Автор наиболее
адекватно признает последнюю из указанных
трактовок термина «стресс». Он также
признает возможным понимание стресса
как неспецифических физиологических
и психологических проявлений приспособительной
активности при сильных, экстремальных
для организма воздействиях, имея в виду
в данном случае стресс в узком смысле.
[34]
В.А. Бодров [7] использует
термин «стресс» в следующих значениях.
Любые внешние
стимулы или события, которые
вызывают у человека возбуждение
или напряжение (чаще употребляются
термины «стрессор», «стресс-фактор»).
Субъективная реакция
- внутреннее психическое состояние напряжения
и возбуждения.
Физическая реакция
организма на предъявляемые требования
или вредоносные воздействия. [7]
А.Б. Леонова [42]
считает утомление монотонию, напряженность,
различные формы психологического
стресса и состояния, вызываемые воздействием
условий труда основными видами функциональных
состояний. Состояние является продуктом
включения субъекта в некоторую деятельность,
в ходе которой оно формируется и активно
преобразуется, оказывая при этом положительное
влияние на успешность самой деятельности.
При этом эффективность понимается не
только как результативность, но и как
приспособленность системы к достижению
поставленной перед ней задачи. [42]
Одной из предпосылок
противостояния эмоциональному стрессу
является присущая некоторым людям
высокая эмоционально-волевая устойчивость.
Напротив наличие низкой эмоциональной
устойчивости, повышенной эмоциональной
возбудимости способствуют развитию негативных
проявлений стресса (возникновению дистресса).
При этом сочетание высоких физических
и эмоциональных нагрузок может вызывать
развитие стресса даже у опытных, хорошо
тренированных спортсменов. Это сопровождается
снижением иммунной реактивности и негативными
физиологическими и биохимическими реакциями.
Важна, конечно,
и продолжительность стресса: бессонная
ночь и бессонная неделя, беспрерывные
умственные нагрузки, работа за компьютером,
отсутствие перерывов и отдыха на
рабочем месте. [45]
Таким образом,
степень воздействия стресса зависит
от самого человека - его физической подготовки,
возраста, типа и состояния нервной системы,
особенностей личности, профессиональной
подготовки. Все эти факторы необходимо
рассматривать во взаимосвязи.
По мнению Леонида
Чутко, руководителя Центра поведенческой
неврологии Института мозга человека
РАН, синдромом выгорания (СГ), поражены
30-40-% медицинских работников. Кроме того,
выгоранию подвержены представители всех
«помогающих» профессий и управленческий
персонал: менеджеры, педагоги, психологи,
продавцы, адвокаты, сотрудники правоохранительных
органов. Однако, проблема проявляется
не только в профессиональной деятельности.
«Другие важные сферы жизни, где человек
может выгореть,- это семья и работа на
общественных началах» , -считает Мартин
Грабе, автор книги "Синдром выгорания
– болезнь нашего времени». В семье причиной
выгорания могут стать длительные финансовые
проблемы, дети с тяжелыми хроническими
заболеваниями, старики, требующие постоянного
ухода. В общественной деятельности особо
велик риск выгорания в тех случаях, когда
человек считает дело, которым занимается,
своим призванием. Если не пытаться ничего
изменить, со временем ощущение бессилия
будет становиться только острее, что
неминуемо скажется на здоровье, работе
и личной жизни. Как это происходит? Что
вызывает синдром выгорания? Загруженность
работой? Отсутствие достойного вознаграждения?
Неблагоприятная психологическая обстановка
в коллективе? Несправедливое обращение?
Все это и многое другое. Даже если человек
страстно любит свою работу, он не застрахован
от эмоционального выгорания. Чаще всего
люди, замечая первые признаки выгорания,
полагают, что смогут справиться с проблемой,
если будут прилагать еще больше усилий.
Но от этого ситуация лишь усугубляется:
стресс накапливается и однажды вырывается
наружу, приводя человека к полному эмоциональному
и энергетическому истощению. О приближении
синдрома выгорания говорит переключение
на негатив. Перестает нравиться работа,
«ноги не несут домой», человек едва выполняет
необходимый минимум. «Он уже не может
сопереживать другим людям – пациентам,
больным родственникам, клиентам», - говорит
Чутко Л..- Такое умонастроение стимулирует
крайние формы выгорания: холодность,
безразличие и цинизм. Результатом всего
этого является осознание своей бесполезности
и несостоятельности. Подобные состояния
могут передаваться от одного человека
к другому, очень негативно влияет на психологический
климат в коллективе, в семье. Исследования
в области социальной неврологии позволяют
понять суть этого процесса. «Наш мозг
устроен таким образом, что мы улавливаем
состояние человека, который находится
рядом, что в большинстве случаев помогает
нам лучше понимать друг друга»,- объясняет
американский психолог Дэниэл Гоулман,
автор книги «Социальный интеллект». Однако
постоянное взаимодействие с людьми, которые
беспокоятся, сердятся, переживают стресс,
наполняет мозг негативными эмоциями
и активизирует центры стресса. Поэтому,
начавшись с одного человека, синдром
выгорания может, как заразная болезнь,
охватить целый отдел или даже всю организацию.
№ 5
рoфилактика
прoфессиональной
дефoрмации будущего
рукoводителя Мы
считаем, что необходимо
обратить внимание не
только на преодоление
профессиональной деформации
в реальной деятельности
руководителя, но и на
ее профилактику на
стадии становления
специалиста.Относительно
устойчивой, в большей
или меньшей степени
осознанной системой
представлений индивида
о себе, на основе которой
он строит свое взаимодействие
с другими людьми и относится
к себе, является "Образ
Я".
Становление "Образа
Я" происходит в результате интеграции
индивидуальных биологических факторов
с факторами воспитания и социального
окружения. С момента своего появления
он становится важным фактором интерпретации
опыта, является источником ожиданий и
способствует достижению внутренней согласованности.
"Образ Я"
всегда незавершен. Однажды приобретаемое
чувство "Я" не остается
неизменным и периодически подвергается
переоценке.
Если новый
опыт, полученный индивидом, согласуется
с имеющимися у него представлениями
о себе, он легко ассимилируется в "Образ
Я". Опыт, вносящий рассогласование
в структуру "Образа Я", усваивается
с помощью защитно-психологических механизмов.
Устойчивость "Образа Я" является
для человека одним из наиболее ценимых
и охраняемых им качеств.
Глобальный "Образ
Я" личности служит основой становления
образа "Я - будущий профессионал",
который является одним из главных
факторов профессионального развития
личности в юности.
Анализ психолого-педагогической
литературы позволяет сделать вывод,
что центральным личностным новообразованием,
раскрывающим сущностные ее характеристики,
стержневые отношения к окружающему миру,
себе и будущему выступает иерархия ценностных
ориентаций (П.Г. Здравомыслов, В.А.Ядов.
А.В.Кирьякова). Следовательно, ценностные
ориентации, приобретаемые в процессе
вузовского образования, определяют становление
образа «Я - будущий руководитель».
Образ "Я - будущий
руководитель" выполняет следующие
функции: информационную (приобретение,
обработка и хранение сведений о
своих личностных особенностях, соотнесение
их с требованиями предстоящей профессиональной
деятельности), когнитивная (осмысление,
интерпретация своих отношений, приобретаемых
профессиональных знаний в целях определения
смысла и стратегии личностного и профессионального
развития), коммуникативная (согласование
и координация взаимодействий), креативная
(преобразование личности, использование
творческого потенциала).
Процесс становления
у студентов образа "Я - будущий
руководитель" включает:
- ценностно-смысловой
анализ личностью отношений, поступков,
действий других людей в определенных
профессиональных ситуациях, позволяющих
оценить селя как будущего специалиста
на фоне деятельности других;
- динамическое
моделирование и прогнозирование личностью
своих действий в определенных профессиональных
ситуациях на основе ценностных ориентаций;
- оценку личностью
отношений других людей к ее поступкам
и действиям в реальной ситуации;
- проблемный
анализ личностью своих достижений в определенных
ситуациях с последующим заключением
о проявленных качествах образа «Я - будущий
руководитель» и ведущих мотивах деятельности;
- самоисследование
личности, предполагающее развитие рефлексивных
способностей осмысления себя и своих
качеств в соотношении с предстоящей профессиональной
деятельностью.Профессиональная
деформация — когнитивное искажение,
психологическая дезориентация личности,
формирующаяся из-за постоянного давления
внешних и внутренних факторов профессиональной
деятельности, и приводящая к формированию
специфически-профессионального типа
личности.Связь с профессией
Наиболее подвержены профдеформации лица,
работающие с людьми, например: работники
правоохранительных органов, руководители,
депутаты, социальные работники, педагоги,
медики, продавцы, сами психологи. Для
них профдеформация может выражаться
в формальном, функциональном отношении
к людям. Как в сфере социономических профессий,
так и в технических профессиях профдеформации
по-разному выражаются в зависимости от
конкретной профессии: у учителей — в
авторитарности и категоричности суждений;
у психологов, психотерапевтов — в стремлении
манипулировать другим человеком, навязывать
определенную картину мира, не учитывая
мотивов и целей самого человека; у программистов
— в тенденции искать ошибки в различных
жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.
У управленцев профессиональная деформация
может проявляться как рост агрессивности,
неадекватности в восприятии людей и ситуаций,
приводя к падению (или утрате) способности
к эффективному общению, самосовершенствованию,
развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.Профессиональная
деформация личности, профилактика, причины:
педагог, врач, маркетолог, менеджер по
туризму
(профессиональная деформация учителя,
отрицательные качества характера, отрицательные
качества профессионала)
Что такое профессиональная деформация?
Это неосознанная привычка человека измерять
явления окружающего мира в соответствии
с профессиональными стандартами. Определенная
зацикленность на том или ином аспекте
профессиональной деятельности. Профессиональная
деформация считается одним из отрицательных
качеств профессионала.
Например, профессиональная деформация
учителя заключается в том, что на уроке
он в определенный момент начинает искусственно,
даже с некоей параноидальной манией выискивать
ошибки в работах учеников. Дома «деформированный»
педагог начинает оценивать действия
родственников, порой чересчур строго
(мысленно измеряя все по 5-балльной шкале),
анализирует приемлемость или неприемлемость
действий незнакомых людей на улице, возмущается
отсутствием культуры и т.п.
Профессиональная деформация менеджера
по продажам туристических путевок заключается
в том, что услышав рассказ знакомого о
поездке в Нью-Йорк, он вместо вопросов
о впечатлениях начинает задавать профессиональные
вопросы типа «летели через Франкфурт
или Париж», «Американ Эрлайнз или Бритиш»,
«как с выдачей багажа в аэропорту Нью-Йорка»
и т.п.
Профессиональная деформация врача заключается
в том, что при обычном рукопожатии он
мысленно оценивает Ваш пульс, степень
влажности кожи и температуру тела. В нерабочей
обстановке начинает прослеживать связь
между внешним видом и возможными заболеваниями
человека, возможно давать советы.
Профессиональная деформация маркетолога
– это, например, просмотр телерекламы
не в качестве потребителя, оценивающего
товар, а в профессиональной перспективе
– измеряя степень эффективности созданных
образов рекламодателем, прослеживая
маркетинговую стратегию и так далее.
Что делать, чтобы избежать профессиональной
деформации? Осваивать техники управления
сознанием, развивать умение переключаться
с одного вида деятельности на другой,
укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться
на стереотипах, стандартах, шаблонах
и действовать по ситуации, в реальном
времени, исходя из непосредственных условий.
Важно также понимать, что причина профессиональнаой
деформации – это в первую очередь особенность
отношения человека к своей деятельности,
а не количество работы, например. Можно
работать долго и упорно и не деформироваться,
если соблюдать профилактику. "Проблемы
профессиональной деформации педагогов"
В процессе профессионального развития
личность человека претерпевает некоторые
изменения, приобретает некоторые новообразования.
Спектр новообразований, приобретаемых
в процессе профессиональной деятельности,
достаточно широк, однако все они могут
быть разделены на две большие группы:
стенические изменения, способствующие
успешной адаптации в коллективе, в социуме,
повышению эффективности жизнедеятельности,
и астенические изменения, препятствующие
успешному функционированию личности.
Значительная часть негативных новообразований
составляет группу изменений, получивших
название жесткого ролевого поведения,
обуславливающего профессиональные деформации
личности. Образованию дезадаптивных
изменений в наибольшей мере подвержены
профессии, принадлежащие к системе “человек
- человек”: врач, учитель, юрист, психолог,
журналист, священник и др.
Факторами, усиливающими влияние профессии
на личность педагога являются: изменение
мотивации трудовой деятельности; возникающие
стереотипы мышления, поведения, деятельности;
эмоциональная напряженность профессионального
труда (появляется раздражительность,
тревожность, нервные срывы и др.); монотонность,
однообразие, жестко структурированный
хараткер труда; утрата перспектив профессионального
роста; снижение уровня интеллекта специалиста;
различные акцентуации характера личности,
вплетающиеся в ткань индивидуального
стиля деятельности, а также возрастные
изменения, связанные со старением:
а) социальное старение:
Перестраивается мотивация;
Слабеют интеллектуальные процессы;
Изменяется эмоциональная сфера;
Возникают дезадаптационные формы поведения
и др.
б) нравственно-этическое старение:
Навязчивое морализирование;
Скептическое отношение к молодежной
субкультуре;
Противопоставление настоящего прошлому;
Преувеличение заслуг своего поколения
и др.
в) профессиональное старение:
Невосприятие нововведений;
Переоценка значения опыта своего поколения;
Трудности освоения новых средств труда;
Снижение темпа профессиональных функций
и др.
Профессия педагога является одной из
наиболее деформирующих личность человека
и деятеля. Развитию профессиональных
деформаций личности педагога также способствуют
репродуктивное обучение и авторитарная
позиция воспитателя. Основными показателями
этих деформаций считается безапеляционность
педагогов, их консервативность, закрытость
в общении, оценочность суждений, которые,
как правило, становятся чертами характера.
Многих педагогов отличает поучающая
манера речи. В определенной мере полезная
в образовательном учреждении, она не
всегда бывает уместна в сфере личных
отношений. Авторитарность типична для
многих воспитателей, поскольку он должен
четко управлять детским коллективом.
Необходимость “держать в руках” группу
детей формирует в характере педагога
излишнюю властность и категоричность,
навязывание своего образа “Я” воспитанникам
и окружающим взрослым, которые способствуют
подавлению чувства юмора, стремление
к власти над детьми и людьми вообще.
Педагогической деформации способствует
и тот факт, что педагогический коллектив
любого образовательного учреждения составляют
в основном женщины, которые усвоили и
пропагандируют мужскую (исторически
сложившуюся) систему образования и воспитания,
которая почти исключительно связана
со словесными (вербальными) формами воздействия
на детей и мужскими формами поведения
(агрессивностью, властностью, жестокостью
и т.п.). Использование мужского языка и
образцов поведения приводит к тому, что
педагоги-женщины утрачивают женскую
идентичность, что отрицательно влияет
как на самих воспитательниц, так и на
половую самоидентификацию детей.
Высокий уровень внутриличностных конфликтов
у педагогов связан также с необходимостью
соответствовать высокому уровню социальных
ожиданий окружающих, со стрессогенностью
профессии, с перенапряжением физических
сил, необходимых для выполнения профессиональных
обязанностей. С увеличением стажа работы
и возраста педагога, возрастанием педагогической
нагрузки неизбежно происходит накопление
усталости, нарастание тревожных переживаний,
снижение настроения, вегето-сосудистые
расстройства и поведенческие срывы. Эти
проявления лежат в основе психологического
феномена синдрома хронической усталости
и синдрома эмоционального выгорания
№ 6 2.4 Мероприятия по снижению
и устранению воздействия профессиональных
деформаций на работника
Деятельность работников
требуют высокой интенсивности мыслительных
процессов, скорости и большого количества
принятия решений, насыщенности действий,
быстроты реакции на вмешательства внешних
факторов, беспрерывного общения с другими
людьми, различного статуса, разных профессиональных,
и социальных групп. Человеческий фактор
и неформальные отношения в коллективе
лишь добавляют эмоциональную напряженность.
Длительное, постоянное пребывание в стрессе
неизбежно развивает профессиональные
деформации. [21 C.49]
По данным
исследования, проведенного Московским
институтом консультирования в 2006 году,
80% людей имеют различной степени выраженности
признаки профессиональной деформации,
7,8% имеют резко выраженные профессиональные
деформации, ведущие к психосоматическим
нарушениям и зависимостям. [11 C.12]
В настоящее
время большое внимание стало
уделяться вопросам психологического
здоровья работников, начали активно
разрабатывать и применять всевозможные
приемы для борьбы и профилактики
профессиональных деформаций.
Все мероприятия,
которые обычно используют в борьбе профессиональными
деформациями, можно разделить на четыре
основных направления:
1. Приспособление
себя к работе. Часто это называют
"профессиональным ростом", подразумевая
за этими словами развитие
у работника таких качеств, как эмпатия,
сочувствие, сопереживание, сострадание,
понимание человека, то есть совершенствование
способностей приема и переработки информации,
связанной с другим человеком. И чем более
отвлеченно это будет происходить от личной
информации, то есть от собственных взглядов,
чувств, отношения и т.д., тем это будет
более профессионально.
Работник
посещает различные профессионально
ориентированные тренинги и семинары
для обретения навыка существования
в этих неестественных условиях, другими
словами он "развивает" свою личность
для того, чтобы она умещалась в профессиональных
рамках.
2. Приспособление
работы к себе. Это - противоположное
направление; что-то вроде чувства
протеста: не я должен приспосабливаться
к своей работе, а она должна
быть приспособлена ко мне.
Это направление
включает в себя изменение профессиональных,
организационных и других рамок,
адаптацию их к себе, к своему
организму, к своей душе. Конечно,
их можно и нужно менять. Однако,
эти изменения - главным образом
внешние (например, изменение условий
труда) и практически не касаются содержания
работы: несмотря ни на какие изменения.
3. Экономичный
расход "эмоционального топлива".
Здесь имеется в виду уменьшение
эмоциональных затрат, связанных
с профессиональной деятельностью.
Среди мероприятий, направленных на
поддержание устойчивого психологического
состояния работника можно назвать разные
способы "психологической защиты",
оберегающие сотрудника от "вовлеченности
в процесс"; сюда же относятся "контроль
контрпереноса", "разделение ответственности",
формализация и структурирование своей
деятельности, использование "техник"
и прочее. В результате чрезмерной фиксации
на этом направлении в итоге получается,
что работа становится стандартной, где
работник уже спокойно выполняет свои
обязанности.
4. Восстановление.
Сюда относятся мероприятия, направленные
на восполнение потерь, которые
понес сотрудник, пройдя через
профессиональные отношения. Сюда
также относятся различные способы
компенсации затраченных усилий
и стимулирующие мероприятия:
отслеживание результата, получение благодарности
от клиентов, коллег, материальное вознаграждение,
самопрезентация в среде специалистов.
[8 С.400]Существует также немало конкретных
способов преградить путь профессиональным
деформациям:1. Культивирование других
интересов, не связанных с профессиональной
деятельностью. То есть у специалиста,
ежедневно полностью отдающего себя работе,
нет шансов функционировать на высоком
уровне. Наилучшее решение этой дилеммы
состоит в том, чтобы сочетать работу с
саморазвитием, учебой, исследованиями,
написанием научных статей.
2. Внесение
разнообразия в свою работу, создание
новых проектов и их реализация
без ожидания санкционирования
со стороны официальных инстанций.
3. Поддержание
своего здоровья, соблюдение режима
сна и питания, овладение техникой
медитации.
4. Удовлетворяющая
социальная жизнь; наличие нескольких
друзей (желательно других профессий),
во взаимоотношениях с которыми
существует баланс.
5. Стремление
к тому, чего хочется, без надежды
стать победителем во всех
случаях, а также умение проигрывать без
самоуничижения и агрессивности.
6. Способность
к самооценке без упования
только на уважение окружающих.
7. Открытость
новому опыту.
8. Умение
не спешить и давать себе
достаточно времени для достижения
позитивных результатов в работе и
жизни.