Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования - изучить содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Объект исследования - профилактика дезадаптации в Государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Предметом исследования - содержание профилактики социально-психологической дезадаптации в «Нижнетагильском детском доме-школе №1».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические характеристики воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
2) Изучить причины дезадаптации воспитанников «Нижнетагильском детском доме-школе №1»;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ……………….4
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ………………………………………………………………………..4
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ…………………………… …….10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ...………16
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ-ШКОЛЕ №1»…...………………………………………….16
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………
29. В душе я оптимист и верю в лучшее.
30. Я неподатливый. Упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
31. Я критичен к людям и всегда сужу их, если с моей точки зрения они этого заслуживают.
32. Я чувствую себя не
ведущим, а ведомым: мне еще не
всегда удается мыслить и
33. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.
34. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем бы не хотел делиться.
35. У меня красивая фигура, я привлекателен.
36. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.
37. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
38. Мои решения - не мои
собственные. Даже тогда, когда мне
кажется, что я решаю самостоятельно,
они все же приняты под
39. Я часто испытываю чувство вины, даже тогда, когда как будто ни в чем не виноват.
40. Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что меня окружает.
41. Я доволен.
42. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.
43. Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.
44. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
45. Разозлившись, я редко выхожу из себя.
46. Я часто чувствую себя обиженным.
47. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
48. Бывает, что я сплетничаю.
49. Я не очень доверяю своим чувствам, иногда они меня подводят.
50. Это довольно трудно - быть самим собой.
51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-то сделать, я обдумываю свои поступки.
52. Мне кажется, что я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы трезво взглянуть фактам в лицо, я толкую их на свой лад. Словом, не отличаюсь реалистичностью.
53. Я терпелив в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.
54. Я стараюсь не думать о своих проблемах.
55. Я считаю себя интересным человеком, заметным, привлекательным как личность.
56. Я стеснительный, легко тушуюсь.
57. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.
58. Я чувствую внутреннее превосходство над другими,
59. Я никто. Ничего нет, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность.
60. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.
61. Я честолюбивый. Я неравнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаю существенным, мне важно быть в числе лучших.
62. Я презираю себя сейчас.
63. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
64. Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнением.
65. Я просто не уважаю себя.
66. Я по натуре вожак и умею влиять на других.
67. В целом я хорошо отношусь к себе.
68. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.
69. Я не люблю, когда у меня с кем-нибудь портятся отношения.
70. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.
71. Я в какой-то растерянности. Все спуталось, смешалось у меня.
72. Я удовлетворен собой.
73. Я неудачник, мне не везет.
74. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.
75. Я нравлюсь окружающим как личность, как человек.
76. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девочками (мальчиками).
77. Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед прошлым: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится.
78. У меня легко, спокойно на душе.
79. Я умею упорно работать.
80. Я чувствую, что меняюсь,
расту, взрослею. Мои чувства и
отношения к окружающим
81. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
82. Я всегда говорю только правду.
83. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.
84. Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять, и я соглашусь, уступлю.
85. Я чувствую неуверенность в себе.
86. Я часто бываю вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают и делают мои поступки обоснованными.
87. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Я умный.
89. Иной раз я люблю прихвастнуть.
90. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, но ничего не могу поделать с собой. У меня нет воли и нет воли ее выработать.
91. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
92. Я никогда не опаздываю.
93. У меня ощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Я отличаюсь от других.
95. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
96. Мне все ясно о себе. Я себя хорошо понимаю.
97. Я общительный открытый человек. Я легко схожусь с людьми.
98. Мои силы и способности
вполне соответствуют тем
99. Я ничего не стою. Меня даже не воспринимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны. Просто терпят меня.
100. Меня беспокоит, что противоположный пол слишком занимает мои мысли.
101. Все свои привычки я считаю хорошими.
Обработка результатов
Показатели адаптированное™:
а) 4, 5, 9, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26-28, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98.
Показатели дезадаптированности:
б) 3, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 43, 49, 50, 52, 54, 63-65, 69-71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100.
Чтобы вычислить коэффициент адаптации, необходимо количество баллов "а" разделить на сумму "а" и "б" и умножить на 100%.
Шкала лжи:
а) 34, 45, 48, 81, 89 (отрицательные ответы);
б) 8, 82, 92, 101 (положительные ответы). Первая шкала (принятие - непринятие себя): а - 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96; 6-7, 59, 62, 65, 90, 95, 99.
Коэффициент самопринятия равен количеству баллов "а", деленному на сумму "а" и "б", умноженному на 100%.
Вторая шкала (принятие других - конфликт с другими):
а) 9, 14, 22, 53, 56, 97;
б) 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76.
Третья шкала (эмоциональный комфорт (оптимизм - уравновешенность) - эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство, или, напротив, апатия):
а) 23, 29, 41, 44, 47, 78;
б) 6, 42, 49, 50, 56, 83. Коэффициент эмоциональной комфортности равен количеству баллов "а", деленных на сумму "а" и "б", умноженных на 100%.
Четвертая шкала (локус контроля (ожидание того, что достижение целей зависит от самого себя - ожидание внешнего контроля):
а) 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98;
б) 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77.
Пятая шкала (доминирование - ведомость):
а) 58, 61, 66;
б) 16, 32, 38, 69, 84, 87. Шестая шкала (уход от проблемы): 17, 18, 54, 64, 86.
Коэффициент СПА вычисляется как сумма позитивных высказываний, рассортированных респондентами на 5, 6, 7 позициях, и негативных, попавших в позиции 1, 2, 3.
Гипотетическая оптимальная величина коэффициента-74, минимальная-9.
Коэффициент дезадаптированности рассчитывается как сумма позитивных высказываний, распределенных на 1, 2, 3 позиции, и негативных, занявших 5, 6, 7 позиции. Для подростков 12-14 лет средние индексы 39 - 44 баллов.