Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 08:53, контрольная работа
Стресс - это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте - это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.
Представители интерперсональных подходов считают причиной выгорания асимметрию отношения между работниками и клиентами, т.е. подчеркивается важность межличностных взаимоотношений в возникновении «выгорания». Однако представители данного подхода высказывают разные мнения о причинах выгорания.
К этому подходу можно отнести работы С. Maslach (С. Maslach), которые рассматривают выгорание как негативный индивидуальный опыт, вплетенный в контекст межличностных взаимоотношений на работе. Она считает, что основной причиной выгорания являются напряженные взаимоотношения профессионала и реципиента: Выгорание в данном случае есть результат эмоциональной перегрузки, вызванной взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом. Психологическая опасность таких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело, прежде всего с людскими проблемами, несущими, в себе отрицательный эмоциональный заряд, которые тяжелым бременем ложатся на их плечи. Такая ситуация переживается-работником как длительно воздействующий стресс и проявляется в изменении отношения к себе и другим. Поэтому первоначально она рассматривала выгорание только в профессиях, связанных с помощью другим: медики, учителя, полицейские и т.д. В своих более поздних работах она высказывает мысль о том, что этот феномен может возникать не только в профессиях связанных с работой с людьми.
Интересной является точка зрения D.H: Harrison, который рассматривает выгорание как феномен, связанный с восприятием индивидом собственной социальной компетентности и эффективности в межличностных взаимоотношениях с клиентом. Автор рассматривает «социальную компетентность», как ощущение своей способности успешно взаимодействовать с другими и, таким образом, влиять на социальную среду. В основе этой модели лежит мотивация профессионала на оказание помощи другим. Если профессионал теряет ощущение своей способности быть полезным для других, возникает выгорание. Однако одной мотивации на помощь недостаточно для того, чтобы быть успешным и эффективным в достижении профессиональных целей, для этого необходимы благоприятные условия профессиональной среды и определенные личностные характеристики.
По мнению Hochschild А. в основе выгорания лежит степень идентификации личности. Он предлагает различать два типа эмоциональных усилий, которые может проявлять человек:
1)
поверхностные эмоциональные
2)
глубокие эмоциональные усилия
как попытка действительно
В обоих случаях - возможны негативные последствия. В первом случае конфликт между истинно испытываемой эмоцией и требуемой эмоцией ведет к выгоранию, так. как уменьшаются эмоциональные ресурсы индивида (эмоциональное истощение) и усиливается; цинизм, отчуждение (деперсонализация).
Во втором случае может возникнуть самоотчуждение, так как человек боится потерять свое «Я». Это приводит к тому, что теряется способность испытывать истинные эмоции, так как глубокие эмоции требуют чрезмерной энергии, а это уменьшает энергетические ресурсы индивида.
По мнению Hochschild и при низкой идентификации как в первом случае, и при чрезмерной идентификации - может возникнуть выгорание.
Голландские
социальные психологи Е. Buunk и W. Schaufeli
попытались рассмотреть проблему выгорания
с позиций социального
Механизмом возникновения выгорания они считают усиление тенденции к аффилиации в условиях стресса. Под воздействием стрессовых факторов работники стремятся быть в обществе других людей и оценивать, свою деятельность, исходя из ее сравнения с результатами других. Процесс социального сравнения внутри рабочих объединений способствует развитию выгорания. Причем степень выраженности выгорания примерно одинакова у всех членов группы. Ими предлагается несколько механизмов «заражения» выгоранием. Один из них - это феномен «групповой поляризации», который описывает тенденцию члена группы изменять свое отношение к проблеме на негативное, если большинство членов данной группы относятся к ней негативно, что способствует развитию выгорания.
Другой механизм заключается в том, что коллеги; являются своеобразной моделью для имитации симптомов выгорания. В условиях стресса люди начинают воспринимать симптомы выгорания коллег как своеобразную норму поведения и начинают ей соответствовать. Наличие вербальной коммуникации не обязательное условие для эмоционального заражения. Здесь немаловажную роль играют предшествующие выгоранию негативные эмоциональные состояния.
Выдвинув положение о том, что восприятие симптомов выгорания у коллег способствует развитию его у работников, авторы отнюдь не утверждают, что все люди находятся под одинаковым влиянием симптомов, воспринимаемых в других. Чувствительность к выгоранию будет зависеть от ряда личностных особенностей и мотивационных факторов.
Таким
образом, общим для всех подходов
данного направления является рассмотрение
выгорания как следствие
В
исследованиях относящихся к
индивидуальному подходу
Так,
например, работа Н. Freudenbrger не содержит
непосредственно
J.
Edelwich и A. Brodsky рассматривают выгорание
как: процесс четырехэтапного
прогрессирующего
1.
Энтузиазм. Вначале
2.
Стагнация. Высокие ожидания
3.
Фрустрация. Из-за возрастающей
4.
Апатия. Профессионал физически
и умственно отходит от работы.
Временами наблюдаются прогулы,
Психофизиологический подход к изучению функциональных состояний, как известно, предусматривает изучение функциональных состояний человека по параметрам деятельности, в том числе работоспособности, с учетом ее эффективности (по показателям точности выполнения задания, стабильности, помехоустойчивости, выносливости и т. д.). С точки зрения психофизиологической оценки функциональных состояний, это причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. При этом, если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстремальной самоорганизации, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изменению внешней и внутренней сред, то и состояние человека следует понимать как системную реакцию.
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельностиОсновными направлениями в изучении адаптации стали определение этапов становления психофизиологической системы адаптации, критериев ее сформированности, выделение компонентов структуры этого феномена, стратегий развития его составляющих во времени и определение детерминант этого развития.
Психофизиологические
данные помогают на практике различать
состояния психической
Последствием отрицательного эмоционального возбуждения является так называемое постстрессовое состояние или депрессия. При сильном эмоциональном стрессе в возбуждение приходит вся вегетативная система и эмоциональная сфера. Оно, как правило, выражается в появлении чувства усталости, вялости, желании прекратить работу, отдохнуть. Работоспособность человека заметно снижается. После рабочего дня госслужащие ощущают шум или тяжесть в голове, иногда головную боль, общую разбитость, снижение аппетита, нарушения сна. [73]
Если источником развития стрессового состояния являются эмоциогенные воздействия, переживания (страх, ярость, чрезмерное чувство ответственности, «душевная боль» в связи с гибелью близких людей, предательство друзей, чувство презрения к самому себе за совершенную подлость и т.п.) - тогда стресс называют «эмоциональным».
Эмоции - обязательный компонент стресса у человека. Они становятся преимущественно заметными при психологических и информационных стрессорах.
Негативные условия труда и производственные конфликты определяют производственный стресс. Он может быть различным для разных видов деятельности, профессионального труда.
Перегрузка в интеллектуальном труде госслужащего без надлежащего отдыха и переключения вызывает психический стресс, который особенно негативно сказывается на мыслительной деятельности и ведет к резкому снижению памяти. [37]
В исследованиях вопросов эмоционального стресса сначала Леви [45], а затем Г. Селье [69], все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями - как эустресс. Подразделив первоначальное понятие стресса на две разновидности - дистресс и эустресс, Г. Селье способствовал тому, что в сферу применимости этих новых понятий попали практически все физиологические явления, в том числе и сон. [69]
По мнению А.А. Китаева-Смык [34], термин «стресс» встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия:1. сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие2. сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;3. сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;4.неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;5.неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.