Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:34, курсовая работа
Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Цель данной курсовой работы - изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Введение
1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества социального работника
Заключение
Библиографический список
Профессиональные качества социального работника
Оглавление
Введение
1. Профессиональное воспитание
и обучение специалистов
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
3. Профессионально – этические
и духовно – нравственные
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности была введена в Российской Федерации в 1991 году. Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. В широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. В настоящее время выполнение этой многообразной деятельности осуществляют как специально подготовленные квалифицированные работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, так и те, кто получил определенные знания на курсах, а также люди, участвующие в этой работе по зову своего сердца и души.
В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста социальной работы.
В Белгородском университете потребительской кооперации специальность «Социальная работа» открыта в 2002 году. Формирование системы социального обслуживания населения востребовано не только новой концепцией социальной работы, но и подготовкой квалифицированных специалистов по социальной работе [2, с.10].
Прежде чем рассматривать поставленные ниже задачи, необходимо определиться, что такое социальная работа, и кто такие социальные работники.
Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации [15].
В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества.
Социальный работник – человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших у них проблем [7, с.264].
Разноплановость социальной работы предполагает, что социальный работник может выступать как социальный управленец, организатор, социальный педагог, социальный медицинский работник, психолог, юрист, социолог. Объектами деятельности социального работника являются: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный коллектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сфера образования, здравоохранения, армия, правоохранительные учреждения.
Цель данной курсовой работы - изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе поставлены и раскрыты следующие задачи:
- рассмотреть процесс
подготовки социальных
- познакомиться с
- выяснить какими качествами
должен обладать социальный
Объектом исследования данной курсовой работы выступает система социального образования, профессионального обучения социального работника.
Предметом исследования является процесс формирования и развития личности социального работника как профессионала в системе многоуровневой подготовки.
Одним из основополагающих методологических принципов в постановке цели и задач выступает антропологический подход. В современных условиях существует практическая необходимость интеграции наук о человеке в единую комплексную дисциплину – человековедение или антропологию.
Для написания курсовой работы были использованы: учебные пособия и научные статьи следующих авторов: Е.И. Холостовой, Е.Г.Студеновой, И.М. Невлевой, Л.В.Соловьевой, М.В.Фирсов, П.Д. Павленка, С.А. Коваль.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Профессиональное воспитание
и обучение специалистов
работы
Как известно, в настоящее время специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине двадцатого века.
Специалист по социальной работе – специалист в области социальной работы, обладающим высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции по изучению социально-экономических и социально-психологических условий жизни социальных групп, слоев, семьи и отдельного человека с целью применения адекватных методов социальной защиты, поддержки реабилитации и других видов социальной работы, применения различных социальных технологий [7, с.265].
Остановимся на значении вопроса профессионального воспитания и обучения специалистов.
Зеер выделяет пять стадий самодвижения личности к вершинам профессионализма:
- оптация (желание) – это осознанный выбор профессии;
- профессиональная подготовка
– это приобретение опыта
- профессиональная адаптация
– освоение новой
- профессионализация –
квалифицированное выполнение
- профессиональное мастерство
– творческое раскрытие
Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:
- развитие личностного
интереса к выбранной
- формирование профессионально-
- формирование профессионально-
Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений [14].
Для решения профессионального выбора необходимо сформировать вектор личностно-профессиональной цели:
- чего человек ожидает от своей профессии;
- что следует предпринять,
чтобы добиться успеха в
- что необходимо сделать, чтобы реализовать личностные качества и интересы.
Социальный работник должен формировать особые личностные качества.
Социальный работник помогает социально-больным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальное и общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознание личности.
В процессе формирования личности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальных работников.
Подготовка социальных работников включает определенные требования:
- возможность освоения
принципов гуманизма и
- творческая направленность процесса обучения;
- вхождение в систему профессиональной деятельности «человек – человек»;
- обучение методам
- создание условий для
поощрения уникальности
- создание условий для формирования позитивной «Я – концепции» личности;
- организация учебного
процесса на приобретение
В процессе формирования личности социального работника важную роль играет профессиональное воспитание.
Профессиональное социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития [14].
Цели и мотивы профессионального воспитания способствуют стремлению занять в обществе активную жизненную позицию. Профессиональное воспитание – это понимание труда как ценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – это приобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.
Личностно-ориентированная направленность профессионального обучения и воспитания включает:
- профессиональное становление
будущего социального
- через профессиональное
воспитание происходит
- признание приоритета
общечеловеческих ценностей и
ориентации на культурные
- практическое освоение
профессии социального
Принципы профессионального воспитания:
- принцип творческого саморазвития личности, включающий:
а) сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;
б) саморазвитие через непрерывное самосовершенствование;
в) распространение собственного опыта и знаний.
- принцип самопознания:
а) ориентация на рефлексивное мышление;
б) осознание своих сильных и слабых качеств;
в) использование сильных качеств личности;
г) анализ причины своих успехов и неудач.
- принцип приоритета практики:
а) понимание необходимости изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;
б) практическая реализация своих идей;
в) изучение теории с целью последующего применения.
- принцип сотворчества
преподавателей и обучающихся
как творческих и
а) проявление доверия, терпимости;
б) решение общих задач.
- принцип историзма:
а) изучение истории социальной работы;
б) использование опыта прошлого с целью его применения.
Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.
Посреднический характер социальной работы раскрывается в следующих направлениях:
- между клиентом и различными социальными институтами;
- между клиентом и другими специалистами;
- между другими специалистами,
привлекаемыми к решению
- между клиентами [2, с.251].
Профессиональная роль социального работника обусловлена местом индивида в системе объективных социальных отношений и осуществляемыми им функциями.
Информация о работе Профессиональные качества социального работника