Профессиональные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Цель данной курсовой работы - изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.

Содержание работы

Введение
1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества социального работника
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Профессиональные качества социального работника.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:

  • знать специфику работы в различной социальной среде;
  • знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности;
  • уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой – между различными общественными и государственными структурами;
  • уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;
  • уметь оказывать влияние на отношение между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности;
  • уметь работать в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
  • знать основные психические функции и их физиологические механизмы;
  • уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;
  • иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностей и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов;
  • знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, типы и структуры социальных организаций и институтов;
  • владеть основами социологического анализа;
  • знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;
  • знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
  • знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;
  • знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе;
  • знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту;
  • знать основы уголовного и гражданского права;
  • знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;
  • уметь вести организационно-управленческую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.

По циклу специальных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:

  • владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных проектах;
  • владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы;
  • знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой;
  • знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом;
  • применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве;
  • уметь использовать знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;
  • знать и уметь применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе;
  • уметь вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;
  • знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров солильной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности;
  • владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований;
  • знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере [4, с.474].

Социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительно качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал [7, с.201].

Социальный работник должен быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь [2, с.374].

Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

Реализация указанных качеств определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального работника [4, с.478].

Зарубежные и отечественные специалисты руководствуются в понимании профессиональной этики социального работника «Кодексом этики Национальной Ассоциации социальных работников (НАСР)», принятым в США в 1979 г.

Этические принципы в нем представлены в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом.

Первый раздел «Поведение и облик социального работника» включает в себя пять принципов. В соответствии с ними социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать свое профессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать как свои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным.

Во втором разделе излагаются «Этические обязательства социального работника к своим клиентам». В нем указывается на первостепенность интересов клиента, на необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, на необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.

Третий раздел «Этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам» включает два положения. Согласно одному из них социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением и доверием. Они должны быть друг к другу вежливы и справедливы.

В четвертом разделе «Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнять обязательства, взятые на себя социальным работником.

Пятый раздел «Этические обязанности социального работника по отношению к своей профессии» включает три положения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальные службы доступными широким слоям населения, и, в-третьих, нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.

Согласно шестому разделу «Этические обязательства социального работника по отношению к обществу» социальный работник должен способствовать всеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные с обязанностью социального работника предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели доступ к средствам и услугам, которые им необходимы. Социальный работник обязан также способствовать политическим и законодательным изменениям, направленным на улучшение жизни людей.

Ясно, что эти сформулированные принципы кодекса этики социального работника отражают только основные требования к деятельности социального работника, они должны учитывать традиции российского общества, а также накопленный теоретический и практический опыт социальной работы в нашей стране [2, с.375].

Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму [13,].

Таким образом, России еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей России и ее отдельных территорий. Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандарты социального работника, выработанные в Европе и Америке, оцениваются в новом свете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.

Для выполнения предписанных социальным работникам функций им необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, делая вывод следует отметить, что особенности развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла потребность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости толерантности.

Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Русский философ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский считал, что накопленные знания ещё не создают богатый духовный мир личности.

Флоренский писал, что самое страшное для человека – бездуховность. В центре спасения мира от бездуховности, по его мнению, стоит человек. [2, с.101].

В соответствии с основными функциями профессии социальный работник должен быть профессионально подготовленным; эрудированным в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; уметь принимать решение в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.

Информация о работе Профессиональные качества социального работника