Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 03:24, курсовая работа
Введение , несомненно, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детских домов, просто ужасны. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствует нормальному физическому и психическому развитию здоровья у таких детей. Поэтому так важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, ее тепле и уюте, среди любящих его родных и близких людей. Ребенку необходимо иметь свой дом и свою семью, любящую и заботящуюся о нем. 2008 год в России объявлен годом семьи.
Введение………………………………………………………………...стр. 4-5
1. Понятие усыновления
1.1 История усыновления детей в России…………………………..стр. 6-12
1.2 Формы устройства детей-сирот………………………………….стр. 12-19
2. Приемная семья
2.1 Причины, побуждающие людей к усыновлению……………...стр. 20-22
2.2 Понятие и порядок образования приемной семьи…………….стр. 22-25
3. Усыновление детей-сирот…………………………………………...стр. 26-27
3.1 Понятие, условия и порядок усыновления…………………….стр. 28-33
3.2 Правовые последствия усыновления………………………….стр. 33-34
3.3 Тайна усыновления……………………………………………...стр. 34
3.4 Отмена усыновления …………………………………………...стр. 35
Заключение
Список использованных источников и литературы
Отмена усыновления возможна только в судебном порядке (ст. 140 СК). В целях защиты прав усыновленных детей дела об отмене усыновления рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
В соответствии со ст. 141 СК, определяющей основания для отмены усыновления, такая отмена производится, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются алкоголиками или наркоманами, т.е. когда установлено виновное поведение усыновителя, нарушающее интересы ребенка.
Суд также вправе отменить усыновление и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Основанием для отмены усыновления могут послужить отсутствие взаимопонимания между ребенком и усыновителем, объективная невозможность последнего выполнять свои обязанности (тяжелая болезнь, изменение семейных обстоятельств и т.п.), выздоровление тяжело болевших родителей, к которым ребенок был привязан и которых не может забыть после усыновления, и др.
Заключение
Итак, мы рассмотрели проблему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Процесс усыновления детей
в России имеет длительную историю
и уходит корнями еще в языческую
Русь. Тогда еще мотивы, побуждающие
людей к этой деятельности, носили
чисто нравственный характер. В христианской
Руси попечение о сиротах было
частным делом князей и церкви.
Такое положение вещей
В настоящее время развивается и поощряется идея об усыновлении ребенка, с целью дать ему нормальное физическое и психическое здоровье, чтобы ребенок жил в семье и любви.
Существует четыре основные формы устройства детей в семьи:
· усыновление – наиболее оптимальная форма устройства ребенка, при которой между усыновителями и усыновляемым помимо того, что складываются близкие родственные отношения, происходит и юридическое закрепление этих отношений, то есть ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности;
· опека и попечительство – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов;
· патронатное воспитание – это относительно новая форма семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением);
· приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, основанная на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Из всех этих форм, как уже было сказано, самой оптимальной является усыновление, однако каждый человек выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Причины, побуждающие людей
к усыновлению детей
Иногда люди просто хотят спастись от скуки, быть "не хуже других", есть мнение, что ребенок может спасти распадающуюся семью, кто-то усыновляет детей из жалости и т.п. По таким причинам усыновлять ребенка не следует. Каждый ребенок – это индивидуальный мир, со своими чувствами, желаниями, потребностями, это не игрушка, которая интересна только поначалу, а потом про нее забываешь.
Шаг усыновления должен быть осознанным шагом, к нему должны прийти только те люди, которые действительно желают взять на воспитание ребенка, которые готовы помочь ребенку, готовы стать по-настоящему любящими и заботливыми родителями.
Приемная семья – это одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
Она образуется на основании
договора о передаче ребенка на воспитание
в семью, который заключается
между органом опеки и
В договоре закрепляются:
· условия содержания, воспитания и образования ребенка;
· срок, на который ребенок помещается в приемную семью;
· права и обязанности приемных родителей;
· обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства;
· основания и последствия прекращения договора.
Основной целью данной программы является оптимальное становление и развитие семей, взявших детей на воспитание.
В качестве основных задач программы следует выделить следующие:
· оказание помощи приемным родителям в овладении психологическими, педагогическими, медицинскими и юридическими знаниями;
· содействие приемным родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладении навыками межличностного взаимодействия с детьми;
· оказание помощи в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;
· формирование у приемных родителей здоровой родительской позиции.
Непосредственно процессами усыновления, опеки и попечительства занимается "Центр по усыновлению, опеке и попечительству".
Выделяются основные направления в работе центра:
· учет сведений о детях, которые остались без попечения родителей;
· учет сведений об обратившихся гражданах РФ и иностранных гражданах, желающих взять ребенка (детей) на воспитание в свою семью;
· подбор и предоставление сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, гражданам, желающим взять на воспитание ребенка (детей) в свою семью;
· программно-методическая и информационная деятельность по вопросам устройства детей на воспитание в семьи.
Однако, не смотря на такие благоприятные условия, созданные для молодых приемных родителей, приемных семей в области больше не становится. Возможными причинами, почему так происходит, является то, что люди просто не готовы к данному шагу. Поэтому очень важно больше освещать эту проблему, рассказывать об удачных опытах усыновления детей, а также совершенствовать законодательную базу данного процесса.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон Ярославской области от 6 июня 1997 г. № 12-з "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье".
3. Письмо Министерства
образования РФ и Российского
детского фонда от 16 ноября 1994 г.
№ 127-М/ 01-14/ 631 "Об оказании помощи
детским домам семейного типа
территориальными органами
4. Постановление Губернатора
Ярославской области А.И.
5. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье".
6. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. № 800.
7. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
8. Федеральный закон №
159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О
дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без
Литература:
1. Довгалевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М., 1948.
2. Жедунова Л.Г. Посысоев О.Н. Социально психологические установки и барьеры населения Ярославской области к участию в семейных формах устройства детей-сирот. – Ярославль: Центр "Ресурс", 2005.
3. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблем сиротства в России. – М.: ООО "Вопросы психологии", 2002г.
4. Костров Н.А. Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии. – Томск, 1876.
5. Максимов Е. Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. – 1900. №1. С. 41-58.
6. Невзоров А. Цит. соч. – М., 1935.
7. Нечаева А.М. Россия и ее дети. – М., 1999.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., "АЗЪ", 1994.
9. Патронат о двух концах // Власть – 2008,№ 4. С. 26-31.
10. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1999.
11. Российское законодательство X – XX веков. Т. 5. – М., 2000.
12. Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883.
13. Танькова Я. Талант быть мамой и папой. Ищу маму! // Комсомольская правда. – 2008. Апрель.
14. Шимановский М.В. Патронат в России. – Одесса, 1888.
Интернет-ресурсы:
1. В 2008 году приемных семей в области станет больше / http//www.usynovite.ru (дата обращения: 07.04.2008).
2. Государственное учреждение Ярославской области "Центр по усыновлению, опеке и попечительству" / http://www.edu.yar.ru (дата обращения: 07.04.2008).
3. Интернет-проект "Усыновите – точка – ру" / http//www.usynovite.ru (дата обращения: 05.04.2008).
4. Колетт Н. До того как усыновлять / http://www.7ya.ru/ (дата обращения: 05.04.2008).
5. Кочинева А. Моя вторая мама. Кто и почему становится приемными родителями / http://www.7ya.ru/ (дата обращения: 05.04.2008).
6. Три причины усыновления детей / http//home.damotvet.ru (дата обращения: 07.04.2008).
7. Школа приемных родителей / http://www.edu.yar.ru (дата обращения: 07.04.2008).
Информация о работе Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей