Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа
Представления о том, каким образом исследуются социально-экономические и политические процессы отражены в рамках дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» ( далее ИСЭПП).
Объектом ИСЭПП являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Предметом ИСЭПП являются методы исследования социально-экономических и политических процессов.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации 6
1.1. Политические процессы: понятие, сущность 6
1.2. Методы исследования политических процессов 10
1.3. Социальная напряженность как характеристика политических процессов в Российской Федерации: подходы к исследованию 13
2. Проблемы социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской федерации 19
2.1. Современная политическая ситуация в Российской Федерации 19
2.2. Российское государство, как основной субъект снижения социальной напряженности 27
2.3. Перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 39
Если политическая культура отсутствует, нет толерантности, понимания неизбежности формирования и осуществления общих интересов в политическом процессе, то последний теряет качество интегративности. Политика есть интегративная область человеческой жизни. Абсолютизация или даже превалирование индивидуального над общеколлективным – это не политика. В российской политической жизни в настоящее время превалирует стремление разных субъектов реализовать свои индивидуальные или узко групповые интересы вне общероссийских. Подобного рода тенденции не могут считаться истинно политическими. Привнесение их в политический процесс ведет к деформации динамики политической жизни, ее разрушению. В условиях регионализации политики политические процессы в регионах приобретают качество сепаратизма, национализма, ложно понятых и осуществляемых политических интересов, которые в условиях единого федеративного государства не могут считаться политическими. Отсюда растет поле конфликтности.
При этом возрастает роль периферийных
политических процессов, затрагивающих
отдельные изменения в
В современной науке выделяются основные этапы разработки методологий исследования политических процессов.
Существуют различные точки зрения на причины возникновения социальной (политической) напряженности. Так, В.Ю. Бойко считает, что социальная напряженность возникает из объективного противоречия между целями, интересами, ценностями, потребностями людей и имеющимися в обществе возможностями для их реализации [4]. Ю. Левада делает акцент на субъективном восприятии людьми существующих проблем. По его мнению, социальная напряженность возникает тогда, когда большинство людей начинают осознавать, что удовлетворение их жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или становится невозможным [17].
Е.П. Тавокин определяет социальную напряженность как «интегральный социальный феномен, формирующийся на основе высокой неудовлетворенности людей своим социальным, экономическим и политическим положением, характеризующий динамику особого социального состояния части общества и функционирующий под воздействием как доминирующих тенденций развития общества, так и особых условий и обстоятельств» [38].
С точки зрения Ю.В. Вертаковой, политическая напряженность отражает состояние неудовлетворенности людей своим социальным и политическим положением, она коррелируется с обострением конфликтности в сфере политических отношений, которое является, как правило, следствием неэффективной деятельности властей. В качестве основных факторов, вызывающих обострение политической напряженности [5]. О.Иванов выделяет следующие: резкое социальное расслоение, безработицу, угрозу потери рабочего места, сокращение гарантий социальной защищенности, распространение преступности, несвоевременные выплаты зарплаты, постоянный рост цен, инфляционные процессы [12].
А.Ф. Нагайчук считает, что политическая напряженность возникает в результате устойчивой длительной ситуации неразрешения противоречий:
- расхождения между провозглашаемыми ценностями и реальными действиями;
- осознание субъектами того, что дальнейшее удовлетворение их потребностей находится под угрозой;
- часть субъектов политики не может реализовать свои интересы;
- неадекватная реакция властей на возникающие стихийные обстоятельства (например, стихийные бедствия) [21].
Практически во всех определениях социальной напряженности отражается её психологическая составляющая. Многие авторы указывают на сознательный процесс соотнесения должного уровня удовлетворения притязаний и реального положения дел. У каждой социальной группы есть свой пороговый уровень, превышение которого приведет к возникновению кризисной ситуации и конфликта.
Все многообразие причин социальной (политической) напряженности может быть сведено к четырем основным:
1) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей (в том числе и в политической сфере);
2) неадекватная реакция
властей на возникающие в
3) неадекватное восприятие
происходящих в обществе или
отдельных социальных
4) неверная или искаженная информация о реальных или мнимых фактах, событиях и т. д., в том числе из-за плохой коммуникации [23].
Социальная напряженность может быть вызвана природными явлениями (землетрясение, наводнение, засуха, пожар и другие). Но какими бы ни были причины социальной напряженносги, она всегда выступает как индикатор реального или мнимого нарушения принципа социальной справедливости в наиболее значимых сферах жизнедеятельности людей. Даже в природных катаклизмах люди, как правило, винят не стихию, а других людей (прежде всего власть), которые не сумели вовремя предупредить потерпевших, оказать им помощь и т. д.
Таким образом, социальная (политическая) напряженность имеет двойственную объективно-субъективную природу. С одной стороны возникают (существуют) объективные условия дискомфорте значительного количества людей; с другой – люди должны сознавать, что существующее положение является несправедливым и стремиться к его изменению. Таким образом, социальная (политическая) напряженность возникает тогда, когда социальные ценности, интересы, потребности и социальные (политические) ожидания наталкиваются на невозможность их удовлетворения; когда большинство членов общества считают существующую систему отношений несправедливой. И чем большее число людей считают себя несправедливо обиженными и обездоленными, тем больше потенциал социальной напряженности [27].
Социальная (политическая) напряженность проходит несколько стадий своего развития. Например, Д. Ротман выделяет следующие ее стадии и признаки:
1) в самых широких кругах населения распространяются настроения недовольства существующим положением дел в жизненно важных сферах общественной жизни;
2) под влиянием общественных настроений утрачивается доверие к политике властей, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи в обществе в целом или в отдельных его сегментах, возникает атмосфера эмоционального возбуждения;
3) социальная напряженность
проявляется не только в
И.О. иванов считает, что социальная напряженность в процессе своего развития проходит следующие этапы:
1) усиление неудовлетворенности
различных социальных
2) обнаружение причинно-
3) усиление социальной напряженности, трансформируются в конфликтный потенциал;
4) аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый социальный конфликт [12].
По мнению С.М. Елисеева, наиболее значимыми стадиями политической напряженности являются: латентная (скрытая); повышенной напряженности; ускоренного развития конфликта, эта стадия может привести к социальному взрыву [10].
В.Н. Минина тоже выделяет три основные стадии социальной напряженности, но в несколько иной интерпретации.
Первая стадия характеризуется
скрытым нарастанием
На второй стадии происходит осознание большинством населения ненормальности существующего положения. Здесь уже южно говорить о конфликтной ситуации.
Третья стадия обычно характеризуется снижением социальной напряженности [18].
Приведенные выше варианты динамики социальной (политической) напряженности дополняют и уточняют друг друга и в целом достаточно полно характеризуют развитие социальной напряженности.
При анализе динамики и форм проявления политической напряженности необходимо учитывать следующие факторы и условия: существующий политический режим, наличие легитимного правового поля, уровень развития политической культуры большинства членов общества, искусственное стимулирование политы ческой напряженности.
Э.Н. Ожиганов так описывает взаимодействие факторов политической напряженности:
1) влияния факторов
2) причинные связи действуют одновременно как в прямом, так и в обратном направлении;
3) факторные воздействия не линейны;
4) они динамичны [24].
Социально-политическая напряженность может охватывать как все общество, так и только его часть (например, пенсионеры, мигранты, молодежь).
Социально-политическая напряженность в отличие от социальной напряженности имеет ряд особенностей: прежде всего, определенный уровень протестной активности населения. Недовольство существующим политическим режимом и желание изменить существующее положение дел. И, главное, готовность принять участие в активных действиях, способствующих смене политической власти. Последнее характеризует предконфликтную ситуацию и отражает крайний системный кризис в государстве. Индикатором служит уровень протестной активности населения[25].