Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа
Представления о том, каким образом исследуются социально-экономические и политические процессы отражены в рамках дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» ( далее ИСЭПП).
Объектом ИСЭПП являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Предметом ИСЭПП являются методы исследования социально-экономических и политических процессов.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации 6
1.1. Политические процессы: понятие, сущность 6
1.2. Методы исследования политических процессов 10
1.3. Социальная напряженность как характеристика политических процессов в Российской Федерации: подходы к исследованию 13
2. Проблемы социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской федерации 19
2.1. Современная политическая ситуация в Российской Федерации 19
2.2. Российское государство, как основной субъект снижения социальной напряженности 27
2.3. Перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 39
Реализация президентских инициатив способствует повышению политической активности. Приоритет отдается ответственность исполнительной власти. Повышение ответственности в работе исполнительной власти является важнейшим направлением преобразований политической системы, усиления роли политических партий.
Партии, победившие на выборах, получили право выдвигать кандидатуры для наделения полномочиями главы региона. Тем самым система наделения полномочиями глав регионов приобрела политическую стройность, ее логика стала прозрачнее для граждан и эффективнее с точки зрения взаимодействия властей. Любая партия, предлагая кандидатуру на должность главы региона, всегда будет понимать свою политическую ответственность перед гражданами на следующих выборах. Всегда будет стараться опираться на профессионалов и не допустить того, чтобы ее представитель работал плохо. Во всем мире такая система работы региональной власти считается наиболее оптимальной [22].
Руководство России отмечает, что важно в перспективе еще больше приблизить к людям систему выдвижения кандидатур губернаторов партией большинства. И одновременно придать дополнительный смысл и большее значение консолидации власти. Для этого было бы разумно, чтобы сроки полномочий региональных законодательных собраний и губернаторов были синхронизированы. Тогда избиратели, приходя на региональные выборы в заксобрания и голосуя за ту или иную партию, не только оказывали бы поддержку ее политической программе, но и понимали, что именно эта партия (или же коалиция партий) буквально на следующий день (а не через год или через два) внесет на рассмотрение президента кандидатуры главы региона. Это повысит доверие и интерес людей к выборам в региональные законодательные собрания. Приведет к тому, что избиратели фактически будут одобрять в ходе избирательной кампании не только кандидатов в депутаты, но и кандидатов в губернаторы. Ответственность политической партии перед гражданами на следующих выборах и за свою работу, и за работу исполнительной власти также стала бы более очевидной.
Необходимы и иные меры
повышения подотчетности и
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в любом слое общества всегда есть какой-то уровень скрытой политической напряженности – деформирующегося состояния социально-политического пространства с наблюдаемыми признаками проекции напряжения на общественно-политическую ситуацию.
Цель курсовой работы – исследовать сущность, причины и способы снижения социальной напряжённости в Российской Федерации.
Политические процессы есть формы политической активности общества. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере политики.
В настоящее время чаще применяются следующие методы исследования политических процессов: институциональный, бихевиористский, метод структурно-функционального анализа, метод рационального выбора.
Социальная (политическая) напряженность имеет двойственную объективно-субъективную природу.
Социальная (политическая) напряженность проходит несколько стадий своего развития. наиболее значимыми стадиями политической напряженности являются: латентная (скрытая); повышенной напряженности; ускоренного развития конфликта, эта стадия может привести к социальному взрыву.
При анализе динамики и форм проявления политической напряженности необходимо учитывать следующие факторы и условия: существующий политический режим, наличие легитимного правового поля, уровень развития политической культуры большинства членов общества, искусственное стимулирование политы ческой напряженности.
В России произошла диверсификация как экономических, так и политических ресурсов. Самая характерная особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений.
Следует отметить, что политический процесс в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Отличительной чертой российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты.
В результате доверие к
власти продолжает медленно, но необратимо
размываться. В Российской Федерации
наиболее актуальным направлением снижения
социальной напряженности должны стать
социально-политические процессы повышения
толерантности российского
Политическая толерантность означает, в частности, сбалансированное отношение власти к различным сообществам. В условиях роста террористических угроз, усиливающегося противостояния между архаично и модернизационно ориентированными группами населения, а также множества иных детерминант, механизмы реализации указанного подхода далеко не очевидны.
Проблемы российской демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в усилении социальной напряженности. Их многоаспектность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в России, определяет разнообразие, да и противоречивость, как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций.
Представление российской власти о перспективах снижения социальной напряженности за счет политических преобразований основано на эволюционности, постепенности, разумности перемен.
Главная официальная формула политических преобразований российской власти – рост политической конкуренции и ответственности.
Руководство России отмечает, что важно в перспективе еще больше приблизить к людям систему выдвижения кандидатур губернаторов партией большинства.