Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:34, курсовая работа
Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Цель данной курсовой работы - изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Введение
1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества социального работника
Заключение
Библиографический список
- достигает желаемых обществом
результатов по социальной
- использует эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты населения;
- осознает значимость профессии в обществе;
- использует в своей деятельности творческий, новаторский компонент;
- повышает квалификацию, самообразование, изучает отечественный и зарубежный опыт;
- имеет необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний, умений;
- социально активен в обществе, ищет пути решения профессиональных, социальных проблем.
Профессор Лавриненко предлагает классификацию принципов социальной работы:
- социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации;
- социальный работник
должен заниматься клиентом
- социальный работник
должен вести деловые
- социальный работник
должен видеть в клиенте
- социальный работник
должен предоставлять клиенту
современное видение его
- социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента, его физических, психологических, социальных потребностей;
- социальный работник
должен побуждать клиента к
максимальным усилиям по
Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:
- клиент воспринимает
социального работника как
- клиент видит в социальном работнике специалиста, знания которого может использовать в своих интересах;
- клиент видит в социальном работнике равного соучастника в решении проблемных ситуаций.
Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, это означает, что:
- клиент имеет право
свободно выбирать пути
- право свободы соотносится с законом и властью, правилами и инструкциями;
- это право распространяется на людей, имеющих психические, физические отношения. Ответственность социальный работник берет на себя.
Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства и помощников.
Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.
Отмечают две формы конфиденциальности:
- абсолютная – информация,
данная клиентом, не может быть
никому передана социальным
- относительная – социальный работник действует в рамках профессионально-этического кодекса существующих законов.
Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение в норму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физически неполноценных людей.
Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей, контролировать и оценивать процесс изменения [2, с.259].
Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку ее практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности значительно зависит от ее коммуникативной компетентности – в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Профессиональные знания и умения социального работника формируются при изучении соответствующих дисциплин, цель которых состоит в формировании умений выслушать своего подопечного, адекватно интерпретировать текст его письма (заявления, просьбы, жалобы) и составить соответствующие документы в целях социальной поддержки, убедительно провести беседу с клиентом или переговоры с чиновником по защите социальных прав.
3. Профессионально – этические
и духовно – нравственные
социального работника
В личности социального работника сочетаются: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности, психологическая подготовка.
В отечественной и зарубежной литературе предпринимается попытка вывести профессионально-этические качества социального работника.
Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи.
Профессионально-личностные характеристики социального работника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессии и современные требования к ней.
В 1994 г. на Международной конференции социальных работников нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности были представлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В этом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.
В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровое обеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».
Требования к профессионально-этическим качествам социального работника определяются:
- уровнем культуры современного
общества и его отношением
к социальной работе, этическими
представлениями социального
- международными требованиями
к квалификации социального
- объективными потребностями
становления и развития
- многовариантностью решения социальных проблем во имя человечества.
Этический кодекс социального работника включает:
- требования к специалисту
по нормативно-правовой базе
- принципы и стандарты
этического поведения
- личностные качества, присущие
социальному работнику как
Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:
- иметь фундаментальные
знания в области гуманитарных
и социально-экономических
- знать нравственно-этические
и правовые нормы, регулирующие
отношения людей в обществе, их
отношение к окружающей среде,
учитывать их при разработке
экологических и социальных
- иметь целостное представление
о процессах и явлениях, происходящих
в неживой и живой природе,
понимать возможности
- быть способным продолжить
обучение и вести
- владеть умениями и
навыками
- владеть культурой мышления,
знать его общие законы, быть
способным в письменной и
- уметь организовать свой
труд, владеть компьютерными
- владеть знаниями основ
производственных отношений и
принципами управления с
- понимать сущность и
социальную значимость своей
профессии, основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.
Социальный работник обязан:
Основные функции в деятельности социального работника:
Информация о работе Профессиональные качества социального работника