Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - изучить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Объект исследования - профилактика дезадаптации в Государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Предметом исследования - содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические характеристики воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
2) Изучить причины дезадаптации воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ……………….4
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ………………………………………………………………………..4
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ…………………………… …….10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ...………16
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ-ШКОЛЕ №1»…...………………………………………….16
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………
- экспериментальная беседа - в ее ходе проверяется рабочая гипотеза
- интервью - как способ получения информации с помощью устного опроса
Тестовое обследование - способ психологической диагностики, использующий стандартизированные методики с целью измерения уровня развития определенного психологического качества личности.
Тест СПА (Социально-психологической адаптированности) К. Роджерс и Р. Даймонд (Приложение 2). Эта методика позволяет получить показатели присущих каждому индивиду уровней приспособленности или не приспособленности, которые отражают степень самоактуализации. Время выполнения - 45 минут. Шкала состоит из 101 утверждения. 37 утверждений характеризуют личность как приспособленную (адаптация, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего контроля, доминирование). 37 утверждений характеризуют личность как неприспособленную (дезадаптация, эмоциональный дискомфорт, ожидание внешнего контроля ведомость, уход от проблем). Семь высказываний составляют шкалу лжи,20 носят нейтральный характер.
Тест состоит из таких утверждений как: "я испытываю некую неловкость, когда с кем-то разговариваю", "мне сейчас очень не по себе, хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться", "я боюсь того, что подумают обо мне другие" и т.д. В конце теста приводится ключ и рассчитывается коэффициент СПА и коэффициент дезадаптированности [14]. Тест на определение СПА необходимо осуществлять не ранее чем через месяц, после прибытия ребенка в детский дом, так как по истечению этого времени можно судить о том, как протекает процесс адаптации, существуют ли отклонения в этом процессе.
В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:
- общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
- понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение;
- установка на помощь детям в "трудной жизненной ситуации";
- четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;
- понимание того, что "общение с взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка";
- выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
- целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;
- своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.
Заключение
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе риска и наиболее предрасположены к появлению социально-психологической дезадаптации, поэтому необходимым направлением деятельности детского дома должна быть профилактика социально-психологической дезадаптации, оказание помощи в процессе адаптации, как к условиям детского дома, так и в обществе в целом.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обладают рядом особенностей. У них отмечаются замедленный темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения, депривацией общения как со сверстниками, так и с взрослыми и затрудненными процессами социализации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе риска и наиболее предрасположены к появлению различных отклонений в процессе социализации. Одним из таких отклонений может стать социально-психологическая дезадаптация.
Существует многообразие точек зрения на феномен дезадаптации, но наиболее часто дезадаптация трактуется как процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий и, соответственно, привыканием к другим. К основным признакам социально-психологической дезадаптации можно отнести трудновоспитуемость, конфликтность, грубость, нарушение взаимодействий, агрессивное поведение, школьная неуспеваемость, недисциплинированность, тревожность, депрессивное состояние.
Основными факторами социально-психологической дезадаптации воспитанников детских домов являются: биологические факторы: врожденные и приобретенные болезни и нарушения; психологические факторы: события внутреннего мира, неадекватная самооценки, низкая мотивации; социальные факторы: межличностные, социоролевые и другие внутригрупповые и межгрупповые события. Воспитание в детском доме также может выступать фактором социально-психологической дезадаптации.
К основным причинами неблагоприятного развития в детском доме можно отнести: отсутствие эмоционального контакта с взрослым, групповой подход к детям со стороны воспитателя; жесткая регламентация всех действий ребенка в детском доме; дефицит любви и заботы; закрытость учреждения, сужение связей с окружающим миром; отсутствие разнообразия в сфере досуга; неправильная организация общения взрослых с детьми и др.
Анализ научной литературы,
а также деятельности "Нижнетагильском детском доме-школе
№1" показал, что профилактика социально-психологической
дезадаптации заключается в формировании
комплексного характера взаимодействия
всех специалистов учреждения и направлена
на ребенка, как субъекта адаптации и заключаться
в повышении его адаптивных возможностей;
на среду, создание благоприятных условий
для развития личности; на условия их оптимального
взаимодействия, формирование благоприятного
социально - психологического климата,
который способствовал бы раскрытию адаптационного
потенциала как среды так воспитанников
детского дома. Исходя из того, что дети-сироты
и дети ОБПР попадая в детский дом, по большому
счету, уже являются дезадаптированными,
то профилактическая деятельность должна
выстраиваться таким образом, чтобы уменьшить
уже существующее дезадаптивное поведение,
и предупредить возникновение новых отклонений
в процессе социально-психологической
адаптации в детском доме. Необходимо
отметить, что профилактика дезадаптации
включает мероприятия направленные на
диагностику "детей группы риска"
(дезадаптированных в той или иной мере,
или склонных к появлению дезадаптации);
консультационно-
В качестве основных рекомендаций деятельности по адаптации воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:
общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение;
установка на помощь детям в "трудной жизненной ситуации";
четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;
понимание того, что "общение с взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка";
выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;
своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.
Таким образом, профилактическая работа, возможно, будет улучшена при совместном взаимодействии психолога, социального педагога и воспитателя. Социальный педагог должен активно участвовать в процессе оказания помощи по адаптации и социализации воспитанников детских домов, а профилактическая работа с детьми должна заключаться в непрерывном процессе помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности в детском доме.
Список используемой литературы
1) Алмазов, Б.Н. Психическая
средовая дезадаптация
2) Беличева, С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков [текст] / С.А. Беличева // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 1995. - №1. - С.3.
3) Елькин, И.О. Профилактика зависимого поведения подростков [текст]: учеб. пособие / И.О. Елькин, Е.С. Набойченко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Пед. Ун-т, 2006. - 163 с.
4) Комплексное сопровождение
и коррекция развития детей-
5) Лозовой, В.В. Профилактика наркомании: школа, семья [текст]: учеб. пособие / В.В. Лозовой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. - 168 с.
6) Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика [текст]: учеб. пособие / Н.А. Рычкова. - М., 2000. - 48 с.
7) Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы [текст]: учеб. пособие / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
8) Сидорова, Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [текст] / Л.К. Сидорова. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 112 с. - (Методика).
9) Словарь по социальной педагогике [текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 368 с.
10) Софьин, М.К. Психологическая дезадаптация детей младшего школьного возраста: теоретический аспект [Текст]: дис. … канд. философ. наук / М.К. Софьин; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, - 2001. - 122 с.
11) Технологии социальной работы [текст]: учебник под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.
12) Технология социальной работы [текст]: учеб. пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
13) Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с.
14) Шарапановская, Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция [текст] / Е.В. Шарапановская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
15) Шилова, Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков [текст]: практическое пособие / Т.А. Шилова. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 112 с.
Приложение 1
Бланк беседы
Цель - выяснить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в " Нижнетагильском детском доме-школе №1"
Вопросы:
1) Ведется ли в " Нижнетагильском детском доме-школе №1" работа по профилактике социально-психологической дезадаптации?
2) Существует ли в " Нижнетагильском детском доме-школе №1" конкретная программа, технология по профилактике социально-психологической дезадаптации?
3) Каковы основные направления работы по данной проблеме в " Нижнетагильском детском доме-школе №1"?
4) На чем основывается работа по адаптации детей к условиям детского дома?
5) Кто занимается осуществлением данной работы?
Приложение 2
Тест СПА (социально-психологической адаптированности) К. Роджерс и Р.Даймонд
Эта методика позволяет получить показатели присущих каждому индивиду уровней приспособленности или неприспособленности, которые отражают степень самоактуализации. Время выполнения - 45 мин.
Шкала состоит из 101 утверждения.37 утверждений характеризуют личность как приспособленную (адаптация, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего контроля, доминирование).37 утверждений характеризуют личность как неприспособленную (дезадаптация, эмоциональный дискомфорт, ожидание внешнего контроля, ведомость, уход от проблемы). Семь высказываний составляют шкалу лжи,20 носят нейтральный характер.
Шкала СПА: Совершенно ко мне не относится - 1. Не похоже на меня - 2. Пожалуй, не похоже на меня - 3. Не знаю - 4. Пожалуй, похоже на меня - 5. Похоже на меня - 6. Точно, про меня - 7.
Утверждения
1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
4. Я предъявляю к себе большие требования.
5. Я часто сам себя ругаю за то, что делаю.
6. Я часто чувствую себя униженным.
7. Я сомневаюсь в том,
что могу понравиться кому-
8. Я всегда сдерживаю свои обещания.
9. У меня теперь хорошие отношения с окружающими.
10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в
стороне.
11. Я сам виноват в своих неудачах.
12. Я ответственный человек, на меня можно положиться.
13. У меня чувство безнадежности, все напрасно.
14. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями своих сверстников.
15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
16. У меня мало собственных убеждений и правил.
17. Я люблю мечтать иногда прямо среди дня.
18. У меня такое чувство,
как будто я зол на весь
мир: на всех нападаю, огрызаюсь,
никому не даю спуску. А то
вдруг "застряну" на какой-нибудь
обиде и мысленно мщу обидчику.
Трудно сдерживать себя в
19. Я умею управлять собой и своими поступками. Самоконтроль для меня не проблема.
20. У меня часто портится настроение: вдруг находит
уныние, хандра.
21. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят собой.
22. Люди, как правило, нравятся мне.
23. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то,
что чувствую.
24. Если я оказываюсь
среди большого количества
25. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
26. Обычно я легко лажу с окружающими.
27. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мной более приятельски, чем я ожидаю.
28. Мои самые тяжелые битвы - с самим собой.