Проблема социального неравенства в современной России. Роль социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Социальное неравенство является проблемой свойственной человеческому обществу на протяжении всей его истории. Оно появляется вместе с рождением человеческого сообщества, определяются его природой, различиями в способностях и возможностях самих людей, спецификой социальной среды их существования, и в различных формах и границах они присущи всем фазам исторического развития общества, причем не исключая самую первую – первобытнообщинную.

Содержание работы

Введение
1. История теорий социального неравенства
2 Макс Вебер: классический этап становления социологии неравенства.
3. Социальное неравенство и неравномерность доходов
4.Неравенство и бедность
5. Социальное неравенство и стратификационная модель
6. Общественное мнение по проблеме социального неравенства в России
7. Социальная политика. Роль социальной работы
Заключение

Файлы: 1 файл

контр соц нерав.docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)

Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами перестанут работать в полную силу. А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Неравенство доходов –  это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения  его благосостояния. 

4.Бедность и  неравенство

Бедность и неравенство  – понятия, тесно связанные между  собой. Неравенство характеризует  неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти, образования  и престижа между различными слоями населения – в этом заключается  социальное неравенство. Основным измерителем  неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию  обычно выполняют деньги, и их количество определяет место индивида или семьи  в социальной стратификации. Самый  распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства –  сравнение величин самого низкого  и самого высокого доходов в данной стране. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемый  на питание: чем беднее индивид, тем  больше он тратит на питание, и наоборот. Если неравенство сравнить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедные) количеством благ: это экономическое неравенство. Неравенство характеризует общество в целом, бедность же касается только части населения. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они  не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.

Бедность – неспособность  поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность – показатель критически низкого уровня жизни  малообеспеченных граждан и категорий  населения, недостаточная степень  удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого  для данной страны уровня жизни тех  групп населения (семей), которые  в силу каких-то причин оказались  не в состоянии даже на минимальном  уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и  др.). Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют  им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей – необходимых  для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного  общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью.

Категория минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегда относительны и зависят от уровня развития экономики и богатства  общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных  потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые  обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция, как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения. Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность – это «намного больше чем деньги».

Определение бедности как  – состояния, при котором насущные потребности человека превышают  его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности  человека?

Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи  живых организмов с внешним миром, необходимая для существования  и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач  изучения потребностей в современной  науке применяются различные  классификации. Существующие нормативы  отражают современные научные представления о потребностях человека в благах и услугах – личных потребностях. Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).

Физиологические потребности  являются определяющими – первого  порядка, поскольку выражают потребности  человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.

Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек  принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой  внутренним состоянием человека.

Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает  простор для развития личности, возвышает  человека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются  потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются  после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния  культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.

Различают рациональные (разумные) и иррациональные потребности.

Рациональные отвечают научным  представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания  здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно  с помощью рациональных норм и  нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки  о питании).

Иррациональные потребности  выходят за рамки разумных норм принимают  гипертрофированные, иногда извращенные  формы, в частности по отношению  к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос  населения, хотя и количественно, и  качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

Неудовлетворение потребности  может вести либо к изменению  нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

В зависимости от того, какие  потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при  этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной.

Абсолютная бедность –  состояние, при котором индивид  на свой доход не способен удовлетворить  даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить  только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным  критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Относительная бедность –  невозможность поддерживать уровень  приличествующей жизни, или некоторый  стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении  с другими людьми.

Субъективная бедность –  базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы  жить, сами для себя определяющие уровень  бедности.

В последнее время российские социологи начинают приходить к  выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации (оценка бедности через испытываемые лишения) в социальной жизни, которые испытывает определенная часть населения. В  этом состоит суть депривационнного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения. Депривационный подход требует учета целого ряда материальных и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога», который означает социальную эксклюзию, то есть фактическое исключение определенной части населения из нормальных условий жизнедеятельности.

Оценку в бедности, основанную на депривационном подходе, следует разграничивать на количественную и качественную стороны депривации.

Качественное наполнение различных ступеней депривации (уровней  бедности):

Первая ступень депривации – ступень, характеризующая близкие  к средним жизненные стандарты  и не означающая существенное отклонение от общепринятого в российском сообществе образа жизни. Семьи на этой ступени нуждаются в улучшении жилищных условий, экономят на приобретении современных дорогих предметах длительного пользования, платных образовательных услугах, семейном отдыхе и развлечениях.

Вторая ступень депривации – ступень стесненности (малообеспеченности) – когда не хватает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких, газеты, журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья не может позволить приобрести стиральную машину, посетить далеко живущих родственников; отказывается от платных услуг, в первую очередь необходимых медицинских.

Третья ступень депривации – ступень острой нуждаемости (бедности) – лишение концентрируется на качестве питания, нехватке одежды и  обуви (взрослые члены семьи вынуждены  отказываться от их обновления), семье  трудно поддерживать жилье в порядке, иметь простую повседневную мебель, организовать в случае необходимости  ритуальный обряд (похороны, поминки), приобретать жизненно важные лекарства, ограничивать возможности приглашения  гостей и выхода в гости.

Четвертая ступень депривации – ступень нищеты, когда ресурсов не хватает на нормальное питание, семья  экономит на предметах гигиены, не обновляет  одежду для детей по мере их роста, отказывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов  длительного пользования как  телевизор и холодильник.

Следует обратить внимание, что многие виды депривации, испытываемые россиянами в настоящее время, пока напрямую не ассоциируются в массовом сознании с бедностью, поскольку  присутствуют у большинства населения.

5. Социальное неравенство  и стратификационная модель

Современное понимание проблемы социального неравенства основывается на изучении процессов социальной интеграции и дезинтеграции.

 В России в последние  годы наблюдается сильно выраженная  тенденция к дезинтеграции общества, поскольку очевидно, что социальные  группы, корпорации, сообщества и  индивиды по-разному представляют  себе образы «единого» социального  пространства. Протекают процессы  интеграции и дезинтеграции, опирающиеся  не на рациональные начала (консенсус  по поводу ценностей и целей), а на иррациональные и эмоциональные  побуждения (этнонациональные, религиозные и местнические, мифологизированные и т. д.). Преобладает размытость идентичностей и социальных статусов, что способствует аномии. Коренным образом изменились принципы социальной стратификации. Общество стало структурироваться по новым для России основаниям.

Тенденции трансформации  социальной структуры в России определяются:

1) преобразованием институциональных  основ, прежде всего появлением  частной собственности и развитием  на ее базе предпринимательства;

Информация о работе Проблема социального неравенства в современной России. Роль социальной работы