Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Введение , несомненно, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детских домов, просто ужасны. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствует нормальному физическому и психическому развитию здоровья у таких детей. Поэтому так важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, ее тепле и уюте, среди любящих его родных и близких людей. Ребенку необходимо иметь свой дом и свою семью, любящую и заботящуюся о нем. 2008 год в России объявлен годом семьи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...стр. 4-5
1. Понятие усыновления
1.1 История усыновления детей в России…………………………..стр. 6-12
1.2 Формы устройства детей-сирот………………………………….стр. 12-19
2. Приемная семья
2.1 Причины, побуждающие людей к усыновлению……………...стр. 20-22
2.2 Понятие и порядок образования приемной семьи…………….стр. 22-25
3. Усыновление детей-сирот…………………………………………...стр. 26-27
3.1 Понятие, условия и порядок усыновления…………………….стр. 28-33
3.2 Правовые последствия усыновления………………………….стр. 33-34
3.3 Тайна усыновления……………………………………………...стр. 34
3.4 Отмена усыновления …………………………………………...стр. 35
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по технологии.docx

— 69.45 Кб (Скачать файл)

Отмена усыновления возможна только в судебном порядке (ст. 140 СК). В целях защиты прав усыновленных детей дела об отмене усыновления  рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

В соответствии со ст. 141 СК, определяющей основания для отмены усыновления, такая отмена производится, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются алкоголиками или  наркоманами, т.е. когда установлено  виновное поведение усыновителя, нарушающее интересы ребенка.

Суд также вправе отменить усыновление и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и  с учетом его мнения. Основанием для отмены усыновления могут  послужить отсутствие взаимопонимания  между ребенком и усыновителем, объективная  невозможность последнего выполнять  свои обязанности (тяжелая болезнь, изменение семейных обстоятельств  и т.п.), выздоровление тяжело болевших родителей, к которым ребенок  был привязан и которых не может  забыть после усыновления, и др.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели проблему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Процесс усыновления детей  в России имеет длительную историю  и уходит корнями еще в языческую  Русь. Тогда еще мотивы, побуждающие  людей к этой деятельности, носили чисто нравственный характер. В христианской Руси попечение о сиротах было частным делом князей и церкви. Такое положение вещей продолжалось до петровских времен, когда возникла идея о государственном призрении  беспризорников. Со времен Екатерины  Великой появляется законодательное  регулирование вопросов, касающихся детей-сирот и их опекунов. С XIX века начинает вводиться новое понятие  – патронат, что признается наиболее благоприятным для развития ребенка. Советский же период следует отметить повсеместное распространение детских  домов как единственной формы  благоустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время развивается  и поощряется идея об усыновлении  ребенка, с целью дать ему нормальное физическое и психическое здоровье, чтобы ребенок жил в семье  и любви.

Существует четыре основные формы устройства детей в семьи:

·   усыновление – наиболее оптимальная форма устройства ребенка, при которой между усыновителями и усыновляемым помимо того, что складываются близкие родственные отношения, происходит и юридическое закрепление этих отношений, то есть ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности;

·   опека и попечительство – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов;

·   патронатное воспитание – это относительно новая форма семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением);

·   приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, основанная на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Из всех этих форм, как  уже было сказано, самой оптимальной  является усыновление, однако каждый человек  выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

Причины, побуждающие людей  к усыновлению детей разнообразны.

Иногда люди просто хотят  спастись от скуки, быть "не хуже других", есть мнение, что ребенок может  спасти распадающуюся семью, кто-то усыновляет детей из жалости и  т.п. По таким причинам усыновлять ребенка  не следует. Каждый ребенок – это  индивидуальный мир, со своими чувствами, желаниями, потребностями, это не игрушка, которая интересна только поначалу, а потом про нее забываешь.

Шаг усыновления должен быть осознанным шагом, к нему должны прийти только те люди, которые действительно  желают взять на воспитание ребенка, которые готовы помочь ребенку, готовы стать по-настоящему любящими и заботливыми  родителями.

Приемная семья – это  одна из форм устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без родительского  попечения.

Она образуется на основании  договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается  между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка  и приемными родителями.

В договоре закрепляются:

·   условия содержания, воспитания и образования ребенка;

·   срок, на который ребенок помещается в приемную семью;

·   права и обязанности приемных родителей;

·   обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства;

·   основания и последствия прекращения договора.

Основной целью данной программы является оптимальное  становление и развитие семей, взявших  детей на воспитание.

В качестве основных задач  программы следует выделить следующие:

·   оказание помощи приемным родителям в овладении психологическими, педагогическими, медицинскими и юридическими знаниями;

·   содействие приемным родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладении навыками межличностного взаимодействия с детьми;

·   оказание помощи в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;

·   формирование у приемных родителей здоровой родительской позиции.

Непосредственно процессами усыновления, опеки и попечительства занимается "Центр по усыновлению, опеке и попечительству".

Выделяются основные направления в работе центра:

·   учет сведений о детях, которые остались без попечения родителей;

·   учет сведений об обратившихся гражданах РФ и иностранных гражданах, желающих взять ребенка (детей) на воспитание в свою семью;

·   подбор и предоставление сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, гражданам, желающим взять на воспитание ребенка (детей) в свою семью;

·   программно-методическая и информационная деятельность по вопросам устройства детей на воспитание в семьи.

Однако, не смотря на такие  благоприятные условия, созданные  для молодых приемных родителей, приемных семей в области больше не становится. Возможными причинами, почему так происходит, является то, что люди просто не готовы к данному  шагу. Поэтому очень важно больше освещать эту проблему, рассказывать об удачных опытах усыновления детей, а также совершенствовать законодательную  базу данного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники:

1. Гражданский кодекс  РФ.

2. Закон Ярославской области  от 6 июня 1997 г. № 12-з "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье".

3. Письмо Министерства  образования РФ и Российского  детского фонда от 16 ноября 1994 г.  № 127-М/ 01-14/ 631 "Об оказании помощи  детским домам семейного типа  территориальными органами управления  образованием".

4. Постановление Губернатора  Ярославской области А.И. Лисицына  от 5 апреля 1996г. №152 "Об учреждении  Центра по усыновлению, опеки  и попечительства".

5. Постановление Правительства  РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О  приемной семье".

6. Приказ Государственного  комитета СССР по народному  образованию от 23 октября 1989 г.  № 800.

7. Семейный кодекс РФ  от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.

8. Федеральный закон №  159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О  дополнительных гарантиях по  социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей".

Литература:

1.   Довгалевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М., 1948.

2.   Жедунова Л.Г. Посысоев О.Н. Социально психологические установки и барьеры населения Ярославской области к участию в семейных формах устройства детей-сирот. – Ярославль: Центр "Ресурс", 2005.

3.   Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблем сиротства в России. – М.: ООО "Вопросы психологии", 2002г.

4.   Костров Н.А. Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии. – Томск, 1876.

5.   Максимов Е. Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. – 1900. №1. С. 41-58.

6.   Невзоров А. Цит. соч. – М., 1935.

7.   Нечаева А.М. Россия и ее дети. – М., 1999.

8.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., "АЗЪ", 1994.

9.   Патронат о двух концах // Власть – 2008,№ 4. С. 26-31.

10. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1999.

11. Российское законодательство X – XX веков. Т. 5. – М., 2000.

12. Сергеевич В. Лекции  и исследования по истории  русского права. СПб., 1883.

13. Танькова Я. Талант быть мамой и папой. Ищу маму! // Комсомольская правда. – 2008. Апрель.

14. Шимановский М.В. Патронат  в России. – Одесса, 1888.

Интернет-ресурсы:

1.   В 2008 году приемных семей в области станет больше / http//www.usynovite.ru (дата обращения: 07.04.2008).

2.   Государственное учреждение Ярославской области "Центр по усыновлению, опеке и попечительству" / http://www.edu.yar.ru (дата обращения: 07.04.2008).

3.   Интернет-проект "Усыновите – точка – ру" / http//www.usynovite.ru (дата обращения: 05.04.2008).

4.   Колетт Н. До того как усыновлять / http://www.7ya.ru/ (дата обращения: 05.04.2008).

5.   Кочинева А. Моя вторая мама. Кто и почему становится приемными родителями / http://www.7ya.ru/ (дата обращения: 05.04.2008).

6.   Три причины усыновления детей / http//home.damotvet.ru (дата обращения: 07.04.2008).

7.   Школа приемных родителей / http://www.edu.yar.ru (дата обращения: 07.04.2008).

 


Информация о работе Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей