Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:07, контрольная работа
Социальное неравенство является проблемой свойственной человеческому обществу на протяжении всей его истории. Оно появляется вместе с рождением человеческого сообщества, определяются его природой, различиями в способностях и возможностях самих людей, спецификой социальной среды их существования, и в различных формах и границах они присущи всем фазам исторического развития общества, причем не исключая самую первую – первобытнообщинную.
Введение
1. История теорий социального неравенства
2 Макс Вебер: классический этап становления социологии неравенства.
3. Социальное неравенство и неравномерность доходов
4.Неравенство и бедность
5. Социальное неравенство и стратификационная модель
6. Общественное мнение по проблеме социального неравенства в России
7. Социальная политика. Роль социальной работы
Заключение
Своеобразной «точкой перелома» выступал возраст 50 лет – среди россиян, преодолевших этот возрастной рубеж, доля негативно оценивающих свою жизнь начинала преобладать над долей оценивающих ее позитивно.
В оценке отдельных сфер жизни тенденции проявления социальных неравенств остаются такими же – для людей более старшего возраста, по их мнению, многие возможности закрыты; россияне из младших возрастных когорт более оптимистичны в своих оценках, что говорит о важности возрастного аспекта неравенства качества жизни.
Другой тип дифференциации,
также определяющий неравенство
качества жизни, связан с уровнем
образования. Более высокий уровень
образования приводит к большим
возможностям, и, чем выше уровень
образования, тем более оптимистична
оценка жизни в целом. С ростом
образования растет, согласно результатам
исследования, позитивная оценка возможности
реализовать себя в профессии, а
также возможности получить необходимые
знания и образование. Это может
означать дальнейшее увеличение разрыва
между людьми с высоким и низким
уровнем образования, так как
возможность повышения этого
уровня в большей степени доступна
для тех, кто уже имеет более
высокое образование. Однако даже среди
россиян, имеющих научную степень,
доля тех, кто негативно оценивает
имеющуюся возможность
Обращает на себя внимание
достаточно значимое снижение доли негативно
оценивающих возможность
Так же стоит обратиться
к вопросу использования
Использование платных услуг распространено не повсеместно. Чаще всего россияне используют услуги платной медицины, которые зачастую являются жизненно необходимыми. Такие инвестиции в человеческий капитал, как образование, оздоровление и рекреация – как для себя, так и для детей – распространены в России в гораздо меньшей степени, чем хотелось бы.
Неравенство в использовании
платных услуг, которое определяет
качество жизни, связано с различным
уровнем дохода и различным уровнем
образования. Причем использование
платных услуг значительно
Таким образом, рассмотрев социальное неравенство, его динамику в современной России, можно отметить, что принадлежность к тому или ионному социальному классу влияет на многие стороны жизни человека, начиная от образовательной сферы, заканчивая политической. Так же, в последние годы, наблюдается сильный разрыв между различными социальными слоями населения.
7. Социальная политика. Роль социальной работы
Государственная социальная политика—это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.
Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по двум линиям:
1. Учет и эффективная
реализация основных
социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования;
социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства;
социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.
2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
беженцы, вынужденные переселенцы;
лица, подвергшиеся радиационному воздействию
вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС, ядерных выбросов и ядерных
испытаний; лица, вернувшиеся из мест
заключения, лишения свободы, специальных
учебно-воспитательных учреждений; лица
без определенного места
семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;
семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие);матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери;
самостоятельно проживающие
выпускники детских домов и школ-
осиротевшие или оставшиеся
без попечения родителей дети;
безнадзорные дети и подростки;
Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.
Речь идет о таком содержании социальной политики, в которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная политика государства
может иметь различные
Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Они характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа — это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика — стержень, ориентир социальной работы, социальная политика —более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика — ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива,стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа .Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой.
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность ,направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно и нужно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т. е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить «социальные болезни», но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.
Заключение
Таким образом, по мере развития рыночных отношений в российском обществе происходят значительные изменения как позитивного, так и негативного характера. Происходит расслоение общества на богатых и бедных, значительно усиливая процесс социальной дифференциации, а также социальной мобильности, когда большие массы людей переходят в силу разных причин из одного социального слоя в другой и т.д. Можно констатировать в нашей стране формирование стабильного узкого слоя элиты. В недрах обостренного социального расслоения постепенно растет средний класс, тоже дифференцирующийся на нижний и верхний слои. Наиболее активны в нем молодежь, получающая профессиональное образование, специалисты. Однако социальное неравенство современного российского общества носит неравновесный характер, поскольку основную часть его составляет базовый слой, находящийся в крайне неблагоприятном положении. Низкий статус и трудное материальное положение не позволяют ему найти достойное место в рыночной экономике, приспособиться к новым экономическим условиям. Дальнейшее ухудшение положения базового и нижнего слоев может поставить под угрозу социальную стабильность общества. Остро стоит проблема социальной справедливости, социальной защиты интересов малоимущих слоев населения, людей, оказавшихся в результате этих явлений неспособными быстро адаптироваться и развиваться в данной среде, – пенсионеров, студентов, военнослужащих и т.д. Социальное неравенство российского общества носит сложный характер, когда выделяются различные по своей роли социальные общности, складываются неоднозначные взаимосвязи между ними.
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства . Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т. е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.
Поэтому политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.
Список литературы
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск: ТетраСистемс, 2001
2. Большой толковый
3. Гидденс Э. Социология. – М.: Едитория, 2005
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2004
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Омега-Л, 2007
9. Социальная политика России на современном этапе: Учеб.пособие/Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. — М., 2007.
13. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. — Ч. 1.— М.: МГСУ, 2004.
Информация о работе Проблема социального неравенства в современной России. Роль социальной работы