Профилактика социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Объект исследования - профилактика дезадаптации в Государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Предметом исследования - содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические характеристики воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
2) Изучить причины дезадаптации воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ……………….4
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ………………………………………………………………………..4
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ…………………………… …….10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ...………16
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ-ШКОЛЕ №1»…...………………………………………….16
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………

Файлы: 1 файл

курсач по соц менеджменту.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2  Основные направления профилактики социально-психологической дезадаптации

Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней [3, с.16].

Профилактика - научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [13, с.89].

Концепция профилактики фокусируется на проблемах, которых необходимо избежать. Чтобы добиться этого, необходимо устранить существующие факторы риска и усилить защитные факторы. На практике существует два подхода: один ориентирован на человека, другой - на структуру. Чтобы они оба были эффективными, их необходимо использовать оба в определенной комбинации. Профилактические мероприятия адресуются ко всему населению, к определенным группам или даже индивидуумам, находящимся в опасности. Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения проблемы, на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенные явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика - этот вид профилактики призван распознавать раннее проявление дезадаптивного поведения и его симптомы и попытаться уменьшить их действие. Профилактические меры принимаются в отношении детей группы - риска непосредственно перед возникновением проблем. Например, работа с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклонений поведения без проявления такого в настоящее время.

Третичная профилактика - это вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни. Профилактические меры принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждают возникновение новых проблем [3, с. 20].

Под профилактикой также понимается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1) Предотвращение возможных  физических, психологических или  социокультурных обстоятельств  у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу риска.

2) Сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня  жизни и здоровья ребенка.

3) Содействие ребенку  в достижении социально значимых  целей и раскрытие его внутреннего потенциала [12, с.163].

Дезадаптация может быть вызвана различными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждение возникновения обстоятельств, способствующих появлению дезадаптации;

- устранение этих обстоятельств;

- контролирование проводимой профилактической работы и ее результатов.

Рычкова Н.А. выделяет следующие направления профилактики дезадаптации в деятельности социального педагога:

    • ранняя диагностика детей "группы риска";
    • консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами, воспитателями;
    • мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего;
    • организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
    • патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
    • разработка и реализация целостных технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения [6, с.30].

Эффективность работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками [11, с.287].

Профилактическая деятельность должна опираться на следующие принципы:

А) разноплановость усилий, т.е. направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;

Б) единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости - медицинских, биологических) воздействий;

В) партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;

Г) ступенчатость, постепенность, последовательность, создание "переходов" от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.

Д) разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.

Профилактическая работа с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного развития на каждом возрастном этапе. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по большому счету, попадая в детский дом, уже являются в той или иной мере дезадаптированными. Исходя из этого, профилактика социально-психологической дезадаптации в детском доме будет заключаться в формировании благоприятных условий среды, социально-психологического климата, в ранней диагностике адаптационных возможностей, индивидуальных особенностей личности, диагностику детей склонных к дезадаптивному поведению, повышение адаптивных возможностей, уменьшение проявлений дезадаптивного поведения и предупреждения возникновения новых отклонений в процессе адаптации.

Профилактическая работа проводиться преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника, а также с самим ребенком [11, с.289].

В процессе профилактической работы психологом, социальным педагогом должны осуществляться следующие конкретные мероприятия по оптимизации взаимоотношений личности и коллектива:

1) Проведение психологического  обследования детей при поступлении  в детский дом, и при переходе из одного детского учреждения в другое, а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;

2) Работа по предупреждению  психологической перегрузки и  нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями жизни;

3) Организация педагогических  консилиумов с целью психологического  анализа поведения и развития  воспитанника для наиболее полного  раскрытия индивидуальных особенностей  его личности и способностей;

4) Организация работы по созданию благоприятного психологического климата в детском доме: оптимизируются формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый), которая способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый - ребенок), социальный педагог консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;

5) Психолог, социальный педагог  должен способствовать развитию  коммуникативных навыков профессиональной  деятельности педагогов, осуществлять мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;

6) Работа по повышению  адаптивных возможностей детей, а также по адаптации воспитанников  к широкому социальному окружению  за пределами детского дома, социальный педагог оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются [12, с.223].

Профилактикой социально-психологической дезадаптации в условиях детского дома занимается ПМПК (псхолого-медико-педагогическая комиссия), которая принимает решение по работе с воспитанниками детского дома. В ходе реализации решений комиссии, в процессе организации воспитательной работы с детьми используются следующее основные формы:

    1. Массовые (коллективный труд, праздники, вечера, конференции, диспуты, фестивали, олимпиады, смотры художественной самодеятельности, выставки, спортивные, трудовые соревнования, походы, экскурсии, экспедиции);
    2. Групповые (трудовые, художественно-творческие объединения, кружки, детские и юношеские организации и объединения, научные общества);
    3. Индивидуальные (помощь в разработке и реализации индивидуальных программ, в планировании и выполнении организаторской деятельности, общественные поручения).

Для осуществления воспитательного взаимодействия и помощи в социально-психологической адаптации, применяются следующие методы:

    1. Формирования сознания личности (убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссия, метод примера, и др.);
    2. Формирование опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающей ситуации и др.);
    3. Стимулирование деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха и др.) [8, с.49].

Следовательно, профилактика социально-психологической дезадаптации должна быть направлена на ребенка, как субъекта адаптации и заключаться в повышении его адаптивных возможностей; на среду (создание благоприятных условий для развития личности); и на условия их оптимального взаимодействия (формирование благоприятного социально - психологического климата). Исходя из того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, попадая в детский дом, по большому счету уже являются дезадаптированными, то профилактическая деятельность должна выстраиваться таким образом, чтобы уменьшить уже существующее дезадаптивное поведение, и предупредить возникновение новых отклонений в процессе социально-психологической адаптации.

 

Глава 2 Практический аспект профилактики социально-психологической дезадаптации в детском доме

2.1 Содержание  профилактики социально-психологической  дезадаптации в "Нижнетагильском детском доме-школе №1"

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе риска и наиболее предрасположены к формированию социально-психологической дезадаптации, поэтому необходимым направлением деятельности детского дома должна быть профилактика социально-психологической дезадаптации, оказание помощи в процессе адаптации, как к условиям детского дома, так и в обществе в целом.

Анализируя деятельность " Нижнетагильском детском доме-школе №1" было выявлено, что содержание профилактики социально-психологической дезадаптации заключается в следующем:

Процесс адаптации ребенка в "Нижнетагильском детском доме-школе №1" основывается на комплексном подходе и постепенности. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребенку, уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему, персонифицированное отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.

В "Нижнетагильском детском доме-школе №1" отсутствуют комплексные программы, технологии, по профилактике социально-психологической дезадаптации, но деятельность по адаптации детей к условиям детского дома ведется и осуществляется в следующих направлениях:

1) Диагностическое направление, сбор информации о ребенке. На  данном этапе наиболее важным  аспектом является своевременное  выявление детей с различными  отклонениями и нарушениями психического развития, определения физиологических, психологических и иных особенностях развития.

Для определения путей решения проблем ребенка организуется деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК), который предусматривает взаимодействие врача, воспитателя, психолога, социального педагога, логопеда, администрации. Данная комиссия определяет пути решения проблем ребенка, реализацию его возможностей и резервов развития, оказывает ему квалифицированную помощь.

Медицинский работник: определяет состояние здоровья ребенка и соотносит с возрастными нормами, определяет группу здоровья, наличие хронических заболеваний, функциональное развитие органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы.

Логопед: выявляет патологии речи, оценивает сформированность речевых навыков.

Психолог: определяет психологические особенности ребенка, показатели его развития, устойчивость психического состояния, сформированность познавательных процессов и их произвольность. На основе полученных данных определяются адаптационные способности ребенка, его предрасположенность к дезадаптации. Когда ребенок поступает в детский дом, психолог организует индивидуальные занятия с ним по снятию психологического стресса, тревоги, страхов, агрессии, работает по формированию адекватной самооценки.

Информация о работе Профилактика социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1»