Профессиональная деформация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Стресс - это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте - это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.

Файлы: 1 файл

профес.деформация личности.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

9. Обдуманные  обязательства (например, не следует  брать на себя большую ответственность  за клиента, чем делает он  сам).

10. Чтение  не только профессиональной, но  и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия  без ориентации на какую-то пользу.

11. Участие  в семинарах, конференциях, где  предоставляется возможность встретиться  с новыми людьми и обменяться  опытом.

12. Периодическая  совместная работа с коллегами,  значительно отличающимися профессионально  и личностно.

13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

14. Хобби,  доставляющее удовольствие. [9 C.253]

15. Выполнения  психотехнических упражнений.

В любой  профессии важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета.

Если  Вы ощущаете, что Вам недостает  жизненной энергии - смело используйте  красный цвет;

Если  Вам не хватает чувства психологической  свободы и умения приспосабливаться  к внешним обстоятельствам - работайте  с оранжевым цветом;

Желтый  цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

При равнодушии и чувстве апатии, при желании  быть более открытым и более спокойным  Вам поможет зеленый цвет;

Голубой следует использовать, если Вас тяготят  ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих  поступков;

Если  Вы проявляете излишнюю эмоциональность  и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

Фиолетовый  цвет оказывает большое влияние  на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии. [21 C.52]

16. Игры-формулы,  в свою очередь, используются  для вербального (словесного) самовнушения. Формулы могут произноситься  про себя или вслух по дороге  на работу, при подготовке к выполнению задания, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные варианты и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Например, человек, не терпящий приказов и директив, должен построить текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: "Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор". У эмоционального человека текст должен содержать яркие прилагательные: "Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания". У человек сдержанного и в то же время сильного, энергичного формула должна звучать как краткий и резкий приказ или команда: "Я должен быть спокойным! Уверенность в себе!". [17 C.48]

17. Определенные  ритуалы очищения.

В конце  рабочего дня, проведенного в самых сокровенных уголках человеческих жизней, полезно применить что-то, что помогло бы возвратиться к другой части жизни и устранить "негативные осколки", сохраняя соответствующие границы между работой и домом. Например, коллеги из США на пороге своего дома глубоко выдыхают и отряхиваются. Они визуально представляют границу между двумя мирами - миром работы и миром дома.

Кроме индивидуальных средств защиты и  профилактики настало время организационных  подходов. Когда руководитель берет  на работу сотрудника, он рассматривает его как ценный ресурс для реализации задач организации. Забота о каждом сотруднике - это сохранение ресурса организации. Особенности профессии и эмоциональная включенность требуют определенных условий от организации. Это наличие наставничества, супервизорства, проведения дебрифингов, повышения квалификации. Индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности, например, профориентация внутри помогающих профессий или профессиональная непригодность. [3 C.98]

Мероприятия по устранению или снижению воздействия  профессиональной деформации на уровень  профессионального стресса, производительность труда и в целом на работника  можно рассмотреть с точки  зрения того, что организация может  сделать для сотрудника:

Организация физической среды:

Улучшение условий для отдыха и приема пищи.

Четкое  структурирование производственного  процесса во времени и пространстве.

Кабинеты  психологической разгрузки.

Привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы.

Проведение  опросов по организации производства.

Проведение  собраний в коллективах.

Проведение  серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу “мозгового штурма”) по выявлению  и решению проблем на производстве.

Переквалификация и повышение квалификации работников.

Анализ  кадрового состава отдельных  подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через  переобучение.

Выделение отдельных сотрудников, которые  имеют перспективы для роста (профессионального и служебного).

Таким образом, наиболее распространенным средством  является непрерывное психолого-педагогическое образование сотрудника, повышение  его квалификации. [1 C.125]

Со стороны  администрации нужна система  поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, работник должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Важным  аспектом в профессиональной деятельности сотрудника является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда он сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда работник находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег ил других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня.

Регулярное  выполнение психотехнических упражнений поможет правильно ориентироваться  в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. [9 C.250]

№7 Общее представление  о профессиональной деформации личности

Деформация  личности профессиональная -- изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Например, профессиональная деформация учителя заключается  в том, что на уроке он в определенный момент начинает искусственно, даже с  некой параноидальной манией выискивать ошибки в работах учеников. Дома «деформированный» педагог начинает оценивать действия родственников, порой чересчур строго (мысленно измеряя все по 5-балльной шкале), анализирует приемлемость или неприемлемость действий незнакомых людей на улице, возмущается отсутствием культуры и т.п.

Согласно выводам  психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессиональная  деформация личности может носить эпизодический  или устойчивый, поверхностный или  глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторгуправленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

Административный  восторг -- своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

Выражение «административный  восторг» впервые было употреблено  в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского. Сам  Фёдор Михайлович объяснял этот термин так: «Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдаёт билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим но и уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравится лицо пассажира!».

Управленческая  эрозия или «порча» властью -- один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».

Руководители  принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в  процессе реализации руководящих функций  контроль (власть) над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие (см. Административный восторг). В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению.

«Испорченные» властью руководители становятся все  более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно  расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации. Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.

Информация о работе Профессиональная деформация личности