Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Представления о том, каким образом исследуются социально-экономические и политические процессы отражены в рамках дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» ( далее ИСЭПП).
Объектом ИСЭПП являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Предметом ИСЭПП являются методы исследования социально-экономических и политических процессов.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации 6
1.1. Политические процессы: понятие, сущность 6
1.2. Методы исследования политических процессов 10
1.3. Социальная напряженность как характеристика политических процессов в Российской Федерации: подходы к исследованию 13
2. Проблемы социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской федерации 19
2.1. Современная политическая ситуация в Российской Федерации 19
2.2. Российское государство, как основной субъект снижения социальной напряженности 27
2.3. Перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Социальная напряженность-вторая.docx

— 89.29 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ


УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный гуманитарный университет»

 

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента

курсовая работа

 

по  дисциплине

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

на  тему: «Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Студента 2 курса                                                     очной формы обучения

специальности

Государственное и муниципальное управление учебная группа У-21               Татаринова Романа Васильевича

 

Научный руководитель:

Курис Михаил Юрьевич, К.И.Н., Доцент 

Регистрационный номер:__________

Дата сдачи на проверку:___________

Оценка после защиты:_____________

 

 

 

Киров

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации 6

1.1. Политические процессы: понятие, сущность 6

1.2. Методы исследования политических процессов 10

1.3. Социальная напряженность как характеристика политических процессов в Российской Федерации: подходы к исследованию 13

2. Проблемы социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской федерации 19

2.1. Современная политическая ситуация в Российской Федерации 19

2.2. Российское государство, как основной субъект снижения социальной напряженности 27

2.3. Перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации 32

Заключение 36

Библиографический список 39

 

Введение

 

Представления о том, каким  образом исследуются социально-экономические  и политические процессы отражены в  рамках дисциплины «Исследование социально-экономических  и политических процессов» ( далее ИСЭПП).

Объектом  ИСЭПП являются происходящие в обществе социально-экономические  и политические процессы.

Предметом ИСЭПП являются методы исследования социально-экономических  и политических процессов.

Данная тема курсовой работы «Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации» раскрывается в рамках дисциплины «ИСЭПП». Особое внимание уделено политической ситуации в Российской.

Социально-политические процессы, происходящие в современном  российском обществе характеризуются институциональным переструктурированием всех сфер жизни общества, становлением новых форм социальной дифференциации. Динамичные преобразования всегда способствуют увеличению социально-политической напряженности.

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в любом слое общества всегда есть какой-то уровень скрытой политической напряженности – деформирующегося состояния социально-политического пространства с наблюдаемыми признаками проекции напряжения на общественно-политическую ситуацию.

Низкий уровень  политической напряженности формирует  политическое недовольство, а при  дальнейшем увеличении ведет к политическому  отчуждению. Высокий уровень политической напряженности является благодатной почвой для различного рода социально-политических протестов, от конвенциальных до неконвенциальных. Исследование политической напряженности в обществе представляют большой интерес как с теоретической точки зрения, для понимания политических процессов, протекающих в обществе, так и с практической, для раннего предупреждения проекции напряженности на социальную ситуацию.

Феномен политической напряженности  имеет системный, многогранный характер, определяется сложной сетью взаимодействия переменных, генерирующей системные  свойства.  Природа этого явления  до конца не понята и в настоящий  момент в научной литературе существует несколько подходов к этой проблеме: депривационный подход, теория мобилизации ресурсов, «политическое» направление исследований и др.

Проблема эффективного управления социально-политическими процессами в обществе включает предупреждение насилия, урегулирование противоречий и конфликтов как результатов  политической напряженности. Необходимость  глубокого, всестороннего изучения факторов и причин, способствующих возникновению социально-политической напряженности в регионе, напрямую связана с решением проблем эффективного реагирования и профилактикой деструктивных  форм социального взаимодействия в  региональных политических процессах.

Цель курсовой работы – исследовать сущность, причины и перспективы снижения социальной напряжённости в Российской Федерации.

В соответствии с целью  были поставлены и решены следующие  задачи:

- проанализировать теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации;

- изучить современную политическую ситуацию в Российской Федерации;

- представить перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации.

Объект исследования – процесс политических преобразований в Российской Федерации.

 

 

Предмет исследования – проблемы снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют различные  общенаучные и частные методы познания: диалектический, исторический, логический, изучения документов, метод  системного подхода, анализ и синтез.

При написании курсовой работы использовались следующие материалы: нормативно-правовые акты, монографии, официальная пресса и научные  периодические издания, справочная литература, учебники, энциклопедии, материалы  сети Интернет.

 

1. Теоретико-методологические  аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации

1.1. Политические процессы: понятие, сущность

 

Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.

В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные  исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта  тема является одной из самых дискуссионных  в политологии. И, тем не менее, степень  научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.

В определении понятия  «политический процесс» распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией «политика», а третий подход трактует понятие «политический процесс» как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов [5].

Политический процесс  показывает, как индивиды, группы, институты  со своими субъективными целями взаимодействуют  друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно  изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.

В политическом процессе взаимодействуют  различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения  в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан:

1) способы презентации  рядовым участником политического  процесса своих интересов (участие  в выборах, членство в партиях  и т.д.);

2) формы принятия и реализации  властных решений, осуществляемых  лидерами и элитами.

Реализация политическими  субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение  власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы  политической активности групп и  лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии  политической жизни [9].

Применительно к обществу в целом политический процесс  раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П. Пугачева и А.Н. Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политический процесс  – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций  и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Особенность политических процессов  заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и  международными политическими процессами [16].

В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами  протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны  и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и  скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс  охватывает все общество и ведет  к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние  политической системы общества в  целом (например, не ведущих к смене  режима или формы правления). Они  могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях  и т.д. [5].

Процесс политический в современной  России отражает совокупность прежних  и новых явлений, объективный  и субъективных характеристик, которые  накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических  общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. Поэтому  политический процесс развивается  противоречиво, разнопланово, с преобладанием  того или иного качества определенного  вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях  с другими определенностями. Поэтому  охарактеризовать политический процесс  в России одним преобладающим  качеством, типом и т.п. невозможно [8].

В политическом процессе России можно обнаружить противоположные  черты, особенности, например, типов  политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей  степени демократического. В силу незрелости становящегося гражданского общества, его неструктурированности политический процесс неизбежно несет в себе качество напряженности. Если гражданин, социальная общность людей не осознали свои индивидуальные и коллективные интересы, не выработали отношения к совместным целям и не определили свой социально-политический статус в его взаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенности становления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся, неструктурированных субъектов в политический процесс не принесет возможной и желаемой общеколлективной цели. Субъекты не стали еще политическими субъектами и находятся на стадии протополитического развития.

Из этого вытекает еще одна специфика российского политического процесса. Поскольку политическое часто не является таковым, а лишь находится в стадии становления, обнаружения и проявления, то часто политический процесс не является таковым по существу, так как охватывает в своем содержании блок различных неполитических характеристик, качеств и т.п. он является поэтому смешанным по содержанию, нерасчленению видов общественных отношений. В то же время преобладание прежнего смысла политики и ее всеохватного, тотального характера часто продолжает проявляться и в новых российских условиях жизни. Парадоксальность нашего мира политики ведет к парадоксальности политического процесса. Это проявляется еще в одной специфике политического процесса [10].

Поскольку в политику вовлекаются  многие субъекты, не обладающие политическими  качествами, представлениями, не достигшие  в своей социальной зрелости политической образованности, компетентности, то данные субъекты просто не понимают необходимости  в политике компромиссов, соглашений, уступок, согласованности разных интересов  и т.д. Они привносят в процесс  конфликты, амбиции, стремления решить только свои, индивидуальные интересы вне общественно-политических. Поэтому политический процесс часто разрывается в силу отмеченных факторов субъективного порядка. Наличие политической культуры у субъектов – необходимый и очень значимый компонент политического процесса.

Информация о работе Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации