Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - изучить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Объект исследования - профилактика дезадаптации в Государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Предметом исследования - содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические характеристики воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
2) Изучить причины дезадаптации воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ……………….4
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ………………………………………………………………………..4
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ…………………………… …….10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ...………16
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ-ШКОЛЕ №1»…...………………………………………….16
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………
1.2 Основные направления профилактики социально-психологической дезадаптации
Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней [3, с.16].
Профилактика - научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [13, с.89].
Концепция профилактики фокусируется на проблемах, которых необходимо избежать. Чтобы добиться этого, необходимо устранить существующие факторы риска и усилить защитные факторы. На практике существует два подхода: один ориентирован на человека, другой - на структуру. Чтобы они оба были эффективными, их необходимо использовать оба в определенной комбинации. Профилактические мероприятия адресуются ко всему населению, к определенным группам или даже индивидуумам, находящимся в опасности. Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения проблемы, на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенные явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Вторичная профилактика - этот вид профилактики призван распознавать раннее проявление дезадаптивного поведения и его симптомы и попытаться уменьшить их действие. Профилактические меры принимаются в отношении детей группы - риска непосредственно перед возникновением проблем. Например, работа с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклонений поведения без проявления такого в настоящее время.
Третичная профилактика - это вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни. Профилактические меры принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждают возникновение новых проблем [3, с. 20].
Под профилактикой также понимается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1) Предотвращение возможных
физических, психологических или
социокультурных обстоятельств
у отдельного ребенка или
2) Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка.
3) Содействие ребенку
в достижении социально
Дезадаптация может быть вызвана различными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждение возникновения обстоятельств, способствующих появлению дезадаптации;
- устранение этих обстоятельств;
- контролирование проводимой профилактической работы и ее результатов.
Рычкова Н.А. выделяет следующие направления профилактики дезадаптации в деятельности социального педагога:
Эффективность работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками [11, с.287].
Профилактическая деятельность должна опираться на следующие принципы:
А) разноплановость усилий, т.е. направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;
Б) единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости - медицинских, биологических) воздействий;
В) партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;
Г) ступенчатость, постепенность, последовательность, создание "переходов" от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.
Д) разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.
Профилактическая работа с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного развития на каждом возрастном этапе. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по большому счету, попадая в детский дом, уже являются в той или иной мере дезадаптированными. Исходя из этого, профилактика социально-психологической дезадаптации в детском доме будет заключаться в формировании благоприятных условий среды, социально-психологического климата, в ранней диагностике адаптационных возможностей, индивидуальных особенностей личности, диагностику детей склонных к дезадаптивному поведению, повышение адаптивных возможностей, уменьшение проявлений дезадаптивного поведения и предупреждения возникновения новых отклонений в процессе адаптации.
Профилактическая работа проводиться преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника, а также с самим ребенком [11, с.289].
В процессе профилактической работы психологом, социальным педагогом должны осуществляться следующие конкретные мероприятия по оптимизации взаимоотношений личности и коллектива:
1) Проведение психологического
обследования детей при
2) Работа по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями жизни;
3) Организация педагогических
консилиумов с целью
4) Организация работы по созданию благоприятного психологического климата в детском доме: оптимизируются формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый), которая способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый - ребенок), социальный педагог консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;
5) Психолог, социальный педагог
должен способствовать
6) Работа по повышению
адаптивных возможностей детей,
а также по адаптации
Профилактикой социально-психологической
дезадаптации в условиях детского дома занимается ПМПК
(псхолого-медико-
Для осуществления воспитательного взаимодействия и помощи в социально-психологической адаптации, применяются следующие методы:
Следовательно, профилактика социально-психологической дезадаптации должна быть направлена на ребенка, как субъекта адаптации и заключаться в повышении его адаптивных возможностей; на среду (создание благоприятных условий для развития личности); и на условия их оптимального взаимодействия (формирование благоприятного социально - психологического климата). Исходя из того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, попадая в детский дом, по большому счету уже являются дезадаптированными, то профилактическая деятельность должна выстраиваться таким образом, чтобы уменьшить уже существующее дезадаптивное поведение, и предупредить возникновение новых отклонений в процессе социально-психологической адаптации.
Глава 2 Практический аспект профилактики социально-психологической дезадаптации в детском доме
2.1 Содержание
профилактики социально-
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе риска и наиболее предрасположены к формированию социально-психологической дезадаптации, поэтому необходимым направлением деятельности детского дома должна быть профилактика социально-психологической дезадаптации, оказание помощи в процессе адаптации, как к условиям детского дома, так и в обществе в целом.
Анализируя деятельность " Нижнетагильском детском доме-школе №1" было выявлено, что содержание профилактики социально-психологической дезадаптации заключается в следующем:
Процесс адаптации ребенка в "Нижнетагильском детском доме-школе №1" основывается на комплексном подходе и постепенности. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребенку, уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему, персонифицированное отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.
В "Нижнетагильском детском доме-школе №1" отсутствуют комплексные программы, технологии, по профилактике социально-психологической дезадаптации, но деятельность по адаптации детей к условиям детского дома ведется и осуществляется в следующих направлениях:
1) Диагностическое направление,
сбор информации о ребенке. На
данном этапе наиболее важным
аспектом является
Для определения путей решения
проблем ребенка организуется деятельность
психолого-медико-
Медицинский работник: определяет состояние здоровья ребенка и соотносит с возрастными нормами, определяет группу здоровья, наличие хронических заболеваний, функциональное развитие органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы.
Логопед: выявляет патологии речи, оценивает сформированность речевых навыков.
Психолог: определяет психологические особенности ребенка, показатели его развития, устойчивость психического состояния, сформированность познавательных процессов и их произвольность. На основе полученных данных определяются адаптационные способности ребенка, его предрасположенность к дезадаптации. Когда ребенок поступает в детский дом, психолог организует индивидуальные занятия с ним по снятию психологического стресса, тревоги, страхов, агрессии, работает по формированию адекватной самооценки.