Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 03:24, курсовая работа
Введение , несомненно, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детских домов, просто ужасны. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствует нормальному физическому и психическому развитию здоровья у таких детей. Поэтому так важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, ее тепле и уюте, среди любящих его родных и близких людей. Ребенку необходимо иметь свой дом и свою семью, любящую и заботящуюся о нем. 2008 год в России объявлен годом семьи.
Введение………………………………………………………………...стр. 4-5
1. Понятие усыновления
1.1 История усыновления детей в России…………………………..стр. 6-12
1.2 Формы устройства детей-сирот………………………………….стр. 12-19
2. Приемная семья
2.1 Причины, побуждающие людей к усыновлению……………...стр. 20-22
2.2 Понятие и порядок образования приемной семьи…………….стр. 22-25
3. Усыновление детей-сирот…………………………………………...стр. 26-27
3.1 Понятие, условия и порядок усыновления…………………….стр. 28-33
3.2 Правовые последствия усыновления………………………….стр. 33-34
3.3 Тайна усыновления……………………………………………...стр. 34
3.4 Отмена усыновления …………………………………………...стр. 35
Заключение
Список использованных источников и литературы
Деревенским семьям устанавливались выплаты за воспитание ребенка – 2 рубля в месяц.
Что касается усыновления крестьянских детей, оставшихся без родителей, то в крестьянском быту оно имело место только тогда, когда в семействе не было прямых наследников, обычно же крестьянские дети поступали на воспитание родственников или посторонних людей.
Первая половина XIX века не принесла существенных изменений в правовое регулирование семейных отношений, касающихся родителей и детей.
Усыновление же подверглось более тщательной и подробной правовой регламентации. 11 октября 1803 года вышел Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников путем передачи им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными и имели все родственные права.
В то же время начинает вводиться патронат или патронаж, то есть помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи. Семье, принявшей к себе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: 5 рублей на маленького ребенка, потому что он ничем не помогал по хозяйству, и гораздо меньше – на старших, так как они уже могли помогать по хозяйству и соответственно зарабатывать деньги. К 14 годам выплаты прекращались. В таком случае детей брали бедные сельские семьи, для которых патронат был обычным промыслом.
Передача ребенка в
патронатную семью
Таким образом, в начале XIX века, как и прежде, предметом государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей в различного рода учреждения и заведения.
Дальнейшее экономическое развитие России не могло не сказаться на проблемах, связанных с устройством сирот и в XX веке. Государство стало перекладывать устройство сирот на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения.
Первая мировая война
принесла детскому населению России
физические и нравственные страдания,
разрушение семей, гибель родителей, голод
и нищету в огромных масштабах. Положение
ребенка усугубила и
После революции 1917 года, когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной, можно даже сказать единственной, формой устройства стали государственные детские дома. В 1918 году все дети были объявлены государственными, и до 1989 года расширялась сеть детских домов. Все дети новой России признавались детьми государства и находились под его защитой
В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки и патроната, который был отменен в первые годы советской власти. В 1936 году было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся". В 1942 году в патронатных семьях находилось 37 490 детей. По официальным данным в конце войны в России из 678 тыс. сирот 278 тыс. (41 %) находились в семьях, которые заменили родительскую. В 1943 году был принят специальный Приказ Наркомпроса о передаче сирот рабочим и колхозникам на патронат по договору, с выплатой зарплат и пособий детям. Однако, к сожалению, патронатное воспитание впоследствии не вошло в законодательство о браке и семье.
С 1960 года стали активно
внедряться школы-интернаты для
детей-сирот. Многие школьные детские
дома были преобразованы в школы-
В течение последнего двадцатилетия практика передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х – начале 90-х гг. около 400 российских семей по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч детей-сирот и детей, утративших родительское попечение. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, который определяет приемную семью как одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В итоге можно сказать,
что процесс усыновления детей
в России имеет длительную историю
и уходит корнями еще в языческую
Русь. Тогда еще мотивы, побуждающие
людей к этой деятельности, носили
чисто нравственный характер. В христианской
Руси попечение о сиротах было
частным делом князей и церкви.
Такое положение вещей
В настоящее время развивается и поощряется идея об усыновлении ребенка, с целью дать ему нормальное физическое и психическое здоровье, чтобы ребенок жил в семье и любви.
1.2 Формы устройства детей-сирот
В современном обществе существует четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
· усыновление;
· опека (попечительство);
· патронатное воспитание;
· приемная семья.
Рассмотрим каждую из этих форм наиболее подробно.
Усыновление – наиболее оптимальная форма устройства ребенка. В этом случае между усыновителями и усыновляемым помимо того, что складываются близкие родственные отношения, происходит и юридическое закрепление этих отношений, то есть ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
Усыновление допускается
в отношении несовершеннолетних
детей и только в их интересах.
При устройстве ребенка в семью
необходимо учитывать множество
факторов, среди которых можно
выделить: этническое происхождение
ребенка, его принадлежность к определенной
религии и культуре, родной язык,
возможность обеспечения
В последнее время об усыновлении
говорится много, власти всячески призывают
россиян к этому благородному
и заслуживающему вниманию поступку.
Вот, например, что заметил по этому
вопросу тогда еще первый вице-премьер
Дмитрий Медведев: "Идеально, если
все семьи станут многодетными. И
для этого, кстати, необязательно
рожать самим. В России около 730 тысяч
сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей и
Важной проблемой процесса усыновления является отношение общества к сиротам. Люди бояться брать чужих детей на воспитание. И это вполне объяснимо. Люди не хотят нагружать себя дополнительными материальными и бытовыми заботами, или они попросту стесняются общественных мнений.
Помимо этого существуют и другие важные проблемы, к которым стоит отнести:
· недостаток в жилищных условиях для желающих усыновить ребенка;
· тяжелые условия медицинского сопровождения не очень здоровых усыновленных детей;
· недостаток специалистов по специальной психологической помощи усыновленным детям и приемным родителям.
То есть можно сделать вывод, что для того, чтобы успешно реализовать идею об усыновлении, настроенные на эту идею люди, помимо собственной нравственности, души и морали, обязательно должны иметь активную поддержку государства.
Опека и попечительство – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Близко к понятию опеки.
Опека – это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)". Опека – это также лица и учреждения, на которых возложено это наблюдение.
Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Это дети, родители которых:
- умерли;
- лишены родительских прав;
- ограничены в родительских правах;
- признаны безвестно отсутствующими;
- недееспособны (ограниченно дееспособны);
- отбывают наказание в исправительных колониях;
- обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
- уклоняются от воспитания детей;
- отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Опекун или попечитель назначается в случае установления органом опеки и попечительства необходимости предоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях, предусмотренных законом, индивидуальной защиты его прав и интересов.
Для назначения опекуна или попечителя необходимо лишь его согласие.
Подбор кандидатуры должен осуществляться в соответствии со следующими обязательными требованиями к нему:
· совершеннолетие лица, то есть достижение им 18 лет;
· полная гражданская дееспособность лица, то есть отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина;
· отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (независимо от времени его вынесения).
Условия для назначения лица опекуном или попечителем:
1. способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), под которой понимается состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного;
2. отношения между опекуном (попечителем) и ребенком;
3. желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо;
4. отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.
Следующая форма – это патронатное воспитание.
Патронатное воспитание –
это относительно новая форма
семейного устройства детей, при
которой законное представительство
не передается в полном объеме семье,
взявшей ребенка на воспитание, а
права и обязанности по защите
прав ребенка разграничены между
таким патронатным воспитателем
и органом опеки и
Патронатное воспитание еще
пока не вошло в федеральное
Данная форма устройства детей в семью является наиболее гибкой и позволяет жить в семье ребенку любого возраста.
Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей – уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.
В договоре определяются права
и обязанности семьи и
В настоящее время в
ряде регионов созданы такие
Информация о работе Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей