Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 08:53, контрольная работа
Стресс - это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте - это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.
5. Тема
рационального использования времени
требует особого обсуждения. Очень часто
нерациональное распределение рабочего
времени является основной причиной профессиональной
усталости. Именно неумение планировать
и использовать свое время приводит к
тому, что качество работы оставляет желать
лучшего, накапливаются дела, возникает
необходимость одновременного выполнения
различных, иногда и не связанных между
собой операций, труд и отдых становятся
ненормированными, работа не прекращается
ни вечером, ни в выходные дни.
Даже самый насыщенный график, но составленный
по всем правилам планирования, позволит
вам рационально использовать свое время
и свои ресурсы. Выполнять работу лучше
и в более сжатые сроки, не всегда значит
работать напряженнее — можно просто
разумнее.
5.1. Разделите время на несколько категорий:
время, посвященное делам, которые вы считаете
главными для себя; время, затраченное
на необходимые, но не столь важные дела;
«промежуточное» время, затраченное на
поездки в транспорте, личные телефонные
разговоры, обеденный перерыв и т.д.
5.2. Планируя рабочее время, сделайте свой
график гибким. Выполнение плана, расписанного
по минутам, зависит не только от вас, но
и от многих других людей и обстоятельств.
Определите степень важности каждой задачи
и пределы (максимальные и минимальные)
срока ее выполнения.
5.3. Периодически хронометрируйте время,
ищите резервы. Установите, когда и почему
происходят основные потери времени. Может
быть потерянные 2 часа сна для вас оборачиваются
значительным снижением работоспособности
в течение всего дня, поэтому вы не можете
«вписаться» в сегодняшний график? Или
может быть вы берете на себя слишком много
лишних, чужих обязанностей?
5.4. Расставьте приоритеты в деятельности:
все равно ВСЁ, вы не сможете успеть, поэтому
откажитесь от менее важных и просто лишних
рабочих операций. Отложите их на время
или разгрузите себя, делегируя полномочия,
и займитесь главным на сегодняшний момент.
Не берите на себя обязательств, которые
отнимут у вас много времени, но помешают
выполнению основного дела. Главным делам
отводите лучшее время суток, когда ваша
работоспособность максимальна.
5.5. Чередуйте время труда и отдыха. Дайте
возможность восстановиться вниманию,
отдохнуть глазам, расслабиться спине.
Не доводите себя до критического состояния,
когда глаза закрываются сами, а пальцы
машинально набивают текст. В этом случае
затраты максимальны, а результативность
достаточно невысокая, хотя вам может
казаться, что наоборот. Отдыхайте до того,
как устанете. А если устали, восстановитесь
и с новыми силами принимайтесь за работу.
5.6. Комбинируйте приятные и утомительные
задания. Установите, каким образом вам
наиболее удобно работать. Если вам трудно
переключаться, то выполняйте работу в
несколько этапов, а потом займитесь другой.
Обязательно учитывайте свой биологический
ритм и попытайтесь прийти к компромиссу.
Например, если вы «сова» и вам безумно
трудно вставать рано утром, попробуйте
договориться о смещенном графике, например,
с 12 часов. Поощряйте себя! Используйте
легкую работу в качестве передышки. Определите,
какие виды работ вы делаете лучше всего,
т.е. те, которые приносят отличный результат
при наименьших усилиях. Эту работу вы
можете отложить на наименее продуктивное
рабочее время.
5.7. Старайтесь не доводить дела до «аврала»,
сведите до минимума срочные и неожиданные
поручения, заставляющие вас работать
при дефиците времени.
5.8. Важный момент экономии рабочего времени
— это усовершенствование хороших навыков
и устранение плохих. Проанализируйте,
где вы допускаете ошибки при выполнении
определенной задачи, проанализируйте
их, разработайте свой собственный, удобный
способ выполнения работы и достижения
максимально высокого результата.
5.9. Прекращайте любую работу сразу же
после ее выполнения. Да, улучшено может
быть абсолютно все. Постарайтесь отчетливо
представить себе практический результат,
к которому вы стремитесь, для каждой конкретной
задачи. Найдите золотую середину — не
удовлетворяйтесь наименьшим и не зацикливайтесь
на совершенстве.
Правильно распоряжаясь своим рабочим
временем, вы сможете не только достигнуть
лучших профессиональных результатов
и раньше справляться с задачей, но и избегать
нервного перенапряжения.
6. Благоприятной
средой для развития профессиональной
усталости являются стрессовые ситуации.
Постарайтесь преодолеть их — поверьте,
это возможно.
6.1. На работе старайтесь переключиться
на другие виды деятельности, разительно
отличающиеся от того, который вызвал
стрессовую ситуацию.
6.2. Проведите мысленный анализ и переоценку
ценностей, реалистично подойдите к оценке
сложившейся ситуации и убедите себя в
том, что ситуация не стоит того эмоционального
напряжения и накала, который вы испытываете.
6.3. Используйте целенаправленное самовнушение,
с помощью которого вы можете изменить
настроение (например, погрузиться в приятные
воспоминания о прошлом или в течение
15 минут помедитировать).
6.4. Занимайтесь любимыми видами спорта
или просто дайте себе физическую нагрузку.
Регулярно делайте утреннюю зарядку или
запишитесь в секцию. Освобождение физической
энергии позволит вам чувствовать прилив
сил и избавиться от напряжения.
6.5. Возьмите отпуск или же, попросту, смените
работу. Новые впечатления или новый коллектив
могут помочь избавиться от негативных
ощущений.
6.6. Используйте «принцип гиперболизации»
— максимально усильте свои переживания,
начните себя жалеть, доведите до абсурдной
трагичности ваше положение и... тогда
вы осознаете всю нерациональность чрезмерного
переживания по этому поводу. В конце концов,
сравните это с первой мировой... войной.
6.7. И наконец, представьте, какими по этому
поводу будут ваши мысли через какое-то
время. Конечно же все изменится, и вы не
будете испытывать столь ярких негативных
ощущений...
Но ведь процесс восстановления можно
начать прямо сейчас, ведь так? Дайте возможность
уйти усталости — в ваших силах сделать
ее всего лишь поводом для отдыха, а не
причиной профессиональной депрессии.№
4 Синдром эмоционального
выгорания (англ. Burnout)— понятие,
введённое в психологию американским
психиатромФрейденбергером в 19
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[2] — у врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.]Диагностика
Изучение указанного
состояния проводилось
Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник В. В. Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.E.Maher в своем обзоре обобщает другой перечень симптомов выгорания: а) усталость, утомление, истощение; б) психосоматические недомогания; в) нарушения сна; г) негативное отношение к клиентам; д) негативное отношение к своей работе; е) скудность, репертуара рабочих действий; ж) злоупотребление химическими агентами (кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, лекарствами); з) переедание или отсутствие аппетита; и) негативная Я-концепция; к)агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность, гнев); л) упаднические настроения несвязанные с ними эмоции (пессимизм, чувство безнадежности, апатия).
Таким
образом, анализ имеющихся определений
психического выгорания и сопутствующих
ему симптомов позволяет
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что разнообразие' случаев «выгорания», симптоматики, определений и последствий данного явления зачастую порождает непонимание специфичности феномена «психического выгорания». Выгорание приравнивается к стрессу,, разочарованию работой, депрессии, посттравматическому стрессовому расстройству, к синдрому хронической усталости. Во избежание подобных затруднений попытаемся развести понятие «выгорания» и сходных феноменов.
Выгорание и рабочий стресс. Некоторые исследователи склонны рассматривать психическое выгорание как длительный рабочий стресс. Стресс определяется Г. Селье как «неспецифический ответ организма на воздействие стрессоров, психический или соматический аффект». Формулировка- такого определения базируется на объективных индикаторах, таких, как телесные и биохимические изменения, появляющихся в ответ на любое воздействие. Согласно данной теории, стресс характеризуется наличием трех основных этапов: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение (исчерпание психофизиологических ресурсов). Некоторые исследователи пытались приравнять «выгорание» к третьей стадии стресса (истощение), которой предшествует стойкий, и неподдающийся контролю уровень возбуждения.
Главное
отличие стресса и «выгорания»,
несмотря на сходство третьей фазы
стресса и симптомов «
Другим отличием стресса и выгорания является то, что выгорание характерно для людей, имеющих высокий уровень достижений. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди прекрасно могут работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.
Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгоранием, однако последний можно считать относительно самостоятельным феноменом.
Синдром психического выгорания и синдром хронической усталости (СХУ). Оба эти синдрома являются содержательными характеристиками профессиональной деформации и, несмотря на видимую схожесть, симптомов, существуют значительные отличия. СХУ связан с изначальным принятием готовых форм знаний о мире, себе и других людях, приобретением функционального подхода, к другому человеку (отношение как к объекту), а следовательно, и к себе. Синдром же психического выгорания приобретают профессионалы, которые изначально обладают большим творческим потенциалом, ориентированные на другого человека, фанатично преданные своему делу.
Кроме того, утомление возникает в самых различных ситуациях, тогда как выгорание чаще всего проявляется при работе с людьми как результат неудовлетворения эмоциональных, душевных потребностей человека.
Отличие
заключается еще и в том, что
СХУ может возникнуть и1 у детей,
тогда как психическое
В
медицине синдром хронической усталости
рассматривается как
Оба
этих феномена различаются и по длительности
течения и периодичности
Следовательно, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий синдрома психического выгорания и синдрома хронической усталости не верен, и выгорание можно считать самостоятельным феноменом.
Несмотря на то, что в настоящее время существует относительно единая точка зрения на сущность синдрома психического выгорания, механизмы выгорания описываются с разных позиций. Для объяснения феномена психического выгорания' в зарубежной литературе существуют три основных подхода: индивидуальный, интерперсональный и организационный.