Профессиональные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Цель данной курсовой работы - изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.

Содержание работы

Введение
1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества социального работника
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Профессиональные качества социального работника.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

Уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А. Зимняя) включают: практическую социальную работу с клиентом; организацию и координацию этой работы; управление социальной работой на уровне социальных служб; обучение социальной работе; исследование в социальной работе.

Выделяют группы профессиональных ролей социального работника: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, исследователь.

Каждая профессиональная роль имеет свои специфические особенности и включает определенные функции. Например, функция посредника, социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом.

Осуществление функций социального работника предполагает определенные условия:

- понимание социальным  работником проблем клиента;

- способность социального  работника адекватно воспринимать  жизненные проблемы клиента;

- знание социальных ресурсов, которыми располагают учреждения  и организации;

- знание возможностей  смежных профессий, для привлечения  их представителей;

- взаимопонимание различных  специалистов при посредничестве  социального работника;

- передача клиентом своих  полномочий социальному работнику;

- доверие сторон посреднику.

Профессиональные роли социального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей.

- «Определитель клиента»  – находит клиента, устанавливает  факторы, побудившие проблемы;

- брокер – социальный  работник направляет нуждающихся  людей в соответствующие службы;

- посредник (буфер) – социальный  работник между людьми с целью  помочь преодолеть разногласия;

- адвокат (защитник) – социальный  работник борется за права  и достоинства людей, нуждающихся  в помощи;

- оцениватель – социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей;

- мобилизатор – социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем;

- учитель – социальный  работник передает информацию, знания.

- корректор поведения  – социальный работник вносит  изменения в поведенческие стереотипы;

- консультант – помогает  решить клиенту проблемы;

- проектант сообществ  – социальный работник, планирующий  развитие программ деятельности;

- менеджер информации  – социальный работник собирает  информацию об окружающей среде;

- администратор – социальный  работник, управляющий социальной  службой;

- практик – конкретная  помощь социального работника  на местах.

Знание и использование функций способствует повышению эффективной деятельности социального работника [2, с.253].

Основополагающими для будущего специалиста социальной работы являются такие гуманистические ценности, как человеческое достоинство и толерантность, социальная справедливость и гуманизм, социальная активность, зафиксированные в кодексе этики, принятых профессиональными объединениями социальных работников. Социальное действие специалиста при этом является ценностным, заключающимся в поддержании, реабилитации, развитии клиента.

При формировании профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки необходимо ориентировать его на гуманистические ценности, значимые для общества, и акцентировать внимание на формирование личностных качеств специалиста социальной работы (гуманизм, тактичность, эмпатия и др.) как профессионально ценностных (приложение) [1, с.76].

Эмпатия – (от греч. empatheia - сопереживание) – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания. Как показывают психологические исследования, эмпатию трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Эмпатия сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного [15].

Таким образом, определяющим условием развитие личности специалиста как профессионала – специалиста социальной сферы – выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности социального работника. Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность.

 

 

 

2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм

социального работника

 

Процесс человеческого общения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение и др.

Общение – это взаимодействие, или коммуникация, взаимоотношение, сторонами которого являются люди [2, с.253].

Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношений общества и самого человека. Специфика социальной работы состоит в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется, прежде всего, посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.

Профессор В.И. Курбатов включает в процесс общения следующие условия:

- формирование и развитие  личности (социализацию индивида);

- развитие общества и  общественных отношений;

- обмен результатами деятельности;

- создание и развитие  общественных механизмов взаимодействия  людей;

- социально-психологическую  адаптацию людей;

- обмен эмоциями;

- обучение, передачу умений  и навыков;

- обмен информацией;

- обмен деятельностью;

- формирование отношения  к себе, к другим, к обществу  в целом.

Общение выражается во взаимоотношениях типа:

- «Я – Я» (индивидуально-личностный  тип общения);

- «Я – Мы» (индивидуально-коллективный  тип);

- «Мы – Мы» (коллективно-общественный  тип).

Каждый тип общения имеет свои черты, цели, задачи.

Социальный работник использует индивидуально-личностный тип общения, умение выслушать, понять, объяснить, доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

Коммуникативная программа социального работника – это умение социального работника владеть коммуникативной техникой. Для этого социальный работник должен:

- знать речевой этикет  и уметь его использовать;

- уметь формировать цели  и задачи делового общения;

- организовать общение  и управлять им;

- анализировать предмет  общения, т.е. разобрать жалобу, заявление  и конкретно ответить;

- владеть навыками и  приемами делового общения, его  тактикой и стратегией;

- уметь вести беседу, деловой  разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, прения, диспут, деловое совещание, деловые переговоры;

- уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать, делать  оценки и предложения;

- владеть техникой речи, риторическими приемами, правильно  строить речь;

- с помощью слова проводить  психотерапию, корректировать поведение  клиента; [2, с.255].

Таким образом, задача социального работника – помочь клиенту обрести себя, найти свое место в жизни, сориентироваться в социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

При рассмотрении личностных качеств социального работника, важно учитывать его «профессиональную компетентность» и «профессионализм» [2, с.255].

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К.М. Оганян) [10, с.263].

Профессиональная компетентность содержит:

- управленческую компетентность, включающую теоретические и практические  знания или социальный опыт;

- психолого-педагогическую  компетентность, которая складывается  на основе знаний психологии  и педагогики [2, с.255].

Профессионализм – это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника [14].

Объективные показатели – это насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. Это решение проблем клиента, оказание помощи, профессиональные знания и умения, осуществление посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, умение быть организатором, координатором.

Субъективные показатели – это насколько профессия соответствует требованиям личности, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессионального социального работника характеризует высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

Субъективным показателем профессионализма является его устойчивая профессионально-гуманистическая направленность;

- процессуально-результативные  показатели – это достижение  личностно желаемых результатов  в труде. Критериями эффективности  деятельности социального работника  может быть: анализ состояния  проблем клиента и результатов  их решения, оценка социально-психологической  обстановки или микроклимата  в социуме;

- процессуальные показатели  – использование современных  социальных методов, приемов, технологий;

- нормативно-этические показатели  – насколько усвоил социальный  работник принципы профессии, умеет  соблюдать честь и достоинство  профессии;

- показатели наличного  базиса – это уровень профессионализма  личности, знания, умения, качества  личности;

- прогностические показатели  – умение видеть перспективы  роста, профессионального развития;

- показатели профессиональной  обучаемости – стремление к  повышению уровня профессиональной  квалификации;

- показатели социальной  активности и конкурентоспособности  профессии в обществе – умение  заинтересовать общество результатами  своего труда;

- технологические показатели  – это личностно-технологический  показатель специалиста по социальной  работе, контроль и самоконтроль  результатов деятельности;

- показатели инновационного  характера – это новаторство, творчество в применении различных  технологий.

Нововведения или инновационные показатели делятся на:

- модифицирующие (обновление  технологии социальной работы);

- комбинаторные – личностный  подход социального работника, различные  методы, приемы;

- радикальные – изменения  подхода в связи с требованиями  времени и конкретной ситуацией.

Показателями профессионализма социального работника являются:

- профессиональная объективность  и нейтралитет, чтобы не потерять  объективность в отношениях, заинтересованность  в решении проблемы клиента;

- предвидение, активизация  и использование возможностей  самого клиента – научить клиента  использовать собственные жизненные  ресурсы;

- качественно-оптимальный  уровень взаимоотношений с клиентом  – т.е. между социальным работником  и клиентом складывается качественно  эффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет  отстоять активную линию своего  поведения.

Профессор Шмелев считает, что профессионалом является социальный работник, который:

- соответствует требованиям  профессии, т.е. своей деятельностью  вносит определенный вклад в  социальную политику и социальную  практику;

- имеет личностно мотивационную  готовность, профессионально необходимые  качества, стремится к результативности  своего труда;

Информация о работе Профессиональные качества социального работника