Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа
Представления о том, каким образом исследуются социально-экономические и политические процессы отражены в рамках дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» ( далее ИСЭПП).
Объектом ИСЭПП являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Предметом ИСЭПП являются методы исследования социально-экономических и политических процессов.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации 6
1.1. Политические процессы: понятие, сущность 6
1.2. Методы исследования политических процессов 10
1.3. Социальная напряженность как характеристика политических процессов в Российской Федерации: подходы к исследованию 13
2. Проблемы социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской федерации 19
2.1. Современная политическая ситуация в Российской Федерации 19
2.2. Российское государство, как основной субъект снижения социальной напряженности 27
2.3. Перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 39
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
курсовая работа
по дисциплине
«Исследование
социально-экономических и
на тему: «Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации»
Студента 2 курса
специальности
Государственное и муниципальное управление учебная группа У-21 Татаринова Романа Васильевича
Научный руководитель:
Курис Михаил Юрьевич, К.И.Н., Доцент
Регистрационный номер:__________
Дата сдачи на проверку:___________
Оценка после защиты:__________
Киров
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации 6
1.1. Политические процессы: понятие, сущность 6
1.2. Методы исследования политических процессов 10
1.3. Социальная напряженность как характеристика политических процессов в Российской Федерации: подходы к исследованию 13
2. Проблемы социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской федерации 19
2.1. Современная политическая ситуация в Российской Федерации 19
2.2. Российское государство, как основной субъект снижения социальной напряженности 27
2.3. Перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 39
Представления о том, каким
образом исследуются социально-
Объектом ИСЭПП являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Предметом ИСЭПП являются методы исследования социально-экономических и политических процессов.
Данная тема курсовой работы «Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации» раскрывается в рамках дисциплины «ИСЭПП». Особое внимание уделено политической ситуации в Российской.
Социально-политические процессы, происходящие в современном российском обществе характеризуются институциональным переструктурированием всех сфер жизни общества, становлением новых форм социальной дифференциации. Динамичные преобразования всегда способствуют увеличению социально-политической напряженности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в любом слое общества всегда есть какой-то уровень скрытой политической напряженности – деформирующегося состояния социально-политического пространства с наблюдаемыми признаками проекции напряжения на общественно-политическую ситуацию.
Низкий уровень политической напряженности формирует политическое недовольство, а при дальнейшем увеличении ведет к политическому отчуждению. Высокий уровень политической напряженности является благодатной почвой для различного рода социально-политических протестов, от конвенциальных до неконвенциальных. Исследование политической напряженности в обществе представляют большой интерес как с теоретической точки зрения, для понимания политических процессов, протекающих в обществе, так и с практической, для раннего предупреждения проекции напряженности на социальную ситуацию.
Феномен политической напряженности имеет системный, многогранный характер, определяется сложной сетью взаимодействия переменных, генерирующей системные свойства. Природа этого явления до конца не понята и в настоящий момент в научной литературе существует несколько подходов к этой проблеме: депривационный подход, теория мобилизации ресурсов, «политическое» направление исследований и др.
Проблема эффективного управления
социально-политическими
Цель курсовой работы – исследовать сущность, причины и перспективы снижения социальной напряжённости в Российской Федерации.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать теоретико-
- изучить современную политическую ситуацию в Российской Федерации;
- представить перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации.
Объект исследования – процесс политических преобразований в Российской Федерации.
Предмет исследования – проблемы снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, исторический, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез.
При написании курсовой работы использовались следующие материалы: нормативно-правовые акты, монографии, официальная пресса и научные периодические издания, справочная литература, учебники, энциклопедии, материалы сети Интернет.
Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.
В широком смысле политические
процессы есть формы политической активности
общества. Многообразие этой активности
и тот факт, что каждый её случай
имеет свою причину и цель, разную
степень предсказуемости
В определении понятия «политический процесс» распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией «политика», а третий подход трактует понятие «политический процесс» как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов [5].
Политический процесс
показывает, как индивиды, группы, институты
со своими субъективными целями взаимодействуют
друг с другом и с государством,
реализуя специфические роли и функции.
А так как ситуации и мотивы
человеческого поведения
В политическом процессе взаимодействуют
различные субъекты политики и факторы,
в результате чего происходят изменения
в сфере политики. Он раскрывает
две формы политического
1) способы презентации
рядовым участником
2) формы принятия и реализации
властных решений,
Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни [9].
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П. Пугачева и А.Н. Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и международными политическими процессами [16].
В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.
Общий политический процесс
охватывает все общество и ведет
к смене состояния его
Процесс политический в современной России отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. Поэтому политический процесс развивается противоречиво, разнопланово, с преобладанием того или иного качества определенного вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях с другими определенностями. Поэтому охарактеризовать политический процесс в России одним преобладающим качеством, типом и т.п. невозможно [8].
В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического. В силу незрелости становящегося гражданского общества, его неструктурированности политический процесс неизбежно несет в себе качество напряженности. Если гражданин, социальная общность людей не осознали свои индивидуальные и коллективные интересы, не выработали отношения к совместным целям и не определили свой социально-политический статус в его взаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенности становления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся, неструктурированных субъектов в политический процесс не принесет возможной и желаемой общеколлективной цели. Субъекты не стали еще политическими субъектами и находятся на стадии протополитического развития.
Из этого вытекает еще одна специфика российского политического процесса. Поскольку политическое часто не является таковым, а лишь находится в стадии становления, обнаружения и проявления, то часто политический процесс не является таковым по существу, так как охватывает в своем содержании блок различных неполитических характеристик, качеств и т.п. он является поэтому смешанным по содержанию, нерасчленению видов общественных отношений. В то же время преобладание прежнего смысла политики и ее всеохватного, тотального характера часто продолжает проявляться и в новых российских условиях жизни. Парадоксальность нашего мира политики ведет к парадоксальности политического процесса. Это проявляется еще в одной специфике политического процесса [10].
Поскольку в политику вовлекаются многие субъекты, не обладающие политическими качествами, представлениями, не достигшие в своей социальной зрелости политической образованности, компетентности, то данные субъекты просто не понимают необходимости в политике компромиссов, соглашений, уступок, согласованности разных интересов и т.д. Они привносят в процесс конфликты, амбиции, стремления решить только свои, индивидуальные интересы вне общественно-политических. Поэтому политический процесс часто разрывается в силу отмеченных факторов субъективного порядка. Наличие политической культуры у субъектов – необходимый и очень значимый компонент политического процесса.