Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - изучить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Объект исследования - профилактика дезадаптации в Государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Предметом исследования - содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические характеристики воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
2) Изучить причины дезадаптации воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ……………….4
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ………………………………………………………………………..4
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ…………………………… …….10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ...………16
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ-ШКОЛЕ №1»…...………………………………………….16
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ……………….4
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ………………………………………………………………………..4
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ…………………………… …….10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ...………16
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ-ШКОЛЕ №1»…...………………………………………….16
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….34
Введение
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Они получают социальную помощь государства как бы авансом. У общества состоит задача в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую их адаптацию в обществе.
На сегодняшний день в науке ведутся споры по поводу эффективности работы детских домов и выполнению ими основных задач по социализации и адаптации, созданию условий для воспитания и развития личности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники детских домов характеризуются трудностями в построении межличностных отношений, высоким уровнем личностной тревожности, неадекватной самооценкой, раздражительностью, агрессивностью, трудностями в общении, перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. По данным исследователей проблемы 40% детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни [8]. Это свидетельствуют о том, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе риска и все более актуальным становится решение проблемы адаптации этих детей, как к условиям детских домов, так и в обществе в целом.
Авторы рассматривают социально-психологическую дезадаптацию как процесс нарушения приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное "несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям. Социально-психологическая дезадаптация приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой, что проявляется низкой социализацией воспитанников детских домов, неприспособленностью к жизни, школьной дезадаптацией, а зачастую девиантным поведением. Это доказывает, что проблема социально-психологической дезадаптации детей к условиям детского дома является актуальной и требует серьезного изучения.
Цель исследования - изучить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Объект исследования - профилактика дезадаптации в Государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Предметом исследования - содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-
2) Изучить причины дезадаптации воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
3) Выявить основные направления профилактики дезадаптации;
4) Проанализировать содержания
профилактики социально-психоло
5) Предложить рекомендации
специалистам по профилактике
социально-психологической
Глава 1 Теоретические основы профилактики дезадаптации воспитанников детского дома
Дезадаптация - это процесс, в широком смысле, расстройства адаптации, которая в свою очередь, является механизмом социализации.
Социализация - это процесс обучения и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей, установок и образцов поведения того общества, социальной группы и общности, к которым он принадлежит [9, с.53]. Основным процессом социализации является процесс адаптации.
Адаптация - приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [9, с.4]. Термин "дезадаптация", обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой.
Дезадаптация - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. Дезадаптации может рассматриваться как процесс и как результат. Дезадаптация как процесс - снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе). Дезадаптация как результат - свидетельство о том, что поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, в учебе, играх и пр.) ребенка не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды. Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным социальным нормам в сравнении с основной массой его сверстников [9, с 55].
Доктор психологических наук Беличева С.А. выделяет:
- Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.
- Психологическая дезадаптация обнаруживается в акцентуациях характера, конфликтах мотивационной сферы, неадекватной самооценке, депривациях
- Социально-психологическая дезадаптация вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, и проявляется в неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтности, грубости, нарушений взаимоотношений. [2, с.16].
Пусковым механизмом процесса социально-психологической дезадаптации является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индивидуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации
Социально-психологическая дезадаптированность - это психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка [14, с.115].
Факторы дезадаптации можно классифицировать следующим образом:
1. Биологические факторы: функциональные и органические, врожденные и приобретенные болезни и нарушения, аномалии и расстройства процессов в организме человека, в том числе связанные с мозгом. Для детей оказывается также значимым факторы биологической зрелости организма и мозга.
2. Психологические факторы: события внутреннего мира, неадекватная самооценки, низкая мотивации, повышенный уровень тревожности, когнитивные способности, в том числе способность к научению, возрастная стадия развития личности и успешность преодоления кризисов развития, внутрипсихический баланс.
3. Социальные факторы: межличностные, социоролевые и другие внутригрупповые и межгрупповые события, изменения в структуре и качестве социальной сети и поддержки: конфликты, недостаток заботы, смерть одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская гиперопека, непоследовательность в системе наказаний и т.д. [5, с.14].
Из выше сказанного, следует, что детский дом также может выступать фактором социально-психологической дезадаптации.
Нарушения социально-психологической адаптации приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется низкой социализацией воспитанников детских домов, неприспособленностью к жизни, школьной дезадаптацией, а зачастую девиантным поведением.
Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, авторы выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности:
а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;
б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутрипсихических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.
в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы [10].
Процесс дезадаптации имеет и положительную сторону, так как является необходимым условием развития личности, но лишь тогда, когда носит временный характер. Поэтому необходимо предупреждать устойчивую, затяжную дезадаптацию, так как она является наиболее опасной для развития личности и носит патогенный характер. Дезадаптация является обратимым процессом, на этой основе могут быть созданы предпосылки не только для профилактики более серьезных нарушений психического развития, но и для целенаправленной коррекции уже имеющихся отклонений.
Принимая определение дезадаптации как нарушение процесса приспособления того или иного свойства, предполагается, по меньшей мере, три стороны процесса: субъект, адаптация которого нарушена, среда, в которой оказывается невозможным или затрудненным существование субъекта, и нарушенные условия их адекватного взаимодействия [1, с.18].
Результатом социально-психологической дезадаптации является состояние дезадаптированности личности. Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом.
В итоге, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению [14, с.22].
Существует многообразие точек зрения на феномен дезадаптации, но наиболее часто дезадаптация трактуется как процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий и, соответственно, привыканием к другим. Социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин. К основным признакам социально-психологической дезадаптации можно отнести трудновоспитуемость, конфликтность, грубость, нарушение взаимодействий, агрессивное поведение, школьная неуспеваемость, недисциплинированность, тревожность, депрессивное состояние.
Воспитание в детском доме также может выступать фактором социально-психологической дезадаптации. К основным причинам неблагоприятного развития в детском доме можно отнести:
- отсутствие эмоционального контакта с взрослым, групповой подход к детям со стороны воспитателя; жесткая регламентация всех действий ребенка в детском доме;
- дефицит любви и заботы; закрытость учреждения, сужение связей с окружающим миром;
- отсутствие разнообразия в сфере досуга, трудовой деятельности;
- неправильная организация общения взрослых с детьми; непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; недостаточная работа по формированию игры;
- бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной суженности окружающей среды;
- недостаточная психолого-педагогичеcкая подготовленность воспитателей детских домов, их безучастном отношении к детям;
- недостатки программ воспитания и обучение;
- недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.
Таким образом, состояние социально-психологической дезадаптации у воспитанников детского дома является результатом комплексного воздействия биологических, социальных, педагогических факторов и причин неблагоприятного воздействия, сочетающихся с неудовлетворением личностно значимых потребностей индивида. Принимая во внимание, что процесс дезадаптация является обратимым процессом, могут быть созданы предпосылки не только для профилактики более серьезных нарушений психического развития, но и для целенаправленной коррекции уже имеющихся отклонений.