг, можно
отнести:
• усиление адресности социальной
поддержки населения (замена натуральных
льгот жилищными субсидиями);
• повышение защиты социально
уязвимых домохозяйств, которые
не имеют возможностей для
самостоятельного решения социальных
проблем и нуждаются в государственной
поддержке (учёт доходов при
предоставлении мер социальной защиты);
• перевод в денежную форму
натуральных льгот (для военнослужащих
и сотрудников правоохранительных
органов – отмена льгот с
одновременным увеличением их
денежного довольствия);
• приведение социальных обязательств
государства в соответствие с его ресурсами;
• сокращение бюджетных субсидий
производителям товаров и услуг;
• упразднение социально неоправданных
льгот.
В
настоящее время реальным инструментом
социальной политики является
прожиточный минимум. Приближение
минимальных социальных гарантий к величине
прожиточного минимума является одним
из приоритетных направлений социальной
политики государства.
В
этой связи особую важность
приобретает работа по актуализации
потребительской корзины, необходимой
для установления величины прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации.
Актуализация
потребительской корзины обусловлена
фактическими изменениями в потреблении
малоимущего населения, связанными
с расширением платности в
отраслях социальной сферы, осуществлением
мер по отмене льгот отдельным категориям
граждан по оплате жилья и коммунальных
услуг, бесплатному проезду на транспорте.
Правовые
и организационные основы оказания
государственной социальной помощи
малоимущим семьям или малоимущим
одиноко проживающим гражданам установлены
Федеральными законами "О прожиточном
минимуме в Российской Федерации" и
"О государственной социальной помощи".
Малоимущие
семьи и малоимущие одиноко
проживающие граждане, которые по
независящим от них причинам имеют
среднедушевой доход ниже величины прожиточного
минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации, имеют
право на государственную социальную
помощь.
В
соответствии с пунктом 4 статьи
8 Федерального закона "О государственной
социальной помощи" принят Федеральный
закон от 5 апреля 2003 г. № 44–ФЗ "О порядке
учета доходов и расчета среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для признания их малоимущими
и оказания им государственной социальной
помощи" [2]. В целях реализации части
третьей статьи 5 данного Закона постановлением
Правительства Российской Федерации от
20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень
видов доходов, учитываемых при расчете
среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина для
оказания им государственной социальной
помощи.
В
регионах приняты и принимаются
законы и иные нормативно-правовые
акты по вопросам оказания
государственной социальной помощи
в соответствии с федеральным
законодательством с учетом своих
финансово–экономических возможностей.
Наряду с денежными выплатами, активно
используются натуральные формы помощи
(продукты питания, одежда, обувь, медикаменты,
предоставление услуг и др.).
Одной
из основных проблем реализации
Федерального закона "О государственной
социальной помощи" является недостаток
средств в бюджетах Российской Федерации
и местных бюджетах. Поэтому такая помощь
не может быть оказана всем малоимущим
гражданам, с тем, чтобы обеспечить доведение
их доходов до величины прожиточного минимума.
Сдерживающими
факторами являются также отсутствие
четкого распределения полномочий
между органами власти на федеральном,
региональном и местном уровнях
в вопросах оказания социальной
помощи, а также сохранение действующей
системы многочисленных льгот различным
категориям населения, предоставляемых
без учета нуждаемости. Работа по этим
направлениям будет осуществляться федеральными
органами исполнительной власти в соответствии
с программными документами Правительства
Российской Федерации.
Таким
образом, деятельность органов
управления (государственной, региональной
и местной власти) по преодолению
проблемы бедности имеет ряд
недостатков, который заключаются
в нечётком разграничении области
полномочий между ведомствами
разных уровней, сохраняющемся высоком
уровне бедного населения в стране
и т.д. Но есть и положительные моменты
их работы: разработка различных стратегий
социального развития, сокращающееся
количество бедных в стране (хоть и незначительное).
3. Проблемы и пути преодоления бедности
в России
1. Проблемы снижения уровня бедности
Рост
доходов, а значит, и снижение
бедности государством в настоящее
время связываются с национальными
программами. Однако их реализация
является лишь продолжением текущей
политики перераспределения средств,
идущей не от потребностей населения,
а от возможностей бюджета. При этом сами
«возможности» имеют конъюнктурный характер.
В целом бюджет формируется «сверху»,
что не позволяет вести устойчивую социальную
политику. Региональные и местные бюджеты
дефицитны [17]. Федеральные средства в
рамках национальных программ также ограничены
и являются дополняющим, корректирующим
элементом к отдельным направлениям финансирования.
При этом сложно установить, насколько,
кем и почему в ограниченном объеме удовлетворяются
общественные потребности населения.
Также сложно говорить о целевом характере
управления, когда не удовлетворены элементарные
потребности населения. Такой характер
финансирования делает национальные программы
популистским механизмом. Необходим переход
на восходящий принцип формирования бюджета
с введением минимальных социальных стандартов,
выполнение которых могло бы не только
поднять качество жизни, снизить процент
бедного населения, но и значительно повысить
эффективность управления.
Сдерживающим
фактором для введения социальной
помощи малоимущим также является
отсутствие чёткого разграничения
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами
государственной власти, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления в вопросах оказания социальной
поддержки отдельных групп населения,
в том числе по финансированию социальных
выплат.