Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Введение , несомненно, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детских домов, просто ужасны. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствует нормальному физическому и психическому развитию здоровья у таких детей. Поэтому так важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, ее тепле и уюте, среди любящих его родных и близких людей. Ребенку необходимо иметь свой дом и свою семью, любящую и заботящуюся о нем. 2008 год в России объявлен годом семьи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...стр. 4-5
1. Понятие усыновления
1.1 История усыновления детей в России…………………………..стр. 6-12
1.2 Формы устройства детей-сирот………………………………….стр. 12-19
2. Приемная семья
2.1 Причины, побуждающие людей к усыновлению……………...стр. 20-22
2.2 Понятие и порядок образования приемной семьи…………….стр. 22-25
3. Усыновление детей-сирот…………………………………………...стр. 26-27
3.1 Понятие, условия и порядок усыновления…………………….стр. 28-33
3.2 Правовые последствия усыновления………………………….стр. 33-34
3.3 Тайна усыновления……………………………………………...стр. 34
3.4 Отмена усыновления …………………………………………...стр. 35
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по технологии.docx

— 69.45 Кб (Скачать файл)

Деревенским семьям устанавливались  выплаты за воспитание ребенка – 2 рубля в месяц.

Что касается усыновления  крестьянских детей, оставшихся без  родителей, то в крестьянском быту оно  имело место только тогда, когда  в семействе не было прямых наследников, обычно же крестьянские дети поступали  на воспитание родственников или  посторонних людей.

Первая половина XIX века не принесла существенных изменений в  правовое регулирование семейных отношений, касающихся родителей и детей.

Усыновление же подверглось  более тщательной и подробной  правовой регламентации. 11 октября 1803 года вышел Указ, позволяющий бездетным  дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников путем передачи им при жизни фамилии и герба  и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными  и имели все родственные права.

В то же время начинает вводиться  патронат или патронаж, то есть помещение  беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи. Семье, принявшей  к себе на патронат ребенка, выплачивалось  разное по размерам пособие: 5 рублей на маленького ребенка, потому что он ничем  не помогал по хозяйству, и гораздо  меньше – на старших, так как они  уже могли помогать по хозяйству  и соответственно зарабатывать деньги. К 14 годам выплаты прекращались. В таком случае детей брали  бедные сельские семьи, для которых  патронат был обычным промыслом.

Передача ребенка в  патронатную семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими  управами и лицами, берущими детей  на воспитание. Условия эти были разнообразны как по своему существу, так и по продолжительности действия. Но в любом случае семья всегда могла вернуть ребенка в приют.

Таким образом, в начале XIX века, как и прежде, предметом  государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных  детей в различного рода учреждения и заведения.

Дальнейшее экономическое  развитие России не могло не сказаться  на проблемах, связанных с устройством  сирот и в XX веке. Государство  стало перекладывать устройство сирот на организации, в ведении  которых находились отдельные группы населения.

Первая мировая война  принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение семей, гибель родителей, голод  и нищету в огромных масштабах. Положение  ребенка усугубила и Октябрьская  революция 1917 года. Миллионы обездоленных сирот, согнанные с постоянного  места жительства, массы беженцев с малолетними детьми, расстройство правильного обучения детей в  школах, их подорванное длительными лишениями здоровье – такова неприглядная картина первых лет существования государства новой формации.

После революции 1917 года, когда  молодая советская республика столкнулась  с массовым сиротством и беспризорностью, основной, можно даже сказать единственной, формой устройства стали государственные  детские дома. В 1918 году все дети были объявлены государственными, и  до 1989 года расширялась сеть детских  домов. Все дети новой России признавались детьми государства и находились под его защитой

В годы Великой Отечественной  войны был возрожден институт опеки и патроната, который был  отменен в первые годы советской  власти. В 1936 году было принято постановление  ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке  передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся". В 1942 году в патронатных семьях находилось 37 490 детей. По официальным данным в  конце войны в России из 678 тыс. сирот 278 тыс. (41 %) находились в семьях, которые заменили родительскую. В 1943 году был принят специальный Приказ Наркомпроса о передаче сирот рабочим и колхозникам на патронат по договору, с выплатой зарплат и пособий детям. Однако, к сожалению, патронатное воспитание впоследствии не вошло в законодательство о браке и семье.

С 1960 года стали активно  внедряться школы-интернаты для  детей-сирот. Многие школьные детские  дома были преобразованы в школы-интернаты.

В течение последнего двадцатилетия  практика передачи детей, оставшихся без  попечения родителей, на воспитание в семью, стала возрождаться в  РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х  – начале 90-х гг. около 400 российских семей по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч  детей-сирот и детей, утративших родительское попечение. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, который определяет приемную семью как одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В итоге можно сказать, что процесс усыновления детей  в России имеет длительную историю  и уходит корнями еще в языческую  Русь. Тогда еще мотивы, побуждающие  людей к этой деятельности, носили чисто нравственный характер. В христианской Руси попечение о сиротах было частным делом князей и церкви. Такое положение вещей продолжалось до петровских времен, когда возникла идея о государственном призрении  беспризорников. Со времен Екатерины  Великой появляется законодательное  регулирование вопросов, касающихся детей-сирот и их опекунов. С XIX века начинает вводиться новое понятие  – патронат, что признается наиболее благоприятным для развития ребенка. Советский же период следует отметить повсеместное распространение детских  домов как единственной формы  благоустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время развивается  и поощряется идея об усыновлении  ребенка, с целью дать ему нормальное физическое и психическое здоровье, чтобы ребенок жил в семье  и любви.

 

 

1.2 Формы устройства  детей-сирот

 

В современном обществе существует четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

·   усыновление;

·   опека (попечительство);

·   патронатное воспитание;

·   приемная семья.

Рассмотрим каждую из этих форм наиболее подробно.

Усыновление – наиболее оптимальная форма устройства ребенка. В этом случае между усыновителями  и усыновляемым помимо того, что  складываются близкие родственные  отношения, происходит и юридическое  закрепление этих отношений, то есть ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление допускается  в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью  необходимо учитывать множество  факторов, среди которых можно  выделить: этническое происхождение  ребенка, его принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности  в образовании и воспитании, а  также возможность обеспечить детям  полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В последнее время об усыновлении  говорится много, власти всячески призывают  россиян к этому благородному и заслуживающему вниманию поступку. Вот, например, что заметил по этому  вопросу тогда еще первый вице-премьер  Дмитрий Медведев: "Идеально, если все семьи станут многодетными. И  для этого, кстати, необязательно  рожать самим. В России около 730 тысяч  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей и проживающих  в детдомах. Однако детдом – это, извините пережиток коллективно-лагерного  сознания. Понятно, что нормальное, полноценное воспитание возможно, когда  у ребенка есть папа и мама, он окружен постоянной заботой и  вниманием родных людей. Да, многие наши соотечественники прошли через  детдома, получив там определенную закалку. Но сегодня вряд ли допустимо то, с чем приходилось мириться еще несколько десятилетий назад" .

Важной проблемой процесса усыновления является отношение  общества к сиротам. Люди бояться  брать чужих детей на воспитание. И это вполне объяснимо. Люди не хотят  нагружать себя дополнительными  материальными и бытовыми заботами, или они попросту стесняются общественных мнений.

Помимо этого существуют и другие важные проблемы, к которым  стоит отнести:

·   недостаток в жилищных условиях для желающих усыновить ребенка;

·   тяжелые условия медицинского сопровождения не очень здоровых усыновленных детей;

·   недостаток специалистов по специальной психологической помощи усыновленным детям и приемным родителям.

То есть можно сделать  вывод, что для того, чтобы успешно  реализовать идею об усыновлении, настроенные  на эту идею люди, помимо собственной  нравственности, души и морали, обязательно  должны иметь активную поддержку  государства.

Опека и попечительство –  это форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также  для защиты их прав и интересов.

Попечительство – это  форма защиты личных и имущественных  прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий  людей). Близко к понятию опеки.

Опека – это "форма  охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)". Опека – это также лица и учреждения, на которых возложено это наблюдение.

Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно  более широкая категория детей. Это дети, родители которых:

-   умерли;

-   лишены родительских прав;

-   ограничены в родительских правах;

-   признаны безвестно отсутствующими;

-   недееспособны (ограниченно дееспособны);

-   отбывают наказание в исправительных колониях;

-   обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

-   уклоняются от воспитания детей;

-   отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Опека устанавливается над  детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над  этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун или попечитель назначается в случае установления органом опеки и попечительства необходимости предоставления недееспособному  или не полностью дееспособному  лицу в случаях, предусмотренных  законом, индивидуальной защиты его  прав и интересов.

Для назначения опекуна или  попечителя необходимо лишь его согласие.

Подбор кандидатуры должен осуществляться в соответствии со следующими обязательными требованиями к нему:

·   совершеннолетие лица, то есть достижение им 18 лет;

·   полная гражданская дееспособность лица, то есть отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина;

·   отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (независимо от времени его вынесения).

Условия для назначения лица опекуном или попечителем:

1.   способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), под которой понимается состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного;

2.   отношения между опекуном (попечителем) и ребенком;

3.   желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо;

4.   отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Следующая форма – это  патронатное воспитание.

Патронатное воспитание –  это относительно новая форма  семейного устройства детей, при  которой законное представительство  не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а  права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между  таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание еще  пока не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами субъектов РФ. В настоящее время законы, поддерживающие патронат, приняты в 41 субъекте Российской Федерации, в том числе и в Ярославской области.

Данная форма устройства детей в семью является наиболее гибкой и позволяет жить в семье  ребенку любого возраста.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей – уполномоченные организации органов опеки и  попечительства, с которыми патронатные  воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права  и обязанности семьи и учреждения. Данный договор является юридической  основой для профессионального  сопровождения ребенка в течение  всего времени его воспитания в семье. Кроме того, и семье  и ребенку гарантируется юридическая, психологическая, социальная и иная помощь.

В настоящее время в  ряде регионов созданы такие экспериментальные  площадки – уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Данные учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, для этого они используют социально-психологические  технологии подготовки и обследования семьи, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения  ребенка в семью, тем самым, повышая  процент успешности и стабильности патронатных семей.

Информация о работе Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей