Профессиональные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Цель данной курсовой работы - изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.

Содержание работы

Введение
1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества социального работника
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Профессиональные качества социального работника.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

- достигает желаемых обществом  результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации  людей;

- использует эффективные  методы, приемы, технологии в целях  социальной защиты населения;

- осознает значимость  профессии в обществе;

- использует в своей  деятельности творческий, новаторский  компонент;

- повышает квалификацию, самообразование, изучает отечественный  и зарубежный опыт;

- имеет необходимый уровень  профессиональных и личностных  качеств, знаний, умений;

- социально активен в обществе, ищет пути решения профессиональных, социальных проблем.

Профессор Лавриненко предлагает классификацию принципов социальной работы:

- социальный работник  должен сознательно применять  конкретные знания и навыки  в конкретной ситуации;

- социальный работник  должен заниматься клиентом как  целостной личностью, учитывая его  биологическое, психологическое, социальное  и духовное состояние;

- социальный работник  должен вести деловые отношения  с клиентом, соблюдая его достоинство, т.е. проявлять человеколюбие;

- социальный работник  должен видеть в клиенте индивидуальность, уважать его как личность;

- социальный работник  должен предоставлять клиенту  современное видение его проблемы, внушать чувство оптимизма и  готовность к сотрудничеству;

- социальный работник  должен основываться на знании  возможностей клиента, его физических, психологических, социальных потребностей;

- социальный работник  должен побуждать клиента к  максимальным усилиям по решению  его проблем, оказывать содействие  и уверенность.

Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:

- клиент воспринимает  социального работника как помощника  в решении проблем;

- клиент видит в социальном  работнике специалиста, знания которого  может использовать в своих  интересах;

- клиент видит в социальном  работнике равного соучастника  в решении проблемных ситуаций.

Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, это означает, что:

- клиент имеет право  свободно выбирать пути решения  проблем;

- право свободы соотносится  с законом и властью, правилами  и инструкциями;

- это право распространяется  на людей, имеющих психические, физические  отношения. Ответственность социальный  работник берет на себя.

Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства и помощников.

  Социальный работник  должен работать с клиентом  конфиденциально.

Отмечают две формы конфиденциальности:

- абсолютная – информация, данная клиентом, не может быть  никому передана социальным работником. Социальный работник находится  под защитой определенных государственных  органов, которые дают ему юридическое  право самостоятельно принимать  решение в связи с полученной  информацией;

- относительная – социальный работник действует в рамках профессионально-этического кодекса существующих законов.

Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение в норму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физически неполноценных людей.

Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей, контролировать и оценивать процесс изменения [2, с.259].

Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку ее практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности значительно зависит от ее коммуникативной компетентности – в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Профессиональные знания и умения социального работника формируются при изучении соответствующих дисциплин, цель которых состоит в формировании умений выслушать своего подопечного, адекватно интерпретировать текст его письма (заявления, просьбы, жалобы) и составить соответствующие документы в целях социальной поддержки, убедительно провести беседу с клиентом или переговоры с чиновником по защите социальных прав.

 

 

 

3. Профессионально – этические  и духовно – нравственные качества 

социального работника

 

В личности социального работника сочетаются: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности, психологическая подготовка.

В отечественной и зарубежной литературе предпринимается попытка вывести профессионально-этические качества социального работника.

Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи.

Профессионально-личностные характеристики социального работника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессии и современные требования к ней.

В 1994 г. на Международной конференции социальных работников нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности были представлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В этом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.

В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровое обеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».

Требования к профессионально-этическим качествам социального работника определяются:

- уровнем культуры современного  общества и его отношением  к социальной работе, этическими  представлениями социального работника, национальным менталитетом и  социальными традициями;

- международными требованиями  к квалификации социального работника, реализованные в странах Европы;

- объективными потребностями  становления и развития социальных  служб.

- многовариантностью решения социальных проблем во имя человечества.

Этический кодекс социального работника включает:

- требования к специалисту  по нормативно-правовой базе РФ;

- принципы и стандарты  этического поведения специалиста;

- личностные качества, присущие  социальному работнику как профессионалу.

Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:

- иметь фундаментальные  знания в области гуманитарных  и социально-экономических наук, быть способным анализировать  общественные процессы и явления, активно использовать эти знания  в различных видах профессиональной  и социальной деятельности;

- знать нравственно-этические  и правовые нормы, регулирующие  отношения людей в обществе, их  отношение к окружающей среде, учитывать их при разработке  экологических и социальных проектов;

- иметь целостное представление  о процессах и явлениях, происходящих  в неживой и живой природе, понимать возможности современных  научных методов познания природы;

- быть способным продолжить  обучение и вести профессиональную  деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию  в полном объеме через 10 лет);

- владеть умениями и  навыками самосовершенствования;

- владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть  способным в письменной и устной  речи правильно (логично) излагать  свои мысли;

- уметь организовать свой  труд, владеть компьютерными технологиями  сбора, хранения и обработки (редактирования) информации в сфере своей профессиональной  деятельности;

- владеть знаниями основ  производственных отношений и  принципами управления с учетом  технических, финансовых и человеческого  факторов;

- понимать сущность и  социальную значимость своей  профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область  его деятельности, видеть их взаимосвязь  в целостной системе знаний [2, с.260].

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

Социальный работник обязан:

  • выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;
  • устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и социальную защиту;
  • участвовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;
  • оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
  • проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;
  • выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
  • организовать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;
  • участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье;
  • организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений [4, с.471].

Основные функции в деятельности социального работника:

  • реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза»;
  • прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих субъектов;
  • предупредительно-профилактическая функция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые, юридические, психологические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей;
  • правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;
  • в соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и т.д.
  • психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности;
  • при реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение к сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни;
  • в деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;
  • коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией;
  • рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека;
  • нравственно-гумманистическая функция придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;
  • реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность [2, с.368].

Информация о работе Профессиональные качества социального работника