Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Представления о том, каким образом исследуются социально-экономические и политические процессы отражены в рамках дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» ( далее ИСЭПП).
Объектом ИСЭПП являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Предметом ИСЭПП являются методы исследования социально-экономических и политических процессов.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных процессов в Российской Федерации 6
1.1. Политические процессы: понятие, сущность 6
1.2. Методы исследования политических процессов 10
1.3. Социальная напряженность как характеристика политических процессов в Российской Федерации: подходы к исследованию 13
2. Проблемы социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской федерации 19
2.1. Современная политическая ситуация в Российской Федерации 19
2.2. Российское государство, как основной субъект снижения социальной напряженности 27
2.3. Перспективы снижения социальной напряженности в ходе политических преобразований в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Социальная напряженность-вторая.docx

— 89.29 Кб (Скачать файл)

Реализация президентских  инициатив способствует повышению  политической активности. Приоритет  отдается ответственность исполнительной власти. Повышение ответственности  в работе исполнительной власти является важнейшим направлением преобразований политической системы, усиления роли политических партий.

Партии, победившие на выборах, получили право выдвигать кандидатуры  для наделения полномочиями главы  региона. Тем самым система наделения  полномочиями глав регионов приобрела  политическую стройность, ее логика стала  прозрачнее для граждан и эффективнее  с точки зрения взаимодействия властей. Любая партия, предлагая кандидатуру  на должность главы региона, всегда будет понимать свою политическую ответственность  перед гражданами на следующих выборах. Всегда будет стараться опираться  на профессионалов и не допустить  того, чтобы ее представитель работал  плохо. Во всем мире такая система  работы региональной власти считается  наиболее оптимальной [22].

Руководство России отмечает, что важно в перспективе еще  больше приблизить к людям систему  выдвижения кандидатур губернаторов партией  большинства. И одновременно придать дополнительный смысл и большее значение консолидации власти. Для этого было бы разумно, чтобы сроки полномочий региональных законодательных собраний и губернаторов были синхронизированы. Тогда избиратели, приходя на региональные выборы в заксобрания и голосуя за ту или иную партию, не только оказывали бы поддержку ее политической программе, но и понимали, что именно эта партия (или же коалиция партий) буквально на следующий день (а не через год или через два) внесет на рассмотрение президента кандидатуры главы региона. Это повысит доверие и интерес людей к выборам в региональные законодательные собрания. Приведет к тому, что избиратели фактически будут одобрять в ходе избирательной кампании не только кандидатов в депутаты, но и кандидатов в губернаторы. Ответственность политической партии перед гражданами на следующих выборах и за свою работу, и за работу исполнительной власти также стала бы более очевидной.

Необходимы и иные меры повышения подотчетности и ответственности  исполнительной власти перед людьми. Так, представительные органы местного самоуправления получили возможность  более действенно контролировать, а  при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Активно работает система регулярных отчетов глав регионов перед региональными законодательными собраниями. Возможность выставить свои оценки работе региональной исполнительной власти получат не только депутаты той партии, которая выдвигает кандидатуру губернатора, но и представители оппозиции. Чтобы каналы обратной связи между властью и обществом работали лучше, можно использовать и иные дополнительные возможности. Помимо отчета губернатора перед региональными законодателями, необходимо еще предусмотреть возможность проведения ежегодных региональных общественно-политических совещаний с участием всех, а не только парламентских партий, а также представителей гражданского общества [17].

 

Заключение

 

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в любом слое общества всегда есть какой-то уровень скрытой политической напряженности – деформирующегося состояния социально-политического пространства с наблюдаемыми признаками проекции напряжения на общественно-политическую ситуацию.

Цель курсовой работы –  исследовать сущность, причины и  способы снижения социальной напряжённости  в Российской Федерации.

Политические процессы есть формы политической активности общества. В политическом процессе взаимодействуют  различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения  в сфере политики.

В настоящее время чаще применяются следующие методы исследования политических процессов: институциональный, бихевиористский, метод структурно-функционального анализа, метод рационального выбора.

Социальная (политическая) напряженность  имеет двойственную объективно-субъективную природу.

Социальная (политическая) напряженность  проходит несколько стадий своего развития. наиболее значимыми  стадиями политической напряженности являются: латентная  (скрытая); повышенной напряженности; ускоренного развития конфликта, эта стадия может привести к социальному взрыву.

При анализе динамики и  форм проявления политической напряженности  необходимо учитывать следующие  факторы  и условия: существующий политический режим, наличие легитимного  правового поля, уровень развития политической культуры большинства  членов общества,  искусственное  стимулирование политы ческой напряженности.

В России произошла диверсификация как экономических, так и политических ресурсов. Самая характерная особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений.

Следует отметить, что политический процесс в России выражается в  том, что в его основе лежит  активный политический стиль, состоящий  в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Отличительной  чертой российского политического  процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в  руках правящей элиты.

В результате доверие к  власти продолжает медленно, но необратимо размываться. В Российской Федерации  наиболее актуальным направлением снижения социальной напряженности должны стать  социально-политические процессы повышения  толерантности российского общества и укрепление демократических основ.

Политическая толерантность  означает, в частности, сбалансированное отношение власти к различным  сообществам. В условиях роста террористических угроз, усиливающегося противостояния между архаично и модернизационно ориентированными группами населения, а также множества иных детерминант, механизмы реализации указанного подхода далеко не очевидны.

Проблемы российской демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в усилении социальной напряженности. Их многоаспектность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в России, определяет разнообразие, да и противоречивость, как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций.

Представление российской власти о перспективах снижения социальной напряженности за счет политических преобразований основано на  эволюционности, постепенности, разумности перемен.

Главная официальная формула  политических преобразований российской власти – рост политической конкуренции  и ответственности.

Руководство России отмечает, что важно в перспективе еще  больше приблизить к людям систему  выдвижения кандидатур губернаторов партией  большинства.

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2008. – 30 декабря.
  2. Алехин, Э.В. Исследование социально-экономических и cоциально-политических процессов [Текст]. Учебное пособие/ Э. В. Алехин. Пенза 2008. 160 с.
  3. Архив документов по реализации приоритетных национальных проектов [Текст]: – режим доступа:  http://www.rost.ru/ - 59 с.
  4. Бойко, В.Ю. Социальное спокойствие - это отсутствие социальной напряженности? [Текст]: // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2012, № 9 (354), с. 38-45.
  5. Вертакова, Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: учебное пособие /Ю.В. Вертакова, О.В. Согачева. – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с.
  6. Волков, Д. 2013 год в общественном мнении Россиян: угроза стабильности [Текст] // Вестник общественного мнения. –2013.-№1.-с. 21-27.
  7. Горшков, М.К. Прикладная социология: методологияи методы: Учебное пособие /М.К. горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.-416 с. 
  8. Государственное управление экономикой – эволюция подходов [Текст]: – режим доступа: http://www.jourclub.ru/1/6.
  9. Данчула, А.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: учебно-методическое пособие – РАГС, 2007.
  10. Елисеев, С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2009.
  11. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликтов [Текст]: учебное пособие // М.: Москва 2010, - 312 с.
  12. Иванов, О.И. Социальная напряженность и социальный конфликт [Текст] / О.И. Иванов // Вести Санкт-Петербургского университета. – 2011. - № 3. – с. 24-30.
  13. Игнатов, В. Г. Экономика социальной сферы [Текст]: учебное пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2010. – 528 с.
  14. Ильин, М.В. Ритмы и масштабы перемен (о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии) [Текст] / М.В.Ильин // Политические исследования.-2003.- № 2.-с.59-61
  15. Кириков, А. С. Основные направления реализации стратегии социальной защиты в условиях кризиса [Текст]: //Журнал правовых и экономических исследований. -2011.-№ 2.- с. 56-59.
  16. Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: Учеб. пособие – 2-е изд. перераб. и доп. / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – М.: Вузовский учебник, 2010.-205с.
  17. Левада, Ю. Массовый протест: потенциал и пределы [Текст] / Ю. Левада // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 2010.-№ 3.-с.7-12.
  18. Минина, В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций [Текст]: – режим доступа: http://Sociologija_socialnyh_problem_analiticheskij_obzor_osnovnyh_koncepcij.html.
  19. Мощелков, Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики [Текст] / Е.Н.Мощелков. – М., 2006.
  20. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2010. -378 с.
  21. Нагайчук, А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики [Текст] : // Социс. – 2010. - № 2. – с. 34-43.
  22. Обзор социально-экономического положения РФ и пути выхода из кризиса [Текст]: – режим доступа:  www.crisis-blog.ru.
  23. Ожиганов, Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов [Текст] / Э.Н. Ожиганов.- М., изд. РУДН, 2009, 189 С.
  24. Ожиганов, Э.Н. Политическая напряженность: имитационное моделирование и раннее предупреждение [Текст] / Э.Н. Ожиганов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2012.-№ 9 (354).
  25. Осадчая, Г.И. Социальная модернизация в России [Текст] : // Социс. – 2011. - № 3. – с. 34-40.
  26. Петухов, В. В. Новые поля социальной напряженности [Текст] // Социс. – 2011. - № 5. – с. 30-39.
  27. Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст [Текст]. – М., 2005.
  28. Политический процесс: вопросы теории [Текст]. – М., Луч. 2004.
  29. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 10 декабря 2012 г. [Текст]: [Электронный ресурс] – режим доступа: http://kremlin.ru/news/17118
  30. Послание президента Российской Федерации. Россия вперед [Текст]: [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://www.gazeta.ru/comments/2012/09/10_a_3258568.shtml
  31. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации [Текст]: [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://www.midural.ru/minszn/anons/st4.htm.
  32. Рой, М.Н., Киселева, А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов – Питер, 2007.
  33. Ротман, Д. Поле социальной напряженности [Текст]: / Д. Ротман // Свободная мысль. – 2010. -№ 6. – с. 73-88.
  34. Современный политический процесс в России [Текст]. – М., 2008.
  35. Соловьев, С. С. Методика измерения социальной напряженности в вооруженных силах [Текст] : // Социс. – 2013. - № 1. – с. 68-73.
  36. Социальная напряженность в общественном Развитии [Текст]: / [Электронный ресурс] / 01.05.2012. – режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012
  37. Тавокин, Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е.П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2010. - 216.
  38. Тавокин, Е.П. Основы методики социологического исследования [Текст]: Учебное пособие. / Е.П. Тавокин. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.
  39. Теория политики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб., 2008.- 

 


Информация о работе Проблема снижения социальной напряженности в процессе политических преобразований в Российской Федерации