Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 08:53, контрольная работа
Стресс - это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте - это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.
· не отдавать открыто предпочтения никому из своих сотрудников -- это может стать провокацией и поводом для моббинга;
· никогда не поддерживать сотрудников, если явно видно, что кто-то из них хочет очернить одного из коллег в глазах руководства, имейте свое мнение о каждом из сотрудников и отстаивайте его;
· показать персоналу, что руководство фирмы против моббинга;
· постараться поддержать того, кто стал жертвой моббинга;
· продемонстрировать эту свою поддержку не вовлеченным и конфликт сотрудникам.
К сожалению, как правило, работодатели обычно стремятся расстаться как с виновником конфликта, так и с его жертвой. Прежде чем увольнять обоих, еще раз проанализируйте ситуацию.
Межличностные конфликты непрофессиональной направленности и моббинг приносят двойной вред. Все их участники не могут полностью посвятить себя работе. К тому же это приводит к психологическим проблемам. Люди, ставшие жертвами моббинга, часто меняют рабочее место: либо они уходят после испытательного срока, либо через несколько месяцев, год. Фирме приходится постоянно искать новых сотрудников.
Фирмы, в которых распространены интриги и скандал (конфронтационные проявления конфликтов), имеют плохую репутацию. Сотрудники стремятся подыскать другое место, где была бы не только хорошая зарплата, но было бы заметным уважительное отношение к персоналу.
Это препятствует и корпоративным инновациям. Из-за страха потерять в результате реформ свое рабочее место рядовые (и не только) работники прибегают к моббингу как к средству защиты. А это тормозит саму инновацию, Претворение в жизнь многих реформаторских мер, которые могли бы принести фирме успех и прибыль.№ 3 Профессиональная усталость и как с ней бороться.
Организационные ресурсы человека раскрываются в его деятельности, в профессиональной среде. Но они же могут угнетаться этой средой. Все зависит от того, как человек справляется с возникшими организационными трудностями. Если вы не первый месяц выполняете обязанности руководителя высшего или среднего звена, вам, возможно, уже знакомо такое состояние, как профессиональная усталость, или по-другому — производственная депрессия. Если же вы еще не успели ощутить на себе все «прелести» этого явления, советуем вам прислушаться к советам психологов и сделать все возможное, чтобы предупредить его или перенести с наименьшими негативными последствиями и издержками для вас.
Профессиональная усталость — явление накопительного характера. Она никогда не возникает вдруг и имеет целый ряд первопричин. Если перенести профессиональную усталость на график, то она предстанет перед нами в виде кривой, прямо пропорциональной времени пребывания в этом состоянии, при условии отсутствия каких-либо действенных мер. Надо ли говорить, что продолжительная производственная депрессия может привести не только к профессиональной регрессии в силу возникновения частичной профессиональной непригодности, но, и влияя на личностную сферу, — к психическим расстройствам, угнетению, апатии.
Типичные
признаки профессиональной усталости
знакомы если не всем, то большинству:
утром человек с большим
Кто-то также можете заявить «А с кем не
бывало?», все-таки работоспособность
имеет свойство снижаться и повышаться.
Но в данном случае речь идет об интенсивных,
частых, продолжительных во времени проявлениях,
которые причиняют человеку дискомфорт,
и как следствие, приводят к чрезмерному
напряжению, психологическому и физическому
истощению.
Причины профессиональной усталостиПричины профессиональной усталости можно условно разделить на две группы: внешне обусловленные и внутренне обусловленные.
Под внешними
причинами мы подразумеваем создавшиеся
условия или особенности
К группе внешних причин относятся:
В числе основных внутренних причин можно назвать следующие:
Обе группы причин взаимосвязаны, они перекликаются, являются следствием друг друга. Например, дисгармония в отношениях с коллегами может повлечь за собой неприятности в деятельностной сфере и наоборот. Некоторые из них и совсем можно отнести к признакам производственной депрессии, а не к ее причинам. Если в приведенных перечнях вы нашли что-то близкое вам, и это действительно мешает работать, — следует рационально подойти к решению этого вопроса и действовать. Итак, как же можно предупредить и лечить профессиональную усталость?
Методы борьбы с профессиональной усталостью
Первоначально нужно определить, каковы истинные причины профессиональной депрессии. Как только вы осознаете, чем именно вызвана усталость, раздражение, апатия, вы сможете конструктивно помочь себе. Обманывая себя, принимая повод за причину, вы ничем себе не поможете, а лишь на время отложите решение проблемы.
Ни в коем случае не допускайте, чтобы депрессия затянулась. Мы надеемся, вы не относитесь к разряду тех людей, которые получают удовольствие от причинения себе неприятностей, тем более, когда дело касается здоровья.
1. Вспомните,
какие именно ситуации приводят вас к
нервно-эмоциональному напряжению, насколько
часто вы попадаете в них и постарайтесь
их избегать. Например, если вы ощущаете
дискомфорт в общении с начальником в
присутствии других, выбирайте (насколько
это возможно) удобное для вас время и
не испытывайте после этого чувство вины
или собственной слабости — это непродуктивно.
Максимально благоприятные условия взаимодействия
и деятельности обеспечат вам положительный
результат, которого в стрессовой ситуации
можно достичь только при большой мобилизации
ресурсов. Однажды успешно справившись
с вынужденным обстоятельством, испытав
и получив определенный, пусть частный
опыт, в следующий раз данная ситуация
не будет вызывать у вас таких отрицательных
переживаний.
1.1. Проанализируйте свой образ жизни.
Если по утрам вы регулярно просыпаетесь
на 30 минут позже будильника, а потом, не
успев позавтракать, впопыхах ловите машину;
перекусив по дороге, дописываете на коленках
отчет; пачки сигарет вам едва хватает
на день; вы не помните, когда в последний
раз проводили выходные с семьей, потому
что в 8 часов воскресного утра вам регулярно
звонят с работы и в принудительном порядке
«предлагают» выполнить ту или иную работу
или вызывают на срочные встречи, наверняка
вам захочется что-то изменить. Например,
растянуть сутки до 36 часов или укоротить
рабочий день до 5. Однако единственное,
что вы можете сделать, это свести до минимума
число стрессовых ситуаций, в которые
вы сами себя заводите, и адаптироваться
под вынужденные условия. Найдите для
себя свои способы восстановления, ресурсное
состояние, которое помогает бороться
со стрессовыми ситуациями. У каждого
индивида свои способы. Например, в период
занятия хобби человек имеет возможность
на время «отключиться» от рутинной работы
и получить массу положительной эмоций.
Даже после просмотра любимого фильма
или посещения картинной галереи вы можете
по-другому взглянуть на актуальные для
вас на настоящий момент трудности.
1.2. Полноценно и активно используйте свободное
время! Конечно же, сначала нужно выделить
для себя, что для вас кажется невыполнимым
при таком нагромождении различных обязанностей.
Но следует помнить, что рациональное
восстановление сил и освобождение от
напряжения — залог вашего психологического
здоровья.
1.3. Смените на время привычную обстановку.
Если есть возможность, уезжайте на выходные
за город, в гости. Перемена вида деятельности
на досуге помогакт накопить энергию для
работы.
1.4. Найдите положительные стороны в вашей
рабочей деятельности. Если вы разочаровались
в своей работе, в ранее принятой позиции,
работа превратилась в рутинную — сделайте
все возможное для того, чтобы ваша деятельность
стала более разнообразной. Смените отдел,
уйдите на другую должность, в конце концов,
займитесь тем, что вам действительно
нравится! Попытайтесь овладеть еще одной
профессией — может быть вы откроете в
себе талант, о котором не подозревали,
по-новому взглянете на ситуацию, а может
даже «соскучитесь» по своему основному
занятию. Подойдите творчески к решению
тех деловых вопросов, которые требуют
рациональности и объективности — ваша
интуиция знает о вас гораздо больше, нежели
вы можете предположить.
2. Вы не
испытываете ощущение профессионального
роста? Вы чувствуете, что вам не по силам
поставленная задача?
Действительно, блокировка профессиональных
стремлений, отсутствие реализации потенциальных
возможностей, неспособность эффективно
выполнять профессиональные обязанности
приводит человека к фрустративному состоянию,
которое определяется переживаниями из-за
срыва надежд, и проявляется тем интенсивнее,
чем сильнее было стремление личности
удовлетворить свои потребности, чем ближе
и доступнее была такая возможность. Человек
сталкивается с неразрешимой (как ему
кажется) проблемой, и поскольку он не
может найти выход из возникшей ситуации,
то ярко реагирует на нее.
Для того, чтобы избавиться от фрустрационного
напряжения, необходимо либо устранить
препятствие, которое мешает достижению
цели, либо преодолеть само напряжение
другими способами. Например, занять одну
из следующих позиций: «Все пройдет, пройдет
и это», «И на нашей улице будет праздник»,
«Не я один такой, у других еще хуже», «В
следующий раз я буду знать, что делать»,
«Все к лучшему» и др. Но философского
взгляда на проблему будет мало, если вы
не найдете способы реализации своих возможностей.
Запишитесь на курсы повышения квалификации,
посетите тренинг-группы, примите участие
в разработке новейшего проекта, предложите
свои идеи. Не стойте на месте и не опускайте
руки! Если же Вы не можете справиться
с работой в силу отсутствия опыта или
дефицита времени, лучшим вариантом будет
«разложить все по полочкам». Поддерживать
такую ситуацию нет смысла, поэтому проконсультируйтесь
с ответственным лицом по поводу недостатка
опыта и необходимости обучения или попробуйте
найти необходимую информацию у посторонних,
но доверенных лиц, дабы не показать свою
некомпетентность. А впредь, берясь за
новый вид деятельности, советуем вам
хотя бы приблизительно определить свои
возможности, чтобы затем не испытывать
неудобство.
3. Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам было комфортно. Поставьте на стол фотографию любимого человека, купите наконец-то новый коврик для мышки, «выбейте» себе персональный компьютер, если до сих пор вам приходилось время от времени пользоваться рабочим местом коллег, позаботьтесь о ярком освещении, закажите жалюзи и поставьте кондиционер. Пусть вам будет приятно находиться за своим рабочим столом. Но не переусердствуйте: обстановка вокруг вас должна вдохновлять на работу, а не навевать сладкие грезы.
4. Может вы испытываете страх по поводу потери работы, не имея запасного варианта? Это также может послужить причиной вашего постоянного напряжения, раздражительности, агрессивности по отношению к коллегам, руководству. Сделайте все возможное, чтобы быть достоверно информированным о перспективах роста для вас и вероятных изменениях по должности. Если вы не уверены, как долго продержитесь на этом рабочем месте — перестрахуйтесь. Найдите несколько «запасных» компаний, куда вас охотно возьмут. Тогда вы будете знать, что в случае увольнения у вас есть отходные пути.